Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
140 малышей родились за сутки на Кубани, из них 74 мальчика и 66 девочек
24.05.2024 11:23
Красочно и ярко отметил 70-летие Динской Центр творчества!
24.05.2024 11:57

Михайло Столяренко – основатель станицы Динской

Михайло Столяренко – основатель станицы Динской

Летом 1792 года черноморское казачье войско находилось на землях, которые оно получило за свои смелые действия в турецкой войне 1787-1791 годов.

На Кубанские земли

На левом берегу Днестра вокруг Слободзеи, что находится на 12 верст ниже Тирасполя (ныне это территория непризнанной Приднестровской Молдавской Республики), уже было построено 25 куренных селений, когда Антон Головатый привез из Санкт-Петербурга от императрицы Екатерины разрешение на переселение на Кубань.

Первую партию переселенцев привел на Тамань морем на 50-ти запорожских чайках полковник Савва Белый. Михайло Столяренко тоже повел свой Донской (Динской) курень. Нам неизвестно, с какой партией переселенцев он прибыл на земли Кубани: то ли морским путем с Саввой Белым, то ли сухопутьем с Константином Кордовским или Лукьяном Тиховским, а может, в обозе Захария Чепеги. Когда уже на новых землях среди черноморских казаков была проведена первая перепись, выяснилось, что на Кубань Михайло Столяренко переселил 234 казака Динского куреня. Причем 228 человек служили еще в старом Запорожском войске до разгона Сечи, а шесть человек вступили в Черноморское войско позже, уже в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов.

В это время на Кубани не было ни Кордонной службы, ни куренных поселений наподобие тех, что уже строились в Приднестровье вокруг Слободзеи. Поэтому казаки Динского куреня, не дожидаясь, когда они получат от Войскового направления земли, стихийно расселились по всей Черномории (так стали называть территорию, куда переселились черноморские казаки). Особенно в необходимости быстро благоустраивать свой быт нуждались семейные казаки. А среди динских переселенцев была 41 семья. Их привлекали берега степных речек и лиманов – везде, где удобно было заниматься рыболовством, скотоводством, хлебопашеством.

Весной 1793 года вдоль правого берега Кубани стихийно стали возникать поселения переселившихся черноморских казаков – слободы. Каждая слобода была населена выходцами из различных куреней. Были в нем и динские куренники. Тогда же (весной и в начале лета 1793 года) были образованы пограничные кордоны вдоль границ с черкесами. Сам динской куренной батька в 1793 году проживал с небольшой группой казаков Тамани, в Фанагорийской крепости. Строевые, неженатые казаки Динского куреня несли службу в только что образовавшихся Некрасовском, Славянском, Кизилташском и Чернолесском кордонах. Часть казаков добывала средства к существованию в Кизилташском лимане на рыболовном заводе, принадлежавшем Динскому куреню.

Во всех кордонах в это время несли службу выходцы из различных куреней. Слободы тоже были населены разнокуренным людом.

Атаман Михайло Столяренко, как и атаманы других куреней, часто не мог собрать вместе казаков своего куреня. Курень терял свою роль как военная мобильная часть войска. Стихийное, неорганизованное заселение земель Черномории разрушало административно-хозяйственную роль, которую играл курень в войске. Чтобы прекратить это, сохранить и укрепить сложившиеся за два с лишним столетия правовые, хозяйственные и военные нормы жизни запорожско-черноморского казачества, 15 февраля 1794 года собрались в Екатеринодаре на совет казаки и атаманы, войсковые и полковые старшины. Они решили казаков одного куреня в соответствии с «Порядком общей пользы» поселить в одноименном куренном поселении и выделить каждому селению земельный надел (куренной юрт).

Образование первого Динского куренного селения

Через девять дней, 24 февраля 1794 года, Михайло Столяренко вместе с другими куренными атаманами выехал в составе большого конного отряда из молодого войскового града вверх по Кубани. Отряд возглавлял кошевой атаман Захарий Чепега. Кроме кошевого и куренных атаманов, в отряд входило много старшин казачьего войска. Эти влиятельные люди должны были выбрать наиболее удобные, по их мнению, места для поселения каждого из 40 куреней Черноморского казачьего войска (после переселения черноморцев на Кубань у них образовались еще два новых куреня). Эти места были найдены и определены жребием «где какому куреню» строить свое куренное селение.

Вот тогда динской куренной батька и вытянул жребий, который определил, что динчане должны строить свое куренное селение на высокой кубанской террасе в трех верстах от Пашковского селения. Той же весной 1794 года (очевидно, это было в апреле или не позднее первых чисел мая), когда подсохла земля после весенней распутицы, привел Михайло Столяренко собранных по всем слободам и кордонным постам шестьдесят двух динчан. Это из 234-х переселившихся из Приднестровья на Кубань. Остальные 172 казака, видно, уже прочно пустили корни на кубанской земле и вновь переселяться в неблагоприятное место не захотели.

Вот эти шестьдесят два человека и заложили первое куренное поселение – всего 20 дворов. Это были, в основном, землянки, углубленные ниже поверхности земли и покрытые сверху камышовой кровлей. Совсем немного было турлучных хаток, построенных «на верси» (то есть поверх земли). Саманные дома в первые годы после переселения еще не строили, их строительство было более трудоемким.

В архивах сохранились топографические карты российских офицеров того времени. Эти карты найдены известным кубанским историком-краеведом В. А. Соловьевым (1925-2013 гг.), автором широко известной книги «Суворов на Кубани». В свое время Виктор Александрович показывал фотокопии с этих карт мне, автору этих строк. Карты ориентированы не на север, как принято в наше время, а на юг, на врага, который был с южной стороны, на турок и крымских татар. Эти карты четко показывают расположение первого на Кубани Динского куренного селения в одну улицу вдоль кордонной дороги – Ставропольского шляха. Церкви не видно. Вероятно, обходились камилычкой. Это крест с иконой и церковной кружкой. Селение, находившееся в прикордонной зоне, не было ограждено ни оборонительным валом, ни рвом, что было большим нарушением пограничного режима.

Построили динчане свое первое куренное селение в 11 верстах от войскового града, между Кривым и Робленным кордонными постами, чуть западнее слободы Алексеевки, стихийно возникшей еще до организации селений. Ближе к войсковому граду, в девяти верстах, около слободы Захарьевка, начали строить Пашковское куренное селение.

Чтобы четко представить на современной топографической карте Краснодара место, где динчане построили первые свои двадцать дворов, объясню подробнее. Ныне эта территория находится в черте краевого центра. Это восточная часть микрорайона Гидростроителей, вдоль правой (четной) стороны улицы имени В. Мачуги, где она соединяется с улицей имени А. Фадеева, в сторону уступа террасы реки Кубани. Ниже кубанской террасы (южнее) в 90-х годах XVIII века находились Киргизовские плавни, ныне осушенные. А по гребню террасы был накатан Ставропольский шлях, вдоль которого и построили динчане свои землянки и турлучные хатки.

Здесь первое куренное Динское селение, построенное казаками-переселенцами под руководством Михайло Столяренко, находилось двадцать лет.

Условный портрет

К большому сожалению, мы не можем представить читателям портрет нашего земляка – основателя станицы. В XVIII веке живописные портреты простых казаков художники не писали. Слишком дорого это обходилось. А дешевую, всем доступную фотографию еще не изобрели. Но художники следующих поколений, изучая исторические документы, своим воображением создавали портреты людей прошедших веков, даже если их изображения не сохранились. Подобные портреты называют условными.

В центре Краснодара вокруг уже упомянутого вначале памятника Екатерине Великой – три скульптурных портрета атаманов Антона Головатого, Сидора Белого и Захария Чепеги. Это условные портреты. Такими их «увидел» прославленный скульптор этого памятника Михаил Осипович Микешин.

Не зная, как выглядел Михайло Столяренко, мы воспроизводим на первой странице газеты «Трибуна фотографию конной скульптурной композиции. Это условный портрет основателя Динской станицы, изваянный в 2007 году казаком-скульптором Николаем Раськовым. Скульптор консультировался с автором этих строк.

Крепко сжав в левой руке повод, черноморский казак осадил могучего жеребца. Рукава кантуша, в который одет казак, крыльями разлетелись в стороны. На черноморце широкие шаровары, заправленные в сафьянцы (козловые сапоги), которые твердо вставлены в стремя. С бритой головы свисает оселедец – казачья гордость, запорожская чуприна. На левом боку в богато украшенных ножнах – казачья сабля. Именно так выглядели черноморцы в период переселения на Кубань. Так мог выглядеть Михайло Столяренко, когда в конной команде Захария Чепеги искал место для поселения нашей станицы.

Прискорбно, что мы очень мало знаем о жизни Михайло Столяренко. Когда и где он родился? Чем занимался до атаманства в Динском курене? Где и когда окончил свой путь? Все эти вопросы остаются без ответа. Но мы знаем главное. Он сыграл выдающуюся роль в истории нашей станицы. Он привел Динской курень из Приднестровья на Кубань. Ему определена была судьбой историческая задача – жребием указать место для Динского куренного селения на кубанской земле. И он, наконец, весной 1794 года основал это селение. Уже этого достаточно, чтобы образ батьки Михайло Столяренко, как сказал поэт, «воплотился в пароходы, строчки и другие долгие дела». К сожалению, мы не очень трепетно относились к памяти этого человека.

Плохо, когда целые поколения вырастают, взрослеют, старятся и уходят, так и не узнав, кто построил станицу, в которой они прожили, передают свои незнания новым поколениям. И все повторяется. С основания станицы одиннадцать поколений прожили в беспамятстве. Станичники на многие десятки лет вычеркнули из своей памяти имя Михайло Столяренко.

Спросите: «Кто основал станицу?». Ответят единицы. Имя Михайло Столяренко надо вернуть из забвения. Надо сделать так, чтобы это имя знали все. И не только те, кто постоянно живет в станице, но и те, кто приехал сюда погостить на несколько дней. Нам очень нужна память об этом человеке. Мы должны осознать и осмыслить более чем двухсотлетнее существование станицы. Кто мы? Откуда? Каким путем шли?

Как бы хотелось, чтобы все живущие в нашей прекрасной станице сохраняли память о человеке, положившем ее начало. Все это нужно будущим поколениям, которые придут после нас. И которые с уважением будут смотреть на нас, сохранивших память о черноморском казаке Михайло Столяренко, куренном «батьке», поставившем вместе с другими динчанами первую турлучную хату в нашей станице.

Юрий БОДЯЕВ.

Историк-краевед.

Заслуженный учитель Кубани.

(Печатается в сокращении).