Функция страха – защищать от излишнего риска, увести от опасности. Но грань между нормальным (охранительным) страхом и страхом, мешающим ребенку жить, размыта.
Возникший страх стремительно нарастает, и ребенок цепенеет, пассивно страдая, или впадает в двигательную бурю и бьется о запертую дверь.
• Некий вполне конкретный случай, реальное событие, произошедшее с ребенком (напугала собака, застрял в лифте, пристал на улице бомж). Если неприятные события не повторяются, то такие страхи часто проходят сами собой.
• Закреплению страхов способствуют такие черты ребенка: тревожность, мнительность, пессимизм, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), психическая незрелость, болезненность.
• Запугивающее воспитание. Следует отказаться от подобных «шедевров» педагогического воздействия: «Не ляжешь спать, тебя Баба Яга заберет», «Мальчиков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!» Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это не его вина, а взрослого. А если несовершеннолетний достаточно смышленый, он сделает для себя полезное открытие: бояться этого вовсе не стоит, просто взрослые часто врут ему, чтобы он был «послушным». А значит, врать можно.
• Тревожные родители – нелегкое испытание для детской психики. У тревожных матерей и бабушек часто растут тревожные дети.
• Порождения детской фантазии не имеют границ, выходят из-под
контроля, становятся непослушными и потому – страшными.
• Наличие серьезного расстройства. Если наряду со страха-
ми появляются агрессивность, нарушение сна, тики или заикание – возможно, у ребенка невроз. Необходимо лечение.
Возрастная динамика страхов
Чего боятся дошкольники?
♦ страх темноты и боязнь
страшных снов;
♦ страх одиночества и боязнь
замкнутого пространства;
♦ боязнь сказочных персонажей;
♦ страхи, связанные со стихиями;
♦ страх перед животными;
♦ боязнь наказания взрослых;
♦ боязнь потерять родителей;
♦ страх перед болезнью и страх
смерти после 6 лет.
Чего боятся младшие школьники?
• Ведущий страх – страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят. Это страх не соответствовать социальным требованиям окружающих (школа, сверстники, семья).
• Страхи «не успеть», «опоздать» как отражение чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых неправильных действий.
Повышенная утомляемость, плаксивость, нарушения сна (со страшными сновидениями), а также разнообразные навязчивые привычки: сосание пальца, края одеяла, ковыряние, постоянное верчение чего-либо в руках. Все это невропатия: общая нервно-соматическая ослабленность.
Причины: внутриутробные нарушения, стрессы матери.
Обычно, чем ниже самооценка у ребенка, тем больше он подвержен суевериям и предрассудкам. У младших школьников это – Пиковая дама и Черная рука, призраки и полтергейст, вера в счастливый-несчастливый билет, в несчастье от черной кошки и т.д.
В проблеме детских страхов важны три момента.
• Детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни пауками, ни полицией. Пугать чем-либо – значит пугать смертью! Последствия этого – тревожная мнительность, кошмарные сны, подавленность.
• Нельзя стыдить ребенка за испытываемый страх.
Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь избавиться от страха самостоятельно, ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. Испытывающий страх и не понятый родителями ребенок становится депрессивным, невротичным.
• Ребенка нельзя оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.
Процесс преодоления страхов несовершеннолетнего обычно проводится психологом, с использованием «рисуночной терапии». А достигнутые результаты закрепляются воспитателями в играх, включающих драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.
М. В. ШАХНАЗАРЯН.
Воспитатель МБ ДОУ
детский сад № 7.
Станица Динская.
Читайте другие материалы рубрики: Общество