Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Наша сила – в молитве и единстве
02.02.2023 11:15
В более 20 школах Динского района в 2022 году введены дополнительные ставки для педагогов
02.02.2023 14:44

Сима Иванов. Гибель «Челюскина»

Сима Иванов. Гибель «Челюскина»

…Раньше, когда еще не были освоены северные моря, для того, чтобы попасть водным путем из Архангельска или Мурманска во Владивосток, на Камчатку или Сахалин, нужно было пройти длинный путь в двадцать пять тысяч километров вокруг Африки, заходить в иностранные порты, покупать за золото уголь, брать пресную воду. А ведь Северный путь по нашим полярным морям более чем вдвое короче. Но никому не удавалось за одну навигацию проплыть из Атлантического океана в Тихий по этой короткой, но тяжелой водной дороге. Впервые этого добились в 1932 году, и это были советские моряки и ученые. Экспедиция знаменитого путешественника, исследователя Арктики профессора Отто Юльевича Шмидта одержала огромную победу: ледокол «Сибиряков», который вел прославленный капитан Владимир Иванович Воронин, за одно лето добрался из Архангельска во Владивосток.

Злой рок Чукотского моря

Через год, 16 июля 1933 года по следу «Сибирякова» отправился новенький обыкновенный транспортный пароход «Челюскин», не имеющий специальных подкреплений корпуса для плавания во льдах.

Его капитаном был тот же Воронин, а всю экспедицию возглавил Шмидт. Несмотря на тяжелейшую ледовую обстановку, «Челюскин» прошел за одну навигацию от Мурманска до Берингова пролива, доказав тем самым возможность плавания в Арктике транспортных судов. И только из-за случайности судно начало обратный дрейф и было вынесено в центр Чукотского моря, а затем раздавлено во время сжатия ледяных полей.

«Челюскину» не везло. Частые и сильные штормы трепали корабль в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском. Самым неприступным оказалось коварное Чукотское море. Девять десятых его поверхности было покрыто льдами. Корабль не мог идти своим ходом, а дрейфовал вместе со льдами, в которые он был словно впаян. Так прошли ноябрь, декабрь, январь.

 В газетах все время печатались короткие радиограммы корреспондентов, находившихся на «Челюскине». Весь мир знал, что надвигалась катастрофа. Предвидя ее, Шмидт заранее распределил людей по бригадам. Каждый помнил, что ему надо будет делать в случае ледяной тревоги. Продовольствие, теплая одежда, палатки, спальные мешки – все было готово для быстрой выгрузки. Льды шли приступом на судно. И вот пришло сообщение: «Тринадцатого февраля сильным сжатием льда пробило борт подводной части парохода «Челюскин». В машинное отделение хлынула вода вместе со льдом. Пароход был обречен на гибель».

На льдине 104 человека

Авральная выгрузка на лед прошла организованно, без следа паники. Стиснутый льдами пароход тонул медленно.

Успели выгрузить не только подготовленные грузы, но и шлюпки, маленький самолет-амфибию «Ш-2». На льдину высадилось 104 человека, и сразу закипела работа: стали оттаскивать подальше от воды спасенные продукты, ставить палатки. На льдине, дрейфующей в студеном Чукотском море, начали налаживать жизнь советские люди, спокойно ожидающие помощи. И Родина делала все для их спасения.

Уже на следующий день после гибели «Челюскина» была создана специальная правительственная комиссия. Ее возглавил заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР Валериан Владимирович Куйбышев.

Как выбраться челюскинцам из ледового плена? Все попытки добраться с Чукотки до ледового лагеря Шмидта на оленьих и собачьих упряжках окончились неудачно. Оставались самолеты! Вертолетов тогда не было и в помине, а самолеты были крайне редкими гостями на далеком Севере.

Правительственная комиссия решила спасать челюскинцев самолетами. Как было известно из радиограмм, посылаемых Шмидтом, челюскинцы не покладая рук работали, строили аэродромы на большой льдине в пяти километрах от лагеря. Так проходили тяжелые трудовые будни.

Листки календаря

В мае 1990 года в музее Арктики и Антарктики в Ленинграде я встретилась со старшим научным сотрудником В. Я. Дементьевой.

С Верой Яковлевной мы просмотрели картотеку и много документов, связанных с историей освоения Арктики. Очень хотелось найти все, что связано с именем нашего земляка Серафима Ивановича Иванова, динчанина, участника экспедиции.

Меня заинтересовало оформление большого стенда: листки отрывного календаря и их содержание.

1933 год, июль, 16, четверг.

Из Ленинграда вышел пароход «Челюскин» (не ледокольного типа) с заданием пройти Северным морским путем в одну навигацию во Владивосток с заходом на остров Врангеля для снабжения зимовщиков.

1933 год, август, 15, вторник.

Карское море. Первые повреждения корпуса. Корабль во льдах.

1933 год, октябрь, 18, понедельник.

Чукотское море. Начало дрейфа во льдах. Новые повреждения корпуса, винта.

1933 год, ноябрь, 4, воскресенье.

Берингов пролив. Самая южная точка дрейфа «Челюскина». Чистая вода в полумиле.

1933 год, ноябрь, 5, понедельник.

Направление дрейфа изменилось. Льды увлекают корабль обратно на север, в Чукотское море.

1933 год, ноябрь, 25, суббота.

Первое сильное сжатие льда. Выгружен на лед аварийный запас. По окончании сжатия аварийный запас хранится на палубе.

1933 год, декабрь, 3, воскресенье.

Корабль в ледовом плену. Машина работала в последний раз.

1934 год, январь, 2, вторник.

 Самая северная точка дрейфа в Чукотском море.

1934 год, февраль, 13, суббота.

Сильнейшее сжатие льдов, разорван левый борт. Эвакуация людей и грузов с гибнущего корабля. Перерублены все канаты, крепившие стройматериалы и другие грузы, с тем расчетом, что они всплывут после погружения корабля. В15 часов 30 минут «Челюскин» затонул. На льду создается лагерь.

1934 год, февраль, 14, воскресенье.

 В Москве создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев (председатель В. В. Куйбышев). Мобилизованы на спасение людей корабли, авиация, собачьи упряжки.

1934 год, февраль, 15, понедельник.

В лагере продолжается расчистка аэродрома. Ведутся регулярные ледовые, гидрогеологические и метеорологические наблюдения. На небольшой ледяной площадке – 10 парусиновых палаток и барак, отапливаемый камельками. Вместо стекол в крохотные окна вставлены бутылки.

1934 год, март, 5, четверг.

Первый самолет А. В. Ляпидевского в лагере. Вывезено 10 женщин, двое детей.

1934 год, апрель, 7, суббота.

Прилетели Н. П. Каманин, В. С. Молоков, М. В. Слепнев.

1934 год, апрель, 9, понедельник.

Самое сильное сжатие. Трещиной разорвало барак. Разрушен моторный бот, аэродром, погибло много материалов.

1934 год, апрель, 10, вторник, 11, среда, 12, четверг.

Эвакуация челюскинцев из лагеря Шмидта на Чукотское побережье самолетами Слепнева, Молокова, Каманина, Доронина, Водопьянова, Леваневского.

1934 год, апрель, 13, пятница.

Операция по спасению челюскинцев закончена. Последними покидают лагерь радисты Кренкель Э. Т., Иванов С. А., исполняющий обязанности начальника экспедиции Бобров, капитан Воронин, боцман Загорский, начальник аэродрома Сандро Погосов и 8 собак.

«Дора! Быстро в палатку, мы тонем»

В 1986 году с большим волнением я поднималась в Ленинграде по ступенькам дома челюскинцев на улице Восстания, 53, на пятый этаж к Доротее Ивановне Васильевой.

До позднего вечера я слушала воспоминания этой замечательной женщины. Мы листали страницы альбомов, книг. Много интересных фактов узнала. Она показала мне копию записи в судовом журнале «Челюскина»: «31 августа, 5 час. 30 м. у супругов Васильевых родился ребенок, девочка. Счислимая широта 75 градусов 46 минут 51 секунда сев., долгота 91 градус 06 минут вост., глубина моря 52 метра». Новорожденной было присвоено имя Карина в честь Карского моря.

Рассматривали фотографию. Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Ляпидевский с Кариной на руках. Дора Ивановна вспоминает последние минуты своего пребывания на «Челюскине». «Я в каюте укладываю спать Карину, не обращаю внимания на ставшие в последние дни привычными шумы и беготню за дверью – ведется тренировочная высадка на лед на случай гибели «Челюскина». А тут открывается дверь, и Петр Петрович Ширшов кричит: «Дора, почему вы здесь?! Вам давно нужно быть на льду, в палатке, мы тонем!» Закутываю Карину. Хватаю этот сверток, бегу к трапу, передаю его моряку, тот – другому… Все на льду, корабль утонул. Перекличка… Ищу дочь… Нахожу свой сверток в куче других вещей, а дочь спит себе преспокойно, ведь ночь… Впереди нас ждала жизнь на льдине, пока 5 марта 1934 года А. В. Ляпидевский не вывез нас, женщин и детей, на землю».

Я держала в руках орден Красной Звезды № 324 и слышала: «Значит, у вашего Симы был такой же орден за № 333. Смотрите, в Постановлении ЦИК СССР о награждении участников полярного похода «Челюскина» моя фамилия под номером 79, а под номером 88 – С. А. Иванов, радист. Мы все любили Симу, он ни от каких работ не отказывался, а главное, был грамотным радистом. Жаль, что умер рано. Жил Сима с семьей в нашем доме, здесь, через стенку, но в другом подъезде. Сын его Саша давненько уехал на работу в Магадан, а в их квартире живут другие люди…»

На память Дора Ивановна подписала мне карту похода парохода «Челюскин» Северным морским путем. Дала много фотографий встреч челюскинцев в разное время в разных уголках страны, адреса и телефоны других челюскинцев.

Обещание

В газете «Собеседник» № 21 за май 1987 года мы со следопытами нашли и изучили большую статью «Крылья над полюсом», которая заканчивалась так: «6 июня 1937 года на полюсе стояли 39 человек. Сегодня живы шестеро: М. И. Шевелев, И. П. Мазурук, Г. К. Орлов, В. И. Аккуратов, Д. П. Шекуров, В. Г. Гинкин. Дорогие товарищи! «Собеседник» поздравляет вас со славным юбилеем. Здоровья вам!»

Постарались наладить переписку. Откликнулся Валентин Иванович Аккуратов. Он помнил нашего Симу, обещал поискать общую с ним фотографию. Однако, когда мы с моими десятиклассниками были в Москве, приехали, подошли к его дому № 22 в переулке Донелайтиса и позвонили из ближайшей телефонной будки, то получили отказ от встречи. Голос по телефону слышали, но, может быть, он не понял, что мы рядом, сослался на большую занятость, попросил подождать немного: «Я 16 октября 1990 года вылетаю на вертолете МИ-26 с группой доктора Федорова вокруг земного шарика. Много хлопот по подготовке к такому перелету. Федоров будет возвращать зрение людям в пунктах наших остановок… Как только возвратимся, выполню данное вам обещание».

Не передать наше огорчение: мы рядом с домом Валентина Ивановича Аккуратова, знавшего нашего Симу Иванова. Усомнились даже: какой такой кругосветный перелет, хоть и заслуженного полярника, в его возрасте. Однако по сообщениям «Правды» он действительно летал с Федоровым. Не смог, однако, выполнить данное нам обещание рассказать о нашем Иванове – заболел, умер в 1993 году. Но фотографию его с нашим Ивановым я недавно нашла в книге «Полярная авиация России 1914-1945».

Таисия ЧЕКРЫГИНА.

Основатель Динского районного музея.

(Продолжение следует).

Эти героические люди пережили многое…