Человек, сильный духом, точно знает, что он хочет, знает, в чем смысл его жизни, а также, не размениваясь по мелочам, идет к четко поставленной цели, достигая мечты, одновременно помогая людям, которые его окружают, заряжая их собственной энергией. Это человек, который способен одерживать победу над собой и над обстоятельствами, не тратя драгоценное время на жалость к себе.
Сегодня мы хотим рассказать нашим читателям о человеке с очень интересной биографией. Несмотря на серьезный медицинский диагноз, динчанин Юрий Павлович Гусев продолжает жить и спорить с судьбой, и даже издал книгу размышлений и воспоминаний, включающую в себя две документальные повести «Наш цыганский бизнес» и «Следственный изолятор», рассказы и стихи.
– Юрий Павлович, расскажите, пожалуйста, почему Вы, предприниматель, человек технического склада ума, решили написать книгу?
– Взяться за мемуары меня подвигла простая причина – старость и болезнь. Мне уже немало лет, четверть века я только на Кубани живу, а сам я из Сибири… И захотелось оставить какой-то след после себя, тем более, когда есть о чем вспомнить. Книга эта не рассчитана на широкую аудиторию, интересна она будет в первую очередь моим друзьям, коллегам, родным – всем, кто был в ней упомянут.
На склоне лет хочется наконец остановиться, оглянуться назад, попытаться дать оценку своим действиям и, пусть ненадолго, вернуться в прошлое, в свою молодость, когда жизнь кипела, а мы казались себе бессмертными…
Я инженер по образованию, но за свою долгую жизнь кем мне только не довелось побывать: и автородео организовывал, и крупным автосервисом руководил, и автомобильными перевозками занимался, и в системе здравоохранения потрудился заместителем директора научно-исследовательского медицинского института по инженерным вопросам.
Но мое любимое детище, конечно, – это первое в Советском Союзе предприятие по производству шин, которое я создал в 1989 году.
И повесть эта – о том времени и тех людях. Я писал своим языком, ничего не приукрашивая, о нашей работе, о тех, кого знал, с кем дружил, кого любил…
– У Вас очень интересная жизнь и феноменальная память на события, даты и имена…
– Да, это так. Я и за границей бывал часто, и встречался с интересными людьми – от президента Бориса Ельцина до любимых всеми советских актеров Василия Ланового, Ольги Аросевой и Лии Ахеджаковой. Был знаком с Владимиром Высоцким. Но самое интересное в моей жизни – это люди, с которыми мы вместе «стучали молотками». Мы были командой, стремились к общей цели, жили общими надеждами. Конечно же, я помню все и всех!
В условиях страшного дефицита дела наши шли очень успешно, и я мог позволить себе заниматься меценатством. Построил трехэтажный роддом, оснастив его всем необходимым оборудованием, помогал искусству, медицине, для своих сотрудников ввел диспансеризацию за счет фирмы, обеспечивал их жильем, организовывал культурный досуг, даже помогал с изданием литературы, платил стипендию нескольким студентам театральных вузов.
– Скажите, как приняли Вашу книгу те, кто ее прочел, и планируете ли написать продолжение? Например, о том отрезке времени, когда Вы налаживали производство уже здесь, на Кубани?
– Продолжение… Вопрос, конечно, очень интересный. Я и сам задаю его, и для меня он звучит так: «А для кого?» Будут ли это читать? Кому я интересен, кроме моих родных и кучки оставшихся в живых друзей?
Книга вручена известным и уважаемым людям района, Краснодара, Ставрополя, Сочи, Москвы, за границу и еще многим адресатам, которые помогали мне, которым помогал я. Отзывы в основном восторженные, но, как сказал один мой друг-профессор: «Мне было интересно, потому что я прочел там о себе. Точно так же ее с удовольствием прочтут все, кто «в теме». Но выпусти ее в широкую аудиторию, и она никак не прозвучит».
Поэтому надо найти своего читателя. Печатное слово сейчас на грани исчезновения. На смену пришли цифровые технологии. Хорошо ли, плохо ли, не мне судить. Во всем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но книгу, напечатанную на бумаге, можно прочесть и при свечах!
Есть мысль написать художественное произведение. Думаю, это будет более востребованный формат. Оно могло бы быть о надеждах и чаяниях моего поколения, об успехах и разочарованиях людей, чья молодость пришлась на период развала Советского Союза и лихих девяностых.
А пока у меня в голове уже есть два документальных произведения, которым и названия имеются: «Простые предметы» и «Психология старости». Первая будет научно-популярной – о том, как из простых, казалось бы, вещей рождается что-то другое, новое, где оно может пригодиться и использоваться. Тема для второй повести в данный момент для меня очень близка. О том, как стареть достойно, как готовиться к старости, чтобы не быть в тягость самому себе. Потому что главный страх в старости – стать никому не нужным.
– Поделитесь с читателями, что лично Вам помогает не впадать в уныние, а жить и бороться с болезнью?
– Что меня спасает? Я много читаю. Люблю Дину Рубину, Викторию Токареву, Гузель Яхину, Елену Браун, Захара Прилепина и его «Обитель» – сильная вещь! Образно говоря, за 25 лет, прожитых на Кубани, я «закончил» как минимум два института самообразования. Беру в библиотеке на месяц по десять книг: научно-популярную литературу, историческую, художественную, мемуары…
И сам пишу, как видите, в том числе и в «Трибуну». На ваших страницах вышло немало моих статей на разные темы. И если кому-то это интересно, значит, я не зря живу.
Из моих друзей в живых остались немногие. Два-три хороших доктора, с которыми благодаря Интернету мы можем поддерживать связь хоть каждый день, часто присылают мне интересные статьи.
Хорошо, если бы у нас в станице был клуб по интересам, где мои ровесники могли бы общаться на разные темы. Но, увы! Наше поколение постепенно уходит. Но я не хочу становиться обычным стариком, который кроме простых домашних дел ничего уже не может. Нет! Говорят, работать нужно до тех пор, пока не умрешь. И я с этим полностью согласен! Мой рабочий стаж – более 51 года. Ну а сейчас у меня – сверхурочные!
– Что Вы хотели бы успеть сделать еще?
– Хочу успеть увидеть, как наш народ начнет наконец-то жить достойно. Если бы что-то зависело от меня лично, я сделал бы это, не задумываясь! Отдал бы любой орган своего тела, если бы он мог спасти чью-то жизнь… Или, например, стал добровольцем в испытании каких-то новых лекарств, если бы это помогло победить пандемию, и неважно, опасно это или нет!
Пожелаем Юрию Павловичу и дальше сохранять здоровый оптимизм, мудро управлять своим временем и достигать поставленных целей!
Беседовала Татьяна АНДРЕЕВА.
Фото автора.
Читайте другие материалы рубрики: Общество