Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
«Мы задыхаемся от обиды за украинских ветеранов…»
19.05.2014 15:23
Дом, где согреваются сердца
19.05.2014 15:37

Женщины эпохи легендарной

Женщины эпохи легендарной

Мы продолжаем рассказ о героических фронтовичках станицы Нововеличковской, начатый в газете «Трибуна» от 8 мая 2014 года.

Пришлось прикинуться бродягой

Наталья Павловна Комисарова (в девичестве Гордиевская) родилась в крестьянской семье 25 сентября 1924 года. Началась война. Станичники провожали на фронт своих родных и близких. Наташа решила пойти на фронт добровольцем:

«Написала заявление и несу в Нововеличковский сельский Совет, а рядом со мной идет мама, отговаривает меня. Пришли в сельсовет, я подала представителю военкомата заявление. Но мама не дала ему прочитать. Начала говорить, что я несовершеннолетняя, и что она возражает, чтобы меня взяли на фронт. Мне отказали. В октябре 1942 года в нашу станицу вошли фашисты. Выгнали нас из дома, и мы с мамой скитались где придется, в основном по кукурузным полям. Боясь надругательства надо мной, мама подрезала мне волосы, одела во все грязное, рваное, лицо измазала. Вместо платка мне надела старую шапку брата. Я стала похожа на бродягу-старца. Питание мне приносили завернутое в тряпки. Бросят в кукурузу – и ешь. За время оккупации нашей станицы ни разу не ела горячего.

В феврале забеспокоились фашисты: запрягают лошадей, заводят технику и давай драпать. 18 февраля в станицу вошли советские солдаты. Я тогда сказала маме, что уже совершеннолетняя и пойду вновь проситься на фронт. На что она ответила: «Воля твоя, дочка, как знаешь. Иди, коль хочешь».

 Второй день рождения

Через два дня таких, как я, отправили в Краснодар. Переодели в военную форму, и мы начали изучать устройство винтовки. Более 70-ти лет прошло, а я до сих пор помню, что затвор винтовки состоит из семи частей. Прошли курс обучения. Через 20 дней прибыли «покупатели» и ночью привезли нас в станицу Мингрельскую. Утром (в семь часов) подъем, зарядка, завтрак – и по семь часов в классе учили обязанности регулировщика. Служба сложная. Целый день на ногах стоишь на дороге в дождь и снег, в жару и холод. Указываешь направление движения. Работала и санитарочкой в военном госпитале. Запомнился на всю жизнь один день на фронте. Это был второй мой день рождения.

На Украине при форсировании Днепра фашисты обрушили на нашу часть град бомб и снарядов. Сыпались бомбы, как песок из решета. И места укрытия не видно. Вдруг одна из подружек приметила окоп, крикнула: «Рядом окоп, бежим туда». Спрятались, сидим довольные. Вдруг рядом разорвалась бомба и окоп завалило землей. Сидим молча. Каждый думает о своем. Попытались откопаться – не получается. Так мы просидели засыпанные землей более двух дней. Тело ныло, ноги отекли без движения. Словом, начали таять наши силы. Готовились молча принять смерть. И вдруг слышим, как кто-то, вроде, копает. Мы начали по очереди кричать. Через некоторое время блеснул лучик света, и мы услышали зов солдат: «Девчата, вы здесь? Живы?» Вызволили нас из подземелья и на носилках отнесли в госпиталь. Три дня восстанавливали силы. А потом снова гнали врага по дорогам войны. А помог нам выбраться из подземелья солдат Федя. Он видел, как мы прятались в окоп. И, когда проводили перекличку оставшихся солдат, он сказал об этом командиру. Командир принял решение: «Если живые – вызволим, а если мертвые – похороним».

Чемодан храню 67 лет

В Болгарии мы узнали об окончании войны. Что творилось на улицах Софии! Люди пели, обнимались, целовались. Болгары радовались вместе с нами, они прикатили большую бочку вина и вместе с нами праздновали Победу. А на следующий день в софийском ЗАГСе я расписалась со своим любимым – старшим сержантом, артиллеристом Комисаровым.

Из армии мы уволились в ноябре 1947 года. Решили так, что сначала каждый едет к своим родителям, а потом муж приезжает ко мне в Нововеличковскую. Он сказал: «Наташа, я еду в военной форме, а ты возьми с собой мой чемодан с вещами. Когда приеду к тебе, переоденусь в гражданскую одежду». Так и вышло. Приехал, переоделся. Но не понравилось ему у нас, стал звать к себе на родину, а я категорически отказалась: «Мать не брошу». Так и остался мне на память пустой чемодан. Сколько раз хотела его сжечь, но всегда оставляла. Пусть лежит, это память молодости. Так и храню его все 67 лет».

Наталья Павловна, улыбаясь, показывает состарившийся от времени чемодан и свои боевые награды: орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», девять юбилейных.

Вот такая судьба простых советских женщин, которые защищали нашу Родину от врага.

В. С. ЧЕРНЕНКО.

Член совета ветеранов СПК «Колос», совета старейшин станицы Нововеличковской.