До 220-летнего юбилея станицы Динской осталось несколько дней.
В преддверии этой даты корреспондент «Трибуны» встретилась с Ю. М. Бодяевым, известным историком-краеведом, писателем, заслуженным учителем России, чтобы узнать, с чего же все начиналось?
– Юрий Михайлович, хотелось бы поговорить об истории станицы Динской…
– Для начала определимся, что же такое «динская история»? Большинство людей почему-то принимают за нее только временной отрезок «Великая Отечественная война – наши дни», максимум, «революция – наши дни», а все, что было до этого, – словно бы неинтересная предыстория. Но у нашей станицы богатое прошлое, которое не ограничивается только 20-21 веками, а уходит корнями куда глубже.
– Насколько глубже?
– Примерно на шесть тысяч лет, – улыбается Юрий Михайлович.
– Ничего себе! Расскажите, пожалуйста, подробнее.
– История территорий, на которых расположилась станица Динская, как и весь район, начинается около 3-го тысячелетия до нашей эры. В это время на «динских» землях уже жили люди – так называемая майкопская культура.
– Полагаю, ее название напрямую связано с Майкопом?
– Верно. В этом городе в 1897 году был раскопан курган, расположение которого и дало название найденной культуре. Выяснилось, что древние «майкопцы» были земледельцами, могли плавить золото, делать позолоту, а в ареал их обитания входила и территория нашего района, в том числе и станицы Динской.
– Выходит, нашими дальними «предками» можно считать представителей майкопской культуры?
– Нет, ими история не ограничивается. В 3 тысячелетии до н. э. существовали и другие культуры, найдены достоверные свидетельства их пребывания на территории нынешнего Динского района. Например, это древнеямная культура: о ее представителях известно только то, что своих покойников они хоронили в ямках, иногда насыпая сверху курганы. Есть еще и новотитаровская культура, отличающаяся от древнеямной тем, что яму с умершим человеком сверху еще накрывали повозками с четырьмя колесами. Помимо этого, известны катакомбная и срубная культуры. Обо всех этих культурах историки могут судить только по имеющимся захоронениям, точнее, их способам, ведь происходили они еще в дописьменный период, поэтому сведений сохранилось очень мало.
– Зато становление письменности, наверное, пролило больше света на «динскую» историю…
– Безусловно. В первом тысячелетии до н.э. на нашей территории побывали меоты – древнее племя, которое вело оседлый образ жизни. Их потомками можно считать современных адыгов. В течение 1-го тысячелетия меоты взаимодействовали с киммерийцами и скифами, которые прошли через всю территорию края, в том числе и Динского района, и оставили характерные отпечатки на меотской культуре.
В 3 веке уже нашей эры меотов с северного берега Кубани оттеснили готы, и период меотов прошел. Началась эпоха великого переселения народов.
– Что же она дала нашей земле?
– В 4 веке нашей эры здесь поселилось воинственное племя гуннов, прошедших все земли от Волги и до Дона. Некоторое время нынешняя территория Динского района и станицы Динской в 5 веке входила в государство Атиллы. Это длилось с 434 по 453 годы, до самой его смерти, после которой государство распалось, и на наших землях появились болгары, основавшие свое государство – Великую Болгарию, которой правил хан Кубрат. После его смерти государство также распалось.
– И в чьи владения перешли динские земли?
– Некоторое время они входили в известный Тюркский каганат. Но он также просуществовал недолго, до 630 года. А в 11 веке здесь появились знаменитые кочевники – половцы, оставившие археологам большое наследие: около полутора сотен их курганов находятся на территории Динского района. Кстати, названия некоторых кубанских рек – Понура, Кочеты и т. д. – имеют тюркское происхождение, а половцы тоже были тюрками.
Во второй половине 13 века на Кубань пришли татаро-монголы, создавшие государство под названием Золотая Орда, в которое вошли и «динские» земли. В 15 веке распавшаяся Орда попала под влияние турок-османов, образовавших Крымское ханство. В 1774 году закончилась русско-турецкая война, и территория ханства вышла из-под турецкого влияния, а в 1783 году Крымское ханство прекратило свое существование. «Динские» земли вошли в состав России.
– И в это время начинается история казачества в районе?
– Верно, в 1792-1793 годах началось переселение черноморских казаков из Приднестровья в Тамань, и, как следствие, заселение ими территорий наших станиц, в том числе и Динской.
– А откуда же взялось само название – «Динская»?
– Оно существовало и раньше, где-то с 16 века. Между донскими и запорожскими казаками была тесная связь, потому в запорожском казачестве был курень из выходцев с Дона, кстати, самый древний в Запорожской Сечи. Дон на «казачьем диалекте» звучит как «Дин», отсюда и «динские казаки», и станица Динская. Правда, изначально это была вовсе не станица, а куренное селение, одно из тридцати восьми. Антон Головатый, казак Васюринского куреня, выпросил у Екатерины II разрешение о переселении на Кубань всех 38-ми куреней. Атаманом Динского куреня тогда был Михаил Столяренко, которого можно считать основателем станицы Динской, ведь именно он привел на кубанские земли динских казаков. Правда, местонахождение динского куреня в то время было совсем не там, где сейчас стоит станица Динская.
– И где же?
– После переселения 38 куреней на Кубань (к которым прибавилось еще два куреня – Екатерининский и Березанский), казаки сначала селились, как говорится, кто где мог – преимущественно по правому берегу Кубани, поскольку там были устроены солдатские кордоны, и можно было жить под защитой. А в январе 1794 года был принят закон под названием «Порядок общей пользы», в соответствии с которым было решено создать 40 куренных селений. 24 февраля того же года представители всех куреней во главе с Захарием Чепегой проехали по территории Кубани и распределили места для будущих селений. Динское расположилось примерно в 11 верстах от Екатеринодара, в восточной части современного Краснодара, и составило 20 дворов, в которых проживали 62 человека. В 1814 году Пластуновское и Динское куренные селения переехали с Кубани на «третью» реку Кочеты, где сейчас и находится Пластуновское поселение. Какое-то время динчане и пластуновцы жили в одном куренном селении.
– Наверное, это было не очень удобно…
– Да, вот поэтому в 1827 году селение и разделили, и динчане переехали на «первую» речку Кочеты. Правда, переехали не все, некоторые остались с пластуновцами. Но а в 1842 году куренные селения было решено переименовать в станицы. Вот так и образовалась станица Динская.
– Спасибо за познавательное путешествие сквозь века. Думаю, в истории нашей «именинницы» было еще немало интересных фактов…
– И не только фактов, но и личностей тоже. Об истории Динской и ее жителях можно рассказывать очень долго. Вот, к примеру, наш земляк Серафим Александрович Иванов, награжденный орденом Красного Знамени, в 1934 году служил… радистом на знаменитом «Челюскине»! И после затопления ледокола установил радиосвязь с Большой Землей. Динская земля рождала немало героев и в мирное время, и во времена войн. А если говорить о просто занимательных фактах… Знаете ли вы, что первый телевизор в станице появился только осенью 1957 года, причем не в частном доме, а в… средней школе № 3! Его купили на деньги, полученные за выигрыш в конкурсе, а на первый просмотр допустили только отличников учебы. Вот такой был стимул к знаниям!
Екатерина БУСЫГИНА.
Фото автора.
Читайте другие материалы рубрики: Общество