Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
День здоровья на сайте “Трибуны”. Профилактика факторов риска развития ХНИЗ
18.06.2022 08:05
День здоровья на сайте “Трибуны”.   Доноры: герои нашего времени
18.06.2022 08:15

День здоровья на сайте “Трибуны”. Как взаимодействовать с тревожными детьми

День здоровья на сайте “Трибуны”. Как взаимодействовать с тревожными детьми


Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматриваются как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Часто смешивают понятие “тревога” и “тревожность”. Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими проявлениями тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователей, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

Различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются решать все проблемы за ребенка, тем самым, убеждая его в беспомощности, то в дальнейшем, в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Единичные, т.е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название “тревожность”.

Критерии определения тревожности

1.Постоянное беспокойство.

2.Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

3.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

4.Нарушения сна.

5.Раздражительность.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Критерии определения страха разлуки.

1.Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2.Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

3.Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

4.Постоянный отказ идти в детский сад.

5.Постоянный страх остаться одному.

6.Постоянный страх засыпать одному.

7.Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

8.Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают, о том, что их тревожит).

Если хотя бы три черты проявлялись в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.

Профилактика тревожности.

1.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей

Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай”.

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не смогут выполнить.

Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5.Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него студию, кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.Чаще используйте телесный контакт, упражнения по релаксации.

4.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8.Будьте последовательны в воспитании.

9.Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10.Не унижайте ребенка, наказывая его.

11.Используйте наказание лишь в крайних случаях.

12.Хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, хомячка, собаку или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

13.Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми, способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Татьяна Чикарова.

Врач-педиатр Динской ЦРБ.