Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
День Конституции и прием граждан
11.12.2014 15:48
«Кубанских родников истоки»
11.12.2014 16:03

Таран – оружие бесстрашных

В годы Великой Отечественной войны воздушный таран совершили более пятисот человек, используя его как последнее оружие советских летчиков в битве с ненавистным фашизмом.

Удар на лету

Перелистывая страницы книги-истории, скажем, что уже Первая мировая война потребовала от воинов не только смелости, решительности, но и новых приемов ведения воздушного боя. Русские летчики настаивали на том, чтобы на самолеты установили пулеметы. Однако заскорузлые бюрократы-военные категорически отказывались это делать. И тогда штабс-капитан Петр Нестеров решил применить удар сверху, колесами по крыльям или хвостовому оперению машины противника. 26 августа 1914 года он мастерски его выполнил. Враг был сбит, но и самолет Нестерова получил повреждения, и летчик погиб. В поступке героя не было безрассудства, лишь расчет и уверенность в победе, и он его совершил. В разговоре со своими друзьями (еще в Гатчине) Петр сказал: «Я не фокусник. Моя первая «мертвая петля» – доказательство моей теории. В воздухе везде есть опора. Необходимо лишь самообладание. Теперь меня занимает мысль об уничтожении неприятельского аппарата таранным способом, например, ударом на лету своим шасси сверху…»

Через год русский летчик Казаков удачно повторил таран и остался невредимым.

Но смерть изобретателя тарана наложила «табу» на отчаянный прием. Ни в одной стране в мире не нашлось желающих повторить его, кроме как в СССР. И первым среди советских летчиков, совершивших таран, правда, неподвижной мишени-шара, был будущий ас Валерий Чкалов. Атакуя цель-шар, Чкалов «мазал». Тогда, не стреляя, он пронесся под шаром, разрезав его крылом.

Ученики Нестерова

В 1937 году в небе Испании впервые в мире ночной таран совершил старший лейтенант Евгений Степанов.

Товарищи и ученики Чкалова и Нестерова уже в 1938 году стали применять таран. Антон Губенко сбил врага над Ханькоу в Китае, а Виталий Скобарихин – в 1939 году в Монголии над Халхин-Голом. В корпусе своего ястребка он привез на свой аэродром колесо японского самолета…

22 июня 1941 года в лавину фашистских стервятников врезался у города Замбрув истребитель Дмитрия Кокорева. Пулеметным огнем он расстроил боевой порядок врага и сбил тараном бомбардировщик «ДО-215». Наш самолет не пострадал.

В боях за Ленинград 26 июня 1941 года младший лейтенант Петр Харитонов на самолете «И-16», израсходовав в бою патроны, протаранил бомбовоз «Ю-88» и благополучно приземлился. 29 июня 1941 года летчики того же полка – младший лейтенант Степан Здоровцев и Михаил Жуков – таранными ударами сбили вражеский бомбардировщик, а сами удачно приземлились на своем аэродроме. Командующий авиацией Северного флота генерал А. А. Новиков доложил И. В. Сталину о подвиге юных летчиков.

8 июля 1941 года все трое стали первыми героями Советского Союза.

Необычный прием воздушного боя вызывал ужас у опытных и матерых гитлеровских вояк. За войну они не решились ни на один таран, хотя в лобовую атаку ходили. У немцев была инструкция, запрещавшая приближаться к нашим самолетам ближе чем на 100 – 200 метров.

В ночном небе 7 августа 1941 года над Москвой сбил тараном «Хе-111» летчик Виктор Талалихин. А 9 августа в свете прожекторов фашиста таранил В. Киселев.

В сентябре 1941 года совершила таран фашистского самолета женщина-пилот Екатерина Зеленко.

11 августа 1941 года летчик А. Катрич на самолете «МИГ-3» совершил таран на высоте девять километров! Пушка замерзла и он таранил четырехмоторный «ДО-215».

Из 200 самолетов врага над Москвой было сбито тараном 20 машин. Четырежды таранил врага летчик Борис Ковзан.

В небе Кубани

Летом 1942 года в небе Кубани развернулись воздушные бои. А летчиков Армавирской авиашколы направляют в сухопутные войска для защиты Крыма. Большинство погибает при защите города Керчь и в Аджимушкайских каменоломнях. Но те курсанты, которым выпала доля летать, бьют фашистов в небе беспощадно. Старшина А. Новгородский, защищая родной Армавир, бьет фашиста тараном и спасает свой самолет.

Подобные подвиги совершили лейтенанты В. Диденко и И. Бондаренко: уничтожив врага, сами погибли, защищая Армавир.

Осенью 1942 года огненный таран совершил экипаж бомбардировщика старшего лейтенанта Алексея Галкина. Недалеко от Краснодара они обнаружили фашистские войска на марше. Боевой разворот – и бомбы летят на головы врага. Но самолет загорается от попадания зенитного снаряда. Командир принимает решение идти на таран. Последнее пике, и гигантский столб взрыва – в скоплении танков и автомашин.

Сентябрь 1942 года. Летчик Мухин над Геленджиком таранит «Фокке вульф-190». Фашисты на парашютах спускаются рядом с Мухиным. Из пистолетов стреляют в него. Но наш «ворошиловский стрелок» побеждает в дуэли!

В январе 1943 года началось освобождение Кубани. Авиация, которой было очень мало, вначале сражения вела разведку противника. Разгром фашистских армий под Сталинградом создал условия стремительного наступления советских войск на Северном Кавказе и окружения 17-й немецкой армии на Таманском полуострове. Весенняя распутица, разлившаяся Кубань, непреодолимые плавни и болота создавали естественные преграды нашим войскам. В Крыму и на Тамани на твердых аэродромных полях враг сосредоточил мощную группировку авиации, в нее входили самые бое-

способные эскадры «УДЭТ», «Мельдерс» и «52», всего – более тысячи самолетов, а наших на старых машинах было около шестисот. Но дрались наши летчики отважно, опыт позволил им побеждать даже известных немецких асов.

Воздушные схватки над Новотитаровской…

Апрель 1943 года. Летчик Маковский, выйдя из боя, неожиданно встречает эскадрилью асов «УДЭТ». Патронов нет, но он идет в лобовую атаку на

фашиста и, делая левый наклон самолета, крылом срезает кабину противника. А поврежденный советский самолет приземляется в Новотитаровской.

Апрель 1943 года. Летчик Молодцов из корпуса Савицкого отважно сражается в бою. Его самолет горит, и тогда он его «ложит» сверху на фашиста. Оба самолета падают под Краснодаром. Взрыв, но наш летчик чудом остается жив.

Апрель 1943 года. Летчик Куницын из корпуса Савицкого возвращается из боя в Новотитаровскую и попадает под атаку немецкого «охотника». Бензина – капли, но боец разворачивает самолет и бьет фашиста винтом. Наш самолет садится на «брюхо», но живой!

13 мая 1943 года. Над Краснодаром летчик Михайлов совершил двойной таран

«Хе-111», громадного четырехмоторного зверя. Сначала «оседлал» его, а когда не помогло, винтом своего самолета отрубил ему хвост… Остался жив!

Май 1943 года. Малая Земля – Новороссийск. Летчик Татищев попал в окружение

12 фашистов. Лобовой атакой сбивает самого наглого командира эскадры. Отбивается и от остальных.

3 июня 1943 года. Над Краснодаром бой ведут летчики Волков и Зверев. Боезапас израсходован, и тогда они винтами бьют «Юнкерс-88» по крыльям и садят фашиста в Новотитаровской.

17 июня 1943 года. Над Краснодаром бой с «Ю-88» Волков заканчивает тараном. Фашист выбрасывается на парашюте и оказывается в плену на Новотитаровском аэродроме. Фашистский майор просит показать ему своего победителя: «Покажите мне русского аса!» Он не верит, что перед ним стоит безусый мальчишка…

2 июля 1943 года. Летчик Шуваев на подбитом самолете таранит зенитную батарею в Неберджаевской. Очередной огненный таран!

В небе Кубани наши летчики развеяли миф о непобедимости фашистских асов. А таких, как Александр Покрышкин, немцы боялись как огня. Над Краснодаром еще много раз за лето 1943 года сходились в жестоких схватках с врагом наши летчики и побеждали.

Окончилась война, но таран нашим летчикам приходилось применять и в мирное время.

Первый таран на реактивном самолете сделал капитан Елисеев в 1976 году. Он сбил над Азербайджаном иранский самолет-разведчик.

В 1983 году на «СУ-15» подполковник Валентин Куляпин обрубил хвост «Боингу» своим крылом. Советский офицер был награжден орденом Красного Знамени.

Борис КОЗАЧЕНКО.

Краевед.

Станица Новотитаровская.