Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Как справиться со стрессом: рекомендации медицинского психолога
03.11.2023 11:14
Строительные организации Кубани перечислили в бюджет 13,7 миллиарда рублей налогов
03.11.2023 11:37

Любовь Волошина: «С песней по жизни!»

Любовь Волошина: «С песней по жизни!»

В октябре исполнилось 75 лет со дня рождения Любови Степановны Волошиной, Заслуженного работника культуры Кубани и Почетного гражданина станицы Васюринской. Но это сейчас. А еще 60 лет назад, когда только начиналась сценическая деятельность Любови Степановны, вся Васюринская собиралась в ДК имени Ивко на концерт, чтобы, как говорили, «послухать, як спивають Горбенкивски дивчата Люба и Вера». Хотя и это, наверное, не вся правда, так как сама Любовь Степановна рассказывает, что поет она с раннего детства, сколько себя помнит.

Выступали и перед Сталиным

Васюринская всегда славилась своими певцами. Еще в 80-е годы старики вспоминали, как в далекие 20-30-е годы прошлого века пели в станичном хоре сестры Алексеевы – Антонина Тихоновна и Галина Тихоновна, Анастасия Яковлевна Подлужная. Казаки Василий Жорник, Андрей Кодаш, Афанасий Цокур, Матвей Вареха, Белый, Даниленко, Савицкий. Антон Михайлович Самаров и Софья Львовна Землянкина создали хор, который был известен не только на Кубани, но и в Москве. Как вспоминала Надежда Куприяновна Козлова, выступали даже в Кремлевском дворце перед Сталиным. В 1936 году, когда был воссоздан Кубанский казачий хор, Антон Михайлович и Софья Львовна перешли работать туда. Это подтверждается и архивными документами. Так что песенная традиция имеет в Васюринской давнюю и славную историю.

Но вернемся к героине нашего рассказа. Родилась она 12 октября 1948 года в казачьей семье. Родители Любы из того племени вечных тружеников-земледельцев, на которых всегда держалась и будет держаться земля русская. Дедушка Степан Степанович Горбенко переехал в начале 20-х годов прошлого столетия с Донщины на Кубань. Да так и осел на гостеприимной кубанской земле. Сын его, тоже Степан Степанович, рано познал труд хлебороба. Еще до войны в 1940 году 13- летним подростком начал работать в колхозе. Сначала прицепщиком, а затем трактористом и бульдозеристом. Да так и проработал всю жизнь. Вначале в колхозе им. Ивко, а с 1950-го года после объединения колхозов в единое хозяйство – в колхозе имени Чапаева. Как с гордостью говорит Любовь Степановна, в его трудовой книжке была лишь одна запись.

Слово о маме

С особой любовью наша знаменитая землячка рассказывает о своей маме Анне Павловне, о том, сколько горя ей пришлось перенести. К сожалению, судьба Анны Павловны типична для детей, родившихся на рубеже 1920-1930-х годов. Написал слово «типично», и стало страшно, как это все неправильно, и за что им такая доля, но, зная истории людей, переживших то страшное время, к сожалению, другое слово трудно подобрать. Слушая рассказ Любови Степановны о маме, я невольно сравнивал судьбу Анны Павловны с судьбой своей мамы Анастасии Семеновны. Как поразительно много общего. В раннем детстве обе остались сиротами, отца Степана Степановича Масько раскулачили и выслали в 1931 году, как и моего деда Якова Миновича Ганыча, а вскоре, в 1933 году, умерли мамы Акулина Павловна – мама Аннушки и моя бабушка Екатерина Васильевна. Воспитывалась Аннушка в детском доме колхоза «Красных партизан», а моя мама – в детском доме колхоза «Ивко». Страшно представить, но в то время только в станице Васюринской было шесть детских домов, где воспитывались сироты раскулаченных и умерших от голода казаков. А затем и Анну, и Анастасию удочерили чужие люди. Даже отчества у них были не свои. Когда шестилетнюю Аннушку привели в детский дом, она не смогла вспомнить свое отчество – Степановна, и тогда кто-то из воспитателей сказал, что деда звали Павло, давайте запишем Павловна. Также и у моей мамы отчество приемного отца Семена Филипповича. Поразительно, но в разговоре с Любовью Степановной выяснилось, что наши мамы были троюродными сестрами. Оказывается, у нас общий прапрадед – Степан Галка. Наши прадеды: мой – Василий Степанович и Любови Степановны – Павел Степанович – родные братья. Так и прожили всю жизнь в станице две сиротины, не подозревая о своем близком родстве.

Семья Горбенко. Люба, Степан Степанович, Миша, Вера, Анна Павловна.

Конец 1920-х – начало 1930-х годов были очень тяжелыми для страны. Насильственная коллективизация и последовавший за ней голод унесли около 6 миллионов человеческих жизней.

Когда Аннушке исполнилось 13 лет, мачеха ее выгнала из дома. Слава Богу, нашлись добрые люди. Председатель колхоза «Красных партизан» Николай Андреевич Ивко перевез Анну на родовое подворье Галок, где она и осталась жить. И в дальнейшем он неоднократно ей, как и другим таким вот горемыкам неприкаянным, помогал. Будучи еще девчонкой, пошла работать в колхоз. Тяжелым был этот труд, вставала до рассвета, ведь нужно было управиться по хозяйству и идти на работу, а транспорта, чтоб подвозить в бригаду, не было, и приходилось идти пешком. Работали с раннего утра до позднего вечера. Домой возвращалась уже затемно. И всегда по дороге пела. Грустные были те песни. Ведь, как говорится, какая жизнь, такие и песни. А подружки пророчили: «Быть тебе, Галя, артисткой!» Но не до выступлений ей было. «Так что любовь к казачьей песне у меня от мамы, – вспоминает Любовь Степановна. – Хотя и отец пел неплохо, играл на гитаре, мандолине».

Эдуард Дмитриевич, сын Евгений и Любовь Степановна Волошины.

Колыбельная

Ох уж эта неповторимая кубанская балачка. Зачастую в разговоре имена трансформировались до неузнаваемости. Так, оказывается, Галя по паспорту значилась Анна, Оля – Ирина, Кыля – Акулина, Поля – Пелагея, Вэкла – Фекла, Прися – Фрося. Когда в свое время я интересовался у стариков, почему именно так, они на меня недоуменно смотрели и говорили: «Ну чого це тоби нэ понятно? Галя, вона ж Ганна, а Оля, она ж Орышка, то есть по-русски Иришка, Кыля – потому шо Кылина, Поля – потому шо Палашка» и так далее.

И еще одно из воспоминаний детства. Каждому из нас в раннем детстве пели колыбельные песни. В колыбельной, которую чаще всего пела мне мама, были такие слова: «Ой, умру я, умру, похоронят меня, и никто не узнает, где могилка моя». Оказывается, эту песню они пели в детском доме, когда ложились спать. Как вспоминает Любовь Степановна, эту же песню очень часто пела ее мама.

Лет тридцать назад, когда я только начинал писать стихи на балачке, то сочинил стихотворение, которое подходит к судьбе молодой Анны Павловны:

Дивчиноньки молодой

Ниченькой нэ спыться.

Сэрдцу сумно, в хати душно,

Нигдэ прыхылыться.

Батько вьихав, тай загынув,

За ным вмэрла мать.

Тяжко жыты сыротыни,

Як бы хто мог знаты.

Тильки вэчир наступае,

До столу сидае.

Чорный хлиб слезою дрибной

Мовчкы запывае.

А с роботы як идэ,

Ныхто нэ спытае,

И чого тия дивчина

Всэ журбы спивае.

Гирко, тяжко сыротыни

В билом свити жыты.

Щоб нэ плакать, сэрдце трэба

Камья нэ имиты.

Была воспитателем, пела в Кубанском казачьем хоре

В 1946 году Анна Павловна вышла замуж за красавца-казака Степана Горбенко. Пошли дети: Нина, умершая в раннем детстве, Люба, Вера и младший Миша.

Любовь Степановна с детства познала труд. Как самой старшей из детей в семье ей приходилось помогать родителям по хозяйству, а также воспитывать сестру и брата.

А затем школа. Еще в начальных классах Люба начала участвовать в художественной самодеятельности. Принимала активное участие в культурной жизни школы. С большой любовью вспоминает Любовь Степановна Ивана Петровича Реца, руководителя школьного хора и духового оркестра. Этот коллектив был известен не только в Васюринской, но и далеко за ее пределами. Выступал даже на краевом телевидении. Люба Горбенко неизменно была солисткой этого хора. А после школы они с Верой спешили в Дом культуры, где также выступали уже в станичном хоре. Еще будучи в старших классах, на каникулах Люба работала воспитателем в детском саду «Огонек». Дело в том, что в то время в старших классах на уроках труда проходили профориентацию. Мальчишки выпускались с документами сельского механизатора, а девчонки – воспитателя детского сада. И вот в конце 1960-х годов в только что открывшийся детский сад «Огонек» пришла молоденькая воспитательница Любовь Степановна Горбенко. И первая группа, с которой она начала работать, была моя. Было мне тогда годика три, я помню, как мы не могли выговорить ее отчество и бегали за ней как цыплята за квочкой с криками: «Люба! Люба!» А вскоре по рекомендации парторга колхоза имени Чапаева Ивана Иосифовича Кобелева Любовь Степановна поехала поступать в только что открывшийся в Краснодаре институт культуры, но, к сожалению, с первого раза не поступила. Не хватило музыкального образования, ведь специалистов, которые могли бы научить талантливую васюрянку нотной грамоте и другим музыкальным премудростям, в станице не было. И тогда она поступает в краснодарское культурно-просветительское училище, которое окончила с красным дипломом. После училища Любовь Степановна Горбенко стала петь в Кубанском казачьем хоре, которым в то время руководил Сергей Алексеевич Чернобай, и параллельно учиться на заочном отделении в институте культуры.

 

Васюринский фольклорный, известный всей стране

В 1970 году молодой специалист возвращается в родную Васюринскую, где стала работать в ДК имени А. С. Ивко. В это же время она создала уникальный фольклорный коллектив, который впоследствии стал известен не только в крае, но и в Советском Союзе. Выступали даже в Москве. А также молодежный хор. Вот как вспоминает Любовь Степановна:

– Кого пригласить в хор, мне советовала мама: «Люба, знаешь, вот та хорошо поет, вот та, пойди, поговори с ними». И я пошла по домам. И вот однажды был какой-то праздник, и все будущие солисты хора собрались вместе в одном доме и пригласили меня. И я пришла, был накрыт хороший стол, удивительно, но те казаки и казачки практически не пили. А потом начались песни. Пели три часа без перерыва. «А тэпэр давайтэ цю заспиваемо, давайтэ цю». Вот именно с этого и началось триумфальное шествие Васюринского фольклорного хора по городам и весям Советского Союза.

Дружили с Зыкиной

Еще обучаясь в училище, Люба познакомилась с красавцем преподавателем Эдуардом Дмитриевичем Волошиным. Эдуард Дмитриевич не только хороший преподаватель, но и талантливый музыкант. И вскоре Эдуард Дмитриевич увозит кубанскую казачку в город Копейск Челябинской области. Выступают в хоре, с которым объездили весь Урал. Но тянуло домой. И Волошины возвращаются на Кубань. Работают в Кореновске. Здесь на сцене Любовь Степановна познакомилась с Людмилой Георгиевной Зыкиной. Дружба их продолжалась много лет. А затем переезд в совхоз «Ладожский» Усть-Лабинского района. Жили в поселке Вимовец. В этом совхозе они создали прекрасный хор, который был известен по всей Кубани. Хор этого поселка стал лауреатом краевого конкурса «Песня в солдатской шинели». Но в 1988 году неожиданно умирает директор совхоза Николай Михайлович Батохин, который уделял очень много внимания и заботы работе Дома культуры, а также жизни и быту односельчан. Власть поменялась, и новое руководство стало уделять культуре гораздо меньше внимания. В это же время в Ладожскую стал наведываться парторг колхоза им. Чапаева станицы Васюринской Василий Сергеевич Юр. Он же и уговорил Любовь Степановну и Эдуарда Дмитриевича вернуться в родную станицу. В 1990 году Волошины возвращаются на Родину. Любовь Степановна становится хормейстером, а Эдуард Дмитриевич – директором Дома культуры.

В Васюринской долгие годы выступал фольклорный коллектив, состоящий из людей пенсионного возраста, известный на всю страну, в свое время созданный Любовью Степановной. Но к 1990 году он практически распался. Так что Любови Степановне и Эдуарду Дмитриевичу пришлось воссоздавать коллектив практически заново. Работа с этими бабушками и дедушками, как говорит сама Любовь Степановна, была для них большой практической школой. Ведь эти люди, не владеющие нотной грамотой, нигде не обучавшиеся пению, были настоящими самородками. До сих пор с уважением Любовь Степановна вспоминает Марию Ивановну Жорник, Наталью Андреевну Коваль, Полину Павловну Пилипенко, Клавдию Дмитриевну Должикову, Марию Осиповну Безрукавую, Ивана Яковлевича Безрукавого, Митрофана Степановича Жорника и многих других. А какие песни они пели: «В 1791 роки», «Бэрэстэчко», «Сватов мэнэ сын попив», «Чорноморэць идэ» и многие другие. На сегодняшний день многие из них, к сожалению, забыты. Как вспоминает Любовь Степановна, на репетиции артисты ходили с удовольствием, по любой погоде.

«Веснушкам» рукоплескали во всем мире

А кроме этого коллектива были созданы взрослый хор, вокальный ансамбль, семейный ансамбль, а через некоторое время и образцовый детский фольклорный коллектив «Веснушки». С ним семья Волошиных объездила не только всю Россию, но и выступала за рубежом: в Германии, во Франции и на Украине. 1990-е годы были морально и экономически тяжелыми для нашей страны, и народ стал тянуться к народной песне. От желающих петь в хоре не было отбоя. Работая с этими коллективами, супруги Волошины показали себя прекрасными профессионалами, требовательными не только к исполнителям народных песен, но, в первую очередь, к себе. Как вспоминает Любовь Степановна, в это время ей очень помогал председатель колхоза имени Чапаева Николай Николаевич Филиппов и глава администрации Васюринской Василий Сергеевич Юр. При этом Василий Сергеевич, возможно, единственный из глав администраций Краснодарского края, сам пел в народном хоре.

В 1990 году в станице Васюринской была открыта школа искусств, и супруги Волошины стали ее преподавателями, вскоре создав детский образцовый ансамбль «Веснушки», долгие годы бывший одной из визитных карточек не только станицы Васюринской, но и Краснодарского края. Ребята из этого коллектива были неоднократными участниками и победителями краевых, всероссийских и международных конкурсов: «Казачок», «Кубанский казачок», «Синеокая Анапа», «Дельфийские игры» и многих других, а также лауреатами телевизионного конкурса «Утренняя звезда». Выступали на одной сцене с Людмилой Георгиевной Зыкиной, Василием Семеновичем Лановым, Иосифом Давыдовичем Кобзоном, Ольгой Борисовной Воронец, Юрием Николаевичем Григоровичем, Олегом Газмановым, Аленой Апиной. Уже нет в живых некоторых из этих замечательных артистов, но, по словам Любови Степановны, для нее они до сих пор живы.

Уже давно Любовь Степановна дружит с Вероникой Ивановной Журавлевой. «Веснушки» много лет были участниками программы «Друзья Григория Пономаренко», которую вела Журавлева. А на каких сценических площадках они выступали! В концертном зале им. И. П. Чайковского, в колонном зале Дома Союзов, в Доме правительства, в театре Советской Армии, в пионерском лагере «Орленок» и на многих других. Принимали участие в рождественских праздниках в Москве. И это притом, что своего помещения для репетиций у коллектива долгое время не было. Репетировать приходилось в разных местах: в ДК, в доме творчества, в школе, в детском саду. Это был воистину уникальный детский фольклорный коллектив. Недавно пересматривал записи «Веснушек» и поймал себя на мысли, что эти дети – настоящие профессионалы, их выступления сродни космосу. Как в простой кубанской станице, даже не районной, мог возникнуть такой коллектив? Фантастика!

Хранители народной культуры

Любовь Степановна и Эдуард Дмитриевич – талантливые педагоги, собиратели, хранители и пропагандисты народной культуры.

Среди воспитанников супругов Волошиных – Владислав Кесов, Анастасия Зайченко, Юлия Гиндра, Наталья Дорогая, Ирина Кобелева, Светлана и Николай Киселевы, сыновья Евгений и Андрей, Оксана Юнг, Антонина Удалайская, Александра Комарова, Екатерина Петрунина, Галина Горбенко, Максим, Данил и Ульяна Филимоненко и многие другие. Более ста человек прошло через их школу. Нескольким поколениям васюринской детворы Волошиным удалось привить любовь к народной культуре. Как говорит Любовь Степановна, не все они посвятили себя музыке, но все стали честными, порядочными, самодостаточными людьми.

Сейчас Любовь Степановна и Эдуард Дмитриевич на заслуженном отдыхе. Хочется пожелать им здоровья и долгих лет жизни. Мы гордимся своими земляками!

Василий ШКАРУПИЛЫЙ.

Почетный гражданин станицы Васюринской.