С таким заявлением к нам в редакцию народной газеты «Трибуна» недавно пришла динчанка Светлана Михайловна Грабовская. Она рассказала нам о том, что купила на рынке станицы Динской консервы легендарной в советское время рыбки «иваси», и даже не подозревала, что увидит на железной банке фото своей матушки.
Женщина пришла домой и сразу заметила, что у девушки, которая изображена на этикетке, знакомые черты лица.
– Я сначала и не поняла, почему мне так близка работница рыбозавода, смотревшая со старой фотографии… А потом обомлела. Это же мама. Стала сравнивать со снимками, которые сохранились в семейном альбоме, и была поражена. Это действительно она, – убеждена Светлана Михайловна. – Мамы нет уже 12 лет, и как мне было приятно увидеть ее изображение на банке консервов. Вот такой привет мне из прошлого.
Динчанка, предполагая, что героиней фото-коллажа с рыбацкими суднами и сетью стал ее родной человек, в доказательство своих слов принесла мамины снимки военных и послевоенных лет, а также рассказала историю ее непростой жизни.
– Моя мама – Миньямал Сундукова, которую все звали Раисой Андреевной (по мужу – Гальцова), после войны работала на рыбозаводе на острове Сахалин приемщицей, чуть позже она училась на мастера икорного дела в Стародубском рыбозаводе. Помню, как она мне рассказывала об огромных крабах «Так за клешню берешь его и несешь, а другая – по земле тащится. Треску тогда за рыбу не считали, и была она лакомством только для медведей. Они эту рыбу собирали, делали запас с «душком» и ели…»
По словам женщины, в горячее время путины работы было много, и Раисе Андреевне приходилось трудиться на рыбозаводе и днем, и ночью. При этом она очень любила свое дело!
– У нее было такое же пальто – с широким воротником и лацканами, да и платок мама всегда повязывала как на фотографии на железной банке консервов, – продолжила свой рассказ наша землячка. – А еще у нее на левой руке нет двух фалангов пальцев, но здесь она в варежках, и незаметно. Во время войны она работала вальцовщицей на военном заводе в городе Балхаш в Казахстане. При прокатке и штамповке горячего металла для оружия она потеряла фаланги двух пальцев.
Миньямал родилась в Татарстане недалеко от города Менделеевска, в селе Илькино и воспитывалась в многодетной семье. Отец рано ушел из жизни, и ей пришлось самой зарабатывать на жизнь. Поэтому она прибавила себе два года и пошла учиться на шофера. Была и нянькой, и кормилицей для своих сестер. Как и многим, было трудно в годы войны… А после решила поехать на Сахалин.
Через какое-то время крутой поворот судьбы заставил Раису Андреевну расстаться с островом и переехать в Ейск, где она также связала свою жизнь с рыбозаводом. Позже помотались с мужем по разным городам России – Братск, Бийск… Но в итоге опять вернулись на Кубань, к Азовскому морю. Здесь она выучилась на газооператора и работала в филиале завода имени Седина города Ейска, купила хату перед лиманом.
Светлана Михайловна Грабовская, дочь нашей героини, 20 лет проработавшая на кондитерской фабрике станицы Динской, а потом 8 лет – в столовой школы № 4, с особой теплотой вспоминала о своей маме, которая ушла из жизни в 85 лет (по паспорту – в 87). Она была активной, яркой женщиной, ударницей труда, и при этом воспитала двух прекрасных детей и двух внуков. И то, что возможно, именно она изображена на банке консервов, – правильно, ведь трудовой подвиг нашего народа, который совершил невозможное и в кратчайшие сроки восстановил страну после войны, мы должны знать, помнить и гордиться этим.
Марина СУЛИМА.
Светлана Грабовская, взяв в руки банку консервов, была поражена.
Миньямал Гальцова. Фото 1945 года.
Та самая банка «Иваси», купленная на динском рынке.
Читайте другие материалы рубрики: Общество