Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Игорь Галась: «Предпринятые меры поддержки позволят вернуться к траектории роста»
03.07.2020 09:35
В Краснодарском крае за последние сутки подтверждено 57 случаев COVID-19
03.07.2020 11:20

Обращаясь к внукам и правнукам

Обращаясь к внукам и правнукам

Василий Петрович Сусликов родился на хуторе 3-я речка Кочеты Усть-Лабинского района. Судьба этого человека так похожа на судьбы многих, чье детство отняла, покалечила война.
В марте 2020 года Василию Петровичу Сусликову исполнилось 90 лет. С трудом уговорили его рассказать о себе. Он оказался прекрасным собеседником. Отвечал на наши вопросы, вспоминал далекое военное детство, стараясь больше рассказывать о том, что происходило со страной, с людьми, что никогда не забывается и не может забыться.
В июне 1941 года в клубе колхоза «Хутор Матвеевский» Усть-Лабинского района шел митинг. Отец Василия в то время работал бригадиром. А ранее, еще семнадцатилетним мальчишкой, добровольцем уходил на гражданскую войну. Знал о ней не понаслышке. Тогда ходили слухи, что скоро будет другая война. Многие говорили: «Нам не страшно, мы с любым врагом справимся!».
Отец же, вернувшись из клуба, сказал: «Сынок, этот враг серьезный, и шапками его не закидать». Василий навсегда запомнил его слова.
В июле 1941 года отца призвали в армию. Первый раз его вернули, а второй раз направили в кавалерийский полк в Крым. Там сложилась очень сложная обстановка. Гитлеровцы теснили наши войска. Два полка под Чушкой почти полностью погибли. Отцу повезло, он остался жив, хотя домой вернулся израненным и больным.
В 1941 году Василий окончил 4 класса, работал в колхозе наравне со взрослыми. Очень любил лошадей, с мальчишками с удовольствием их пас.
Летом 1942 года фронт приблизился вплотную к Кубани. Обстановка была тревожная. В начале августа Вася пас коров и видел, как к хутору на машинах, мотоциклах, велосипедах подъехали люди в незнакомой военной форме. Первыми были немцы, захватили хутор и устремились дальше, оставив румын, чехов, итальянцев.
Старостой на хуторе был назначен немец. Он с пониманием относился к русским. Предупредил жителей, чтобы они срочно забивали скот, спрятали кур, поросят, иначе все заберут. На свой страх и риск оставили коров: без них верная смерть.
В школе в то время работал учитель – предатель. Он добровольно пошел работать к врагам волостным писарем. Составлял списки коммунистов, комсомольцев. Семья Василия Петровича была в списках на уничтожение, ведь отец – коммунист.
Первое, что сделали фашисты, – это спилили деревья, установили виселицы для устрашения жителей хутора. Но повесить, к счастью, никого не успели…
Но страшные злодеяния вершили гитлеровцы. Так, собрали евреев со всей округи, пообещав, что их отправят на родину, велели взять все ценное, довезли до лесополос, расстреляли там и зарыли в приготовленном рву. Ценности немцы забрали себе.
…У нас была детская краевая психиатрическая больница, – вспоминает Василий Петрович. – Фашисты предложили больным покататься на машинах, а сами отвезли их в специально подготовленные душегубки и испробовали их на душевнобольных людях. 46 человек от 8 до 16 лет были загублены и зарыты во рву, копать который заставили женщин. Я очевидец, как их выбрасывали в яму.
Неизвестно, сколько бы издевались фашистские изверги над беззащитным населением. К счастью, наши войска в феврале 1943 года выбили врага с кубанской земли. Но война еще не закончилась, три тяжелых года все от мала до велика ковали победу. «Все для фронта! Все для Победы!» – был такой лозунг. Отправляли на фронт хлеб, овощи, фрукты. Кубань стала житницей, кормилицей для армии и страны.
Лошадей немцы расстреляли, приходилось пахать на коровах и волах. А которые лошади остались, они работали от темна до темна. Я, мальчишка, садился на лошадь верхом, а сзади за плугом шел тот, кто посильнее.
После войны началось восстановление Кубани. Все тяготы наравне со взрослыми делили и дети.
– В 1946 году в помощь Кубани из Голландии, Бельгии пришли эшелоны с племенными лошадьми. Но и тут враг не успокоился, засылал диверсантов, подкупал всяких подлецов. И они признавали лошадей больными заразной болезнью – сапом. Постреляли и трупы сожгли. Все знают, что такое лошадь для казака. Это вся его жизнь, любовь. Для жителей Кубани это было большим горем, большой потерей. Председателем нашего колхоза, – рассказывает Василий Петрович, – была женщина Мария Лукьяновна Ананьева. Она посоветовалась с моим отцом, который работал бригадиром, и они взяли на себя ответственность спасти животных и укрыть от уничтожения десять лошадей. К счастью, сап не подтвердился, в противном случае, это могло стоить жизни не только председателю и моему отцу, но и их родным и близким. Поступок этих простых людей говорит о мужестве народа, который интересы страны ставил выше личных. В то смутное тяжелое время их можно было назвать героями, хотя они сами так и не считали.
После войны Василий Петрович работал прицепщиком. В 1949 году учился в школе механизации. В 1950 году был призван в армию, с января 1959 года обосновался в станице Васюринской.
Всю свою жизнь проработал в колхозе им. Чапаева. Имеет звание «Почетный колхозник», награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Почетный гражданин станицы Васюринской, Почетный член совета ветеранов станицы Васюринской.
– Сейчас многие пытаются переписать историю, – говорит Василий Петрович. – И я, очевидец того, что пришлось пережить нашей стране, обращаюсь к детям, внукам, правнукам: берегите и любите Кубань, Россию, родную станицу, чтобы, дожив до такого возраста, как я, вам было не стыдно смотреть в глаза молодому поколению, чтобы девушки и юноши гордились своими отцами и дедами, которые не за награды и почести воевали, а трудились на благо народа, отдавая Родине здоровье, силы, а многие – и свои жизни».

И хотя в сорок пятом салют
Возвестил о Великой Победе,
Но и после войны
Не закончились Ваши беды.
Холод, голод, непосильный труд,
Приняли на себя детские плечи.
Из пепла и руин страну
восстановили,
Зазолотились хлебные поля.
И руки детские с большими наравне
Страну огромную кубанским
хлебушком кормили.
Комсомольские стройки, целина
Здоровье Ваше подорвали,
Но статуса «Дети войны»
Вам до сих пор не дали.
И пусть за Ваш героический труд
Не Вас, а других величали,
Никто не узнал о Вашей судьбе.
Других, а не Вас, миновали беды,
Но если бы жизни не отдали
ваши отцы,
То не было б этой ПОБЕДЫ!
Василий Петрович, мы Вами гордимся!
Галина ФЕДОСОВА.
Член совета ветеранов
станицы Васюринской.

Дети войны
Дети войны, вы под грохот
снарядов росли.
Эхо войны столько лет вы
в сердцах пронесли.
Высохли слезы за годы бессонных
ночей,
Майские грозы не дают вам
сомкнуть очей.
Кто же ответит за судьбу вашу
и когда?
Кто же вернет детский смех,
что ушел навсегда?
Память жива о тех днях, что
пришлось пережить.
Только она учит всех тишиной
дорожить.
Выросли вы, пробиваясь лучом во мгле.
Вы ничего не могли изменить на
земле.
Дети войны, в том не было вашей
вины.
Дорого вам досталась свобода
страны.
Годы пройдут. Не исчезнет
уже никогда
Желание видеть солнце на небе всегда.
Дети войны! За ваше тяжелое
детство
Досталась Победа и Память
народа в наследство.
Елена ДМИТРИЕВА.
Станица Васюринская.