Порой мне вспоминаются слова Асейдоры Дункан о поэзии Сергея Есенина после первой их встречи в начале двадцатых годов прошлого века, когда он читал ей свои стихи.
Она признавалась после, что не поняла ни одного слова, а только слушала звучащую в них музыку. И действительно, в стихах, по их природе, уже заложена музыкальность, потому они так легко ложатся на ноты.
В связи со сказанным, хочется напомнить, а тем, кто не знает, подсказать, что родоначальниками современной системы стихосложения (силлабо-тонической) В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым еще в 18 веке были предложены требования к слогу авторской речи, и они, эти требования, никем не оспорены и не отвергнуты до сих пор. Поэтому мы знаем сегодня Александра Пушкина, Сергея Есенина, Александра Блока и восторгаемся ими, и сами пишем или пытаемся писать стихи, пользуясь этими правилами, подчас не подозревая о них. Правила эти просты и доступны, они необходимы каждому, кто хочет быть понятым и принятым читателями:
– правильность речи, т.е. соответствие ее нормам грамматики и лексики языка;
– точность речи, т.е. употребление слов в соответствии с их смысловыми значениями;
– чистота речи, т.е. речь не перегружена архаизмами, неологизмами, провинциализмами и т.д.;
– ясность речи, т.е., когда читатель легко понимает то, о чем хочет сказать автор.
Добавлю к сказанному, что основные способы сложения современного стиха также необходимо знать каждому автору. Они, как путеводитель, не дадут сбиться с пути. Подскажут ошибки и просчеты, дадут представление о размере, ритме, разновидности стиха, помогут по-новому почувствовать многообразие и богатство русского языка, увидеть и донести его красоту.
Надеюсь, что этот монолог перейдет в большой и полезный разговор на предложенную сегодня тему. Хотелось бы услышать мнение и других по этому поводу.
С уважением,
Виктор КОРОТЕЕВ.
Станица Новотитаровская.
Читайте другие материалы рубрики: Общество