Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Выбери свою профессию
23.03.2011 15:38
Улыбка Гагарина
24.03.2011 09:30

Неугомонный человек

Неугомонный человек

Так в двух словах можно охарактеризовать Георгия Карповича Склярова, ветерана труда, «Заслуженного колхозника» Племзавод имени Чапаева из станицы Васюринской. Он сегодня отмечает свой 80-й день рождения.

Накануне мы с Г. К. Скляровым договорились встретиться у меня дома. С его приездом кабинет сразу наполнился положительной энергетикой. На стол легли фотографии разных лет, где наш герой с густым черным чубом, бакенбардами и ямочкой на бороде. Много, очень много почетных грамот.

Георгий Карпович – человек публичный, общительный. Его можно видеть на всевозможных мероприятиях, где он выступает. Часто встречается со школьниками, печатается в разных изданиях. Пока мы общались, у него беспрерывно звонил сотовый телефон. В таком возрасте он по-прежнему востребован. Это не тот человек, который посадит одно дерево, построит один дом, вырастит сына. У него все гораздо масштабнее: если сажать, то аллеи, если строить, то сотни домов, иметь много детей, внуков.

– Георгий Карпович, правда, что Вы участвовали в строительстве Московского государственного университета имени Ломоносова?

– Конечно. Пятнадцатый и семнадцатый этажи (студенческую часть) МГУ отделывала моя бригада. Это было в 1953 году. Как раз умер Сталин. На похороны не смог попасть, все улицы были забиты плачущим народом. Я строил также дома шахтерам в Домбассе и много чего еще.

– А как же Вы стали строителем?

– Это трудное военное и послевоенное время. Отец, Карп Миронович, ушел на фронт 23 июля 1941 года. У матери нас было четверо. Мне – десять лет, младшему – один год. От отца получили два письма. Содержание второго помню как сейчас: «Был у немцев в руках. Удалось вернуться к своим. Завтра идем в бой. Жив буду, напишу…»

До 1991 года мать ждала его, так и не дождалась. В прошлом году сын разыскал в интернете, что отец похоронен в Германии в марте 1942 года. То ли умер в бараках, то ли расстреляли… Благодаря маме мы все выжили. При оккупации в школу я не ходил. Были одни ботинки на троих. Потеплело, и я убежал в бригаду, где работал до глубокой осени. Там спали, кормились. Кое-как окончил пятый класс. Затем ФЗО, стал плотником. В 1948 году поступил на годичное обучение при табачном комбинате по специальности столяр. Позже окончил Пашковский техникум, получил диплом техника-строителя. Сорок лет проработал в строительной бригаде колхоза: столяром, плотником, бригадиром, инженером-строителем.

– За сорок лет Вы не имели ни одного взыскания. Как это можно объяснить?

– Безусловно, при моем принципиальном характере это трудно. Но коллеги меня понимали и всегда поддерживали. Удержался, выстоял, вытерпел. Премировался поездкой на ВДНХ, путевками в санатории. Всей бригадой (кто пожелал) через профсоюз прокатились по Волго-Дону в город-герой Сталинград. По туристической путевке побывал в Индии. Умели трудиться, умели отдыхать.

– Кроме этого, Вы пишите статьи, стихи, являетесь автором гимна о станице Васюринской. С чего все началось?

– Еще в раннем детстве мне нравилось «склеивать» слова. Как-то мне попался лист, вырванный из книги «Робинзон Крузо». Я на нем написал карандашом несколько строк, вроде стишка «Подлиза». До учительницы не дошло, но ребятам понравилось. Сыновья деда-лесника у самого оврага сделали добротную землянку. Я в ней спал и слушал, как поют соловьи. Это чудо! Там я сочинил не на бумаге, а в голове, первый стих «Соловей». Позже был «Жаворонок», который понравился мастеру короткого рассказа Виктору Подкапаеву. Он дал мне и другим молодым товарищам азы: начало, построение и окончание повествования. Учился в литгруппе. После поездки в город-герой Сталинград появилась первая моя заметка в «Трибуне». В «Комсомольце Кубани» были две мои заметки о том, как правильно озеленять улицы станицы. Кстати, к озеленению я и сейчас не утратил интереса. У дома растет дуб, посаженный мною в год рождения сына, Романа. С его желудей растут дубки в школе № 13. Несколько штук вперемешку с моими липами есть в станичном парке. Также и ряд акаций, запах которых просто дурманит прохожих. Прошлой осенью мы в школе, рядом с тысячей сосенок-однолеток, заложили триста желудей. Если половина из них прорастет,то предостаточно будет, чтобы украсить всю станицу. Это вековые деревья! Сейчас я готовлю к изданию сборник стихов. В разделе «Друзьям-товарищам» расскажу о настоящей, верной дружбе.

– Григорий Карпович, Вы романтик. Наверное, и влюблялись как-то по-особенному?

– Впервые – малышом, я неожиданно для себя обратил внимание на маленькую черкешенку, которая шла через наш хутор Мелихов с мамой в свой аул. Когда они подошли, я стоял не шевелясь. Как будто увидел новую птичку и разглядывал ее с раскрытым ртом. Девочка улыбнулась, что у адыгов это редкость. У нее были черные глазенки и две черные косички. Это видение осталось на всю жизнь. И уже в Васюринской нашел себе жену с такими же черными глазами. Родились сын Юрий и дочь Ольга. К сожалению, жизнь не сложилась. Со второй женой Любовью Михайловной прожили уже 36 лет. Муж ее умер. Был в армии облучен. Оставил ей дочь Веру и сына, тоже Юрия. Когда я к ним пришел, он пошел во второй класс. Нашему совместному сыну Роману скоро исполнится 35 лет. Вера и Юра очень довольны, что именно я стал им вторым отцом. Все благополучно выросли. Учились удачно. Нашли себя в жизни. У нас семеро внуков. Самому младшему седьмой год. Правнуков тоже семеро. Семья очень дружная. Любовь Михайловна – отличная хозяйка, очень любит готовить и принимать гостей.

– А есть из чего готовить?

– Стоит мне только открыть калитку на задний двор, как меня сразу окружают породистые гуси, лохмоногие красавицы-куры. Мою породистую птицу знают во многих станицах края и за его пределами. За «вливанием» новой крови мы с товарищем ездили вплоть до Рязани. За живностью надо ходить, знать ее запросы, понимать ее. Это отвлекает от всех сует. Занимались голубями с детства. С 1961 года держу пчел, свой мед. Немного фермерствую. На корма хватает.

– Здоровье-то как? Чай завтра разменяете девятый десяток.

– Природа, весенние цветочки меня завораживают, лечат от всех недугов. Васюринская больница не помнит, когда я последний раз там был. Потому что с природой я на «ты».

* * *

Вот так живет наш ветеран. Не хнычет, не ноет, а всего добивался и сейчас достигает сам. Активно участвует в общественной жизни станицы и района. Является активным членом президиума районного совета ветеранов войны и труда.

Уважаемый Георгий Карпович!

Мы, коллеги-ветераны, искренне поздравляем Вас со славным юбилеем. Жизнь Ваша – яркий пример для подражания. Желаем крепкого здоровья, бодрости духа на многие годы вперед, светлой веры в то, что день грядущий подчеркнет значимость жизненного пути ветерана-созидателя.

Анатолий ЦЫМБАЛ.

Член президиума Динского районного совета ветеранов войны и труда.

Наши годы

Где юная верба купает

Зеленые косы в реке,

Девчонка-подружка к Кубани сбегает

В веснушчатом белом платке.

Солнце печет, сорока стрекочет,

Вихрит под ногами песок.

Парень догнать свою бойкую хочет,

Покинул зеленый лужок.

Припев:

Дружили, любили,

Верность несли навсегда.

Это лучшие были

Наши с тобою года.

Прыгают в воду, к быстрине плывут,

Брызги сверкают, играя,

Ребята на круче обедать зовут,

А их зовет радость святая …

Комсорг улыбнулся, друзьям подмигнул,

А в стане играла гитара:

«Свадьбу сыграем еще мы одну.

Красивая будет пара».

Припев.

Георгий СКЛЯРОВ.

Станица Васюринская.