Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Трижды директор
22.07.2014 11:50
Молния сожгла дом многодетной семьи
23.07.2014 15:19

Под лентой цвета дыма и пламени

Часть II

Выше белого креста – только деревянный

Учрежденный Екатериной Великой орден Святого Георгия Победоносца тесно связан со всей дальнейшей историей России.

К нему были причастны лучшие полководцы, боевые офицеры, водившие полки и батальоны в атаку; самые храбрые солдаты, подвиги которых породили легенды и песни, передаваемые из поколения в поколение. Жаловался орден исключительно за воинские подвиги и, в конечном счете, становился символом воинской доблести, славы, храбрости. В списке награжденных не было сановников, вельмож, чиновников, паркетных генералов, штатных чиновных офицеров. Окончательное решение о награждении принимала Георгиевская Кавалерская Дума, которая заседала в Георгиевском зале Зимнего дворца. Она состояла из лиц, уже награжденных этим орденом. Условия, при которых выдавалась эта награда, сразу поставили ее в особое почитаемое положение.

Даже сама лента ордена «георгиевских цветов» с чередующимися тремя черными и двумя оранжевыми продольными полосами, про которые говорили «цвета дыма и пламени», подчеркивала боевой характер награды. Покрытый белой эмалью орден Святого Георгия Победоносца был самой высшей военной наградой за подвиги. Подчеркивая это, часто говорили, что «Выше белого креста – только деревянный», то есть могильный крест, смерть на поле боя. Орденом Георгия Победоносца, как и всеми наградами в старой России, посмертно не награждали. Смерть на поле боя была символом и венцом героического подвижничества. Ничто не могло стоять выше, чем «отдать живот (жизнь) свой за други своя», за Отчизну, за свободу Родины, за народ.

Орден имел четыре степени. Награждали согласно статусу, последовательно – от 4-ой степени к 1-ой. Кавалеры первой степени жаловались тремя знаками ордена (мы их уже видели у императрицы). Это широкая лента, носимая через правое плечо под мундиром. Второй знак – большой равносторонний золотой крест, с обеих сторон покрытый белой эмалью. В центральном круге креста на красном фоне изображен Святой Георгий на белом коне, поражающий копьем дракона. Третий знак – звезда, состоящая из 32-х исходящих от центра солнечных лучей, образующих четырехугольный ромб. Звезда носилась на левой стороне груди.

Это был настолько редкий орден, что за полтораста лет существования его первую степень имели всего 25 человек, в числе которых была сама учредительница и император Александр II, а из военачальников –  В. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов-Рымникский, А. Г. Орлов-Чесменский, адмирал Лазарев, великий князь Михаил Николаевич, В. А. Долгоруков-Крымский, адмирал Чичагов, Г. А. Потемкин-Таври-ческий… Всего 17 русских полководцев.

Орден 2-ой степени состоял также из трех знаков: такой же четырехугольной звезды и такого же золотого, покрытого эмалью белого креста, который носился на шее на узкой черно-оранжевой ленте. Этот орден также был чрезвычайно редок и от того им был награжден лишь 121 человек.

Третья степень ордена состояла из двух знаков: белого, покрытого эмалью серебряного креста меньших размеров, носимого на шее на Георгиевской ленте. Звезда к 3-ей степени не полагалась. За все время орденом этой степени были награждены 647 человек.

Четвертая степень ордена, как и третья, представляла собой белый эмалированный равноконечный серебряный крестик малых размеров. Он носился на груди, в петлице на маленькой черно-оранжевой ленточке. Награждено этим орденом около 3,5 тысячи человек.

Награжденных всеми четырьмя степенями ордена Святого Георгия в истории России было всего четверо: фельдмаршал, светлейший князь М. И. Кутузов-Смоленский, генерал-фельдмаршал, князь М. Б. Барклай-де-Толли, генерал-фельдмаршал, граф И. Ф. Паскевия-Варшавский и генерал-фельдмаршал, граф И. И. Дибич-Забалканский.

В 1849 году решено было имена Георгиевских Кавалеров заносить на мраморные стены Георгиевского зала Московского Кремля. В Екатеринодаре, в войсковом штабе, тоже была доска с именами кубанцев – Георгиевских Кавалеров. В музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицина есть фотография этой доски.

Черноморцы-кубанцы – Кавалеры ордена Святого Георгия

Из наших земляков-кубанцев первыми орден Святого Георгия 4-ой степени получили будущий атаман Черноморского казачьего войска Захарий Алексеевич Чепега и войсковой судья Антон Андреевич Головатый. Это произошло через 19 лет после утверждения ордена Екатериной II.

Захарий Чепега 7 ноября 1788 года с черноморскими казаками проник внутрь крепости Гаджибей (будущая Одесса) и поджег огромный продовольственный амбар. Продовольствием из Гаджибея турки снабжали осажденный русскими войсками Очаков. Уничтожение турецких припасов ускорило падение турецкой крепости.

В ту же ночь другая группа черноморских казаков под командой Антона Головатого совершила молниеносный штурм острова Березань в Днепропетровско-Бугском лимане и захватила Березанскую крепость. Пушки этой турецкой крепости обстреливали подступы к Очакову и не давали русским захватить его. Славные победы Захария Чепеги и Антона Головатого способствовали успешному штурму Очакова. Через месяц, 6 декабря 1788 года, он был взят.

Войсковой атаман и войсковой судья открыли счет кубанских георгиевских кавалеров. Антона Андреевича Головатого, приписанного к Васюринскому куреню и избиравшегося в 1762–1764 годах его куренным атаманом, нужно считать первым Георгиевском кавалером и динской земли, и первым кавалером Васюринской станицы. Захарий Чепега через три года (в 1791 году) получит и орден Святого Георгия третьей степени за взятие Измаила. Когда штурмовали под руководством А. В. Суворова эту турецкую крепость, Чепега вел на ее бастионы одну из штурмовых колонн.

17 января 1810 года орденом Святого Георгия 4-й степени был удостоен войсковой полковник Петр Григорьевич Бурнос. Он был первым и единственным кавалером этого ордена, совершившим свой подвиг непосредственно на динской земле. Случилось это зимой 1810 года. Огромное полчище черкесов, численностью до пяти тысяч человек, появилось в окрестностях Мышастовского куренного селения. Они намерены были ограбить селение, угнать казачий скот. В селении в это время было 200 казаков и 250 солдат из расквартированной здесь роты егерей. Этими силами командовал шестидесятилетний П. Г. Бурнос. Несмотря на более чем десятикратное превосходство противника, храбрый командир решил защищать Мышастовку. Петр Григорьевич был тяжело ранен, но тем не менее черкесы после упорного четырехчасового боя были отражены.

Войсковой старшина Григорий Кондратьевич Матвеев, казак Васюринского куреня, 3 апреля 1811 года был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. Он командовал казачьей военной флотилией во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Григорий Кондратьевич Матвеев стал вторым Георгиевским кавалером станицы Васюринской.

Из кубанцев орден 2-ой степени имел лишь один человек – граф Николай Иванович Евдокимов. Получил он его, будучи начальником Кубанской области и командиром расположенных в ней войск, «за окончательное покорение Кавказа». Увы, но 1-й степени этого ордена кубанцы не имели.

Все это были самые первые и самые известные кубанцы – кавалеры ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. за всю историю ордена золотой крест, покрытый белой эмалью, получили всего лишь чуть более 80 кубанцев.

Солдатский знак Военного ордена

В течение 38 лет после утверждения ордена Святого Георгия награждались им лишь дворяне (офицеры и генералы). Русским солдатам вообще не давали российских орденов, хотя они и совершали подвиги, достойные подобных наград. 13 февраля 1807 года Александр I распространил высокую честь награждения за подвиги и на «нижние чины» – рядовых солдат и унтер-офицеров. С этой целью был установлен новый «знак отличия Военного ордена». В солдатской среде этот знак отличия сразу стали называть «Георгиевским крестом». Он стал самой почитаемой солдатской наградой. Награждение крестом производилось всегда за конкретный боевой подвиг. Георгиевский кавалер освобождался пожизненно от телесных наказаний, получал пожизненную пенсию.

Уже через месяц после учреждения знака отличия Военного ордена Высочайшим повелением казаки 1-го конного полка Черноморского войска Гаврила Андреевича Скакун из станицы Переяславской и 5-го конного полка Герасим Иванович Косенко из Ахтанизовской станицы стали первыми кубанскими кавалерами этого солдатского ордена. Солдатский Георгиевский крест и офицерский орден Святого Георгия были все на той же ленте «цвета дыма и пламени».

Во время войны с Наполеоном знак отличия Военного ордена Святого Георгия получил 27-летний динской казак Моисей Мозаненко (отчество не известно). Он участвовал рядовым в составе 1-ой сотни Первого сборного конного полка, которым командовал полковник Данил Саввич Плохой, в заграничном походе Русской армии 1813–1814 годов. Прошел всю Европу от Силезии до Парижа. 1 сентября 1813 года Моисей Мозаненко в сражении у деревни Пуцкау (это в Саксонии) был ранен в правую ногу ружейной пулей. М. Мозаненко является первым кавалером солдатского Георгия на нашей  динской земле, он первый кавалер в Динской станице.

Первый сборный полк, в котором сражался  Моисей Мозаненко, был сформирован на Кубани во время войны с наполеоновской Францией. В марте 1813 года он выступил из Екатеринодара, в августе в Силезии вступил в первый бой. А через год, как покинул Кубань, в марте 1814 года полк вступил в Париж. Кроме динских казаков в полку числились мышастовцы (13 казаков), пластуновцы (12 казаков), васюринцы (29 казаков). Знаком отличия военного ордена Георгия Победоносца кроме Мозаненко были награждены казак Васюринского куреня Андрей Иванович Батюк и казак Мышастовского куреня Петр Иванович Чевереда. Они являются первыми Георгиевскими кавалерами в своих станицах.

Всего во время Отечественной войны 1812 года и заграничного похода Русской армии в 1813–1814 годах знаком отличия Военного ордена был награжден (по моей картотеке – прим. автора) 21 кубанский казак. К этому счету надо добавить и Афанасия Федоровича Бурсака, полковника, командира лейб-гвардии Черноморской казачьей сотни, награжденного за отличие в сражении под Лейпцигом 4 октября 1813 года офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. А Алексей Данилович Безкровный за храбрость при наступлении неприятельских колонн от Можайска к Москве и за все бывшие до этого арьергардные дела награжден золотой саблей с надписью «За храбрость», которую тоже позже включили в состав Георгиевских наград.

«…1832 года декабря 1-го при сражении с закубанскими хищниками, близ Марьянского селения, за оказанную храбрость награжден Знаком отличия Военного ордена Святого Георгия Алексей Федорович Кияшко». Это выписка из формулярного списка, составленного 25 февраля 1832 года «О казаках Черноморской артиллерийской роты № 4». А. Ф. Кияшко стал одним из первых кавалеров ордена Святого Георгия в Кавказскую войну.

27 февраля 1854 года казак Новотитаровской станицы, старший урядник 4-го Черноморского пешего батальона Герасим Коваленко (отчество не указано) «за отличие в бою против горцев» награжден знаком отличия Военного ордена Святого Георгия под № 715. Это первый Георгиевский кавалер Новотитаровской станицы (по моей картотеке).

Казак Пластуновской станицы, урядник 4-го класса Черноморской конноартиллерийской 11-ой батареи Иван Клютный, «за отличие в борьбе с горцами» награжденный знаком отличия Военного ордена, – первый в станице солдатский Георгиевский кавалер.

Юрий БОДЯЕВ.

Заслуженный учитель Кубани.

Станица Динская.