Слышен грохот взрывов и летящих снарядов… Несмотря на опасность, работу нужно выполнить в срок, а лучше – опережая график. Да, бойцы противовоздушной обороны защищают город и ближайшие села… Но все равно не по себе. Особенно, когда знаешь, что там находятся наши ребята. Не только военные, но и гражданские, готовые помочь и сделать все, чтобы восстановить водоснабжение в Донецке и других городах ДНР. И для этого сюда приезжают бригады со всей России. В такой командировке побывал и наш молодой земляк, житель Динского района Павел Шевченко. О своих впечатлениях от поездки он рассказал корреспонденту газеты “Трибуна”.
– Как получилось, что Вы отправились в командировку в Донецкую Народную Республику?
– Работаю в Краснодаре в компании ООО «Стройэнерго-Кубань». Чуть больше месяца назад руководство предложило нашей бригаде командировку в ДНР. Сказали тогда, что будем работать в 20 километрах от границы с Россией, и что там не стреляют, спокойно. Мы согласились. Вместе с ребятами из Краснодара и Республики Адыгея – Валерием Шубертом, Альбертом Жариковым, Дмитрием Косаревым и Константином Кондратьевым, – взяв с собой необходимое оборудование, на машине отправились в путь. Пересекли границу довольно быстро. Но потом выяснилось, что условия поменялись, и нас направили прокладывать водопровод в непосредственной близости к Донецку. Трудились почти месяц на последнем пикете – точке, где идут работы по строительству водопровода. Некоторые строители, скажу честно, боятся…
– У жителей совсем нет воды?
– Практически. Воду привозят машинами. Тракторист, с которым мы работали, живет в Донецке. Рассказывал, что приедет домой, и даже помыться нечем будет. Конечно, им нелегко там. Ведь даже для того, чтобы посетить стоматолога, пациент должен взять с собой пятилитровку воды.
– Реалии той военной жизни, какие они?
– Стреляли постоянно. Но после нескольких дней привыкаешь и уже работаешь нормально. Поначалу было жутковато, потому что системы ПВО сбивали беспилотники буквально над головой. Долетали иногда и ракеты. За всю командировку, наверное, 4-5 раз прилетели по нашим позициям. Одна где-то метров в 500-х упала, еще одна – в полутора километрах. На второй неделе командировки сказали, что нацистская ракета прилетела в девятиэтажку Донецка, и погибла маленькая девочка. Было очень больно…
Жили мы в поселке Зуевка. Первоначально нас поселили в небольшой комнате, в которой было 10-15 раскладушек, но мы решили снять другое жилье. Нашли небольшой домик, договорились с бабушкой-хозяйкой и стали жить там. В первый же день, как мы заселились к ней, в 6 утра сбили то ли беспилотник, то ли ракету. Просто вспышка, громкий звук и ощущение, что град начинается: по крыше застучало, а потом полетели и крупные осколки размером с телефон…
А поселок мне очень понравился. Жить там в мирное время – просто мечта. Такой советский, уютный. Порадовало, что почти нет разрушений. За это, конечно, надо сказать спасибо нашим военным противовоздушным силам – работают на совесть!
В рабочие дни действует комендантский час. В 22.00 все должны быть дома. И магазины работают до этого времени. Многих интересует, все ли можно купить там? Отвечу, что проблем с продуктами нет. В Зуевку, правда, нужно заказывать хлеб. А так, в доступности и сыры, и колбаса, и молочка, привоз постоянный.
Сначала мы покупали себе все сами, но потом обратились к руководству, и нам стали возить обед. А завтракали и ужинали в школе, недалеко от того места, где жили. Нам должны были еще сухпайки выдавать. В целом, как в армии, нормально.
– Что именно вы делали – какой был фронт работы?
– Мы занимаемся горизонтально направленным бурением (ГНБ). С небольших водохранилищ Макеевки, Горловки, Харцызска и других специалисты тянули трубы, которые выходят в большой канал, по которому вода пойдет в Донецк. В ДНР нам, если говорить по-простому, нужно было пробуриться под железной дорогой, а также проложить 280 метров труб, чтобы вывести их в канал. У нас была последняя точка, где идет сброс воды. С собой мы привезли бурильную установку и необходимую технику. И мы постарались, и наши коллеги из разных городов России, которые работали на других пикетах. Нам удалось закончить все раньше срока: командировка должна была продлиться один месяц, но мы все сделали за 25 дней. Последнюю неделю практически жили на объекте, спали прямо в автомобилях. Четыре часа на сон, и снова за работу!
Восстановительные работы проведены. В ближайшее время жителям Донецка должны дать воду!
– Не жалеете, что согласились на такую командировку?
– Нет. Но, конечно, слава Богу, что все закончилось хорошо, и мы приехали домой живыми и здоровыми.
– Погода не мешала работе?
– Нет, пару раз дождь прошел, и все. Было жарко. Но там довольно интересный климат: днем было выше 30 градусов тепла, а вечером резко понижалась температура, и становилось очень холодно.
Воздух там чище, может, потому, что меньше машин. Да и жителей на улицах не много. И в основном это подростки или старики. Людей трудоспособного возраста почти не видно, особенно мужчин.
– А как относилась ваша хозяйка к нашей стране, военной операции?
– Замечательно! Когда мы спросили ее мнение о том, нужна ли была военная операция, которую начала Россия, она ответила, что бандеры есть бандеры. Важно, чтобы их уничтожали, и был мир во всем мире. Она – за русских! Жить в ДНР тяжело, хочет ехать в Москву к сыну, но останавливает то, что нужно продать дом. Многие из местных жителей хотят забыть войну и не вспоминать про нее. Но, в то же время, у них есть надежда, что все восстановится, и жизнь вернется в мирное русло!
– Были ли какие-то особые моменты, которые запомнились?
– Был показательный случай, который всем нам позволил прочувствовать, как жилось людям на Донбассе при нацистах все эти годы, в постоянном страхе, когда не знаешь, кому можно доверять, кто свой, а кто чужой… Мы ехали на микроавтобусе и слегка заблудились в незнакомой местности.
Увидели женщину с ребенком, идущую по дороге, и решили спросить у нее, как проехать. Притормозили рядом с ней. Открыли боковую дверь… Боже, какие у нее были глаза! Страх, паника. Она буквально отпрыгнула от автомобиля и убежала бы, если б мы не успели объяснить, кто мы такие. Честно, мы сами испугались…
– Если предложат, поедете туда вновь?
– На самом деле работать непросто, ведь постоянно в голове мысль, что в любой момент может прилететь снаряд или осколок… Но часть нашей спецтехники осталась в ДНР, на охраняемой стоянке, а это значит, что вероятность следующей командировки почти стопроцентная. Работы там непочатый край, и кто же ее сделает, если не мы?
А еще вспоминаю людей, которые стояли на обочине и махали нам руками. Особенно детей. А мы ребятне денежку давали на мороженое. Они были так рады! Дети есть дети, несмотря ни на что…
Жители благодарят тех, кто восстанавливает их села и города. Для них это действительно большая помощь и поддержка от нас, братского народа!
Беседовала Марина СУЛИМА.
Фото Павла ШЕВЧЕНКО.
Читайте другие материалы рубрики: Общество