Сетевое издание: сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Итальянцы в Динской
13.09.2012 11:49
Короткой строкой
18.09.2012 13:49

Инвестиции в будущее…

Инвестиции в будущее…

Вот уже почти год, как кубанские учителя получают новую заработную плату, которая, по мнению российского правительства, должна быть не меньше, чем средняя по экономике региона.

Несколько раньше, в 2008 году, наши школы перешли на новую систему оплаты труда, а с 1 января 2012 года

А. Н. Ткачев, губернатор Кубани, добавил педагогам школ и детских садов, а также всему младшему обслуживающему персоналу еще по 3000 рублей. Стали ли школьные педагоги действительно получать больше, и за что? Влияет ли это повышение на качество образования? Об этом состоялся наш разговор с Л. П. Булатовой, Почетным работником общего образования, директором школы № 1 станицы Динской.

– Лилия Петровна, Ваше образовательное учреждение в 2007 году было пилотным по переходу на новую систему оплаты труда. Действительно ли доходы учителей увеличились?

– Безусловно! Увеличились, и довольно прилично. Особенно у тех, кто показывает высокие результаты труда.

Знаю, что раньше оплата труда учителя осуществлялась в соответствии с единой тарифной сеткой и складывалась из оклада и различных доплат за категорию, выслугу лет, проверку тетрадей, классное руководство и так далее. Из чего сейчас складывается заработная плата учителя?

– Сегодня заработная плата складывается из базовой и стимулирующей части. В базовую часть, прежде всего, входит оплата за ведение часов, которая после перехода на нормативно-подушевое финансирование зависит от количества учащихся в классе. Из этой же части фонда оплаты труда (ФОТ) выплачиваются доплаты за классное руководство, заведование кабинетами, проверку тетрадей, ведение кружков и другую работу, выполняемую учителем в рамках должностных обязанностей. Очень важной составляющей заработной платы учителя сегодня стала стимулирующая часть фонда оплаты труда. Именно эта часть ориентирована на повышение качества образования, так как из нее педагоги получают выплаты за интенсивность и результативность своего труда.

– Как я понимаю, стимулирующая часть – это премиальный фонд, его еще называли надтарифным. Но ведь премии были и раньше?

– Премии являются лишь одной из составляющих стимулирующего фонда. Львиная же доля этого фонда принадлежит надбавкам за интенсивность и качество. Разница между прежним надтарифным фондом и стимулирующей

частью в том, что из этого фонда выплачивались, прежде всего, обязательные доплаты, которые теперь вошли в базовую часть. Если надтарифный фонд составлял не более 25% от общего фонда, то стимулирующая часть сегодня составляет 30% и более, а значит, и средств для стимулирования стало значительно больше. Сейчас любой педагог может влиять на уровень своего благосостояния, проявляя творческую инициативу, занимаясь инновациями, применяя на уроках ИКТ и другие современные технологии, совершенствуя профессиональное мастерство и, в конечном счете, повышая качество образования. Именно эти критерии легли в основу созданной в 2007 году школьной системы оценки качества и эффективности деятельности учителя. Каждое полугодие независимая комиссия, в состав которой входят не только высококвалифицированные педагоги, но и представители родительской общественности и Управляющего совета, производят экспертизу «портфолио» учителей, в результате которой педагогам, набравшим наибольшее количество баллов, устанавливается постоянная надбавка к заработной плате за качество и результативность труда. Помимо этой надбавки, учитель имеет возможность ежемесячно получать премию за конкретный результат в текущем месяце. Таким образом, появилась отличная возможность дифференцировать заработную плату педагогов не только по объему учебной нагрузки, но и в зависимости от результатов труда.

– Значит, учителю не обязательно брать две ставки, чтобы получать достойную зарплату?

– Вы абсолютно правы. Ведь доплаты из стимулирующей части порой достигают суммы, получаемой педагогом из базовой части, а иногда и превышают ее. Например, сравнивая июньскую заработную плату двух учителей, имеющих одинаковую учебную нагрузку, можно увидеть, что заработная плата одного из них составляет 29848,99 рубля, а второй получил лишь 21231,48 рубль. При этом сумма выплат из базовой части ФОТ у педагогов практически равная – около 14000 рублей. Однако заработная плата первого на 8617,51 рубля выше за счет постоянных надбавок за результативность труда и премии, полученной за конкретные достижения в прошедшем месяце. Этот пример реально показывает, что формула «деньги в обмен на качество» сейчас работает в полной мере.

– Большая роль в школе отводится воспитательной работе. Как обстоят дела с оплатой труда классного руководителя?

– Действительно, воспитательная составляющая образовательного процесса очень значительна, ведь сегодня важно не только дать ребенку прочные знания, но и научить его жить в обществе, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их достижения. Неоценимая роль в решении этой задачи, несомненно, принадлежит классному руководителю. В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство». В самом деле, еще несколько лет назад доплата за классное руководство была очень скромная. Ситуация изменилась в 2006 году, когда в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» каждый классный руководитель начал получать ежемесячное вознаграждение за классное руководство в сумме 1000 рублей. В нашей школе с целью учета всех видов деятельности учителя, мониторинга внеучебных и внеурочных достижений учащихся и повышения качества воспитательной работы создана вторая группа критериев, направленных на оценку деятельности классных руководителей. Теперь объем доплаты и стимулирующей надбавки за классное руководство тоже напрямую зависит от качества и эффективности их работы. Все классные руководители получают из базовой части ФОТ 500 рублей плюс 1000 рублей вознаграждение. Постоянная надбавка за результативность из стимулирующей части зависит от качества труда классного руководителя: от 300 рублей до 1500 рублей. К этим выплатам добавляется ежемесячная премия за достижения класса или самого классного руководителя.

– Президентом РФ была поставлена задача – повысить среднюю заработную плату педагогов до уровня средней заработной в экономике региона. Какова средняя заработная плата учителя в Вашей школе?

Средняя заработная плата наших педагогов составляет 26604 рубля с учетом ежемесячной губернаторской доплаты в сумме 3000 рублей. Максимальная начисленная заработная плата учителя в августе – 38135,32 рублей, минимальная заработная плата учителя на ставку за этот же период составила 17678,54 рублей. Средняя заработная плата учителей в районе, насколько мне известно, 24 тысячи 940 рублей. ти данные свидетельствуют о том, что средняя заработная плата по школе и в районе превышает размер средней заработной платы в регионе, составляющей около 23000 рублей, следовательно, руководство нашего края и Динского района взятые на себя обязательства выполняет в полной мере. На августовском совещании губернатора пообещал, что педагогов ждет очередное повышение заработной платы. Уверена, что так и будет, соответственно, уровень благосостояния моих коллег будет неуклонно расти, а вместе с ним – и качество образования.

– Как Вашими педагогами встречено известие об очередном повышении заработной платы и выделении дополнительных средств на реализацию программы «Школьное молоко»?

– Мы все понимаем, насколько сегодня важно заботиться о здоровье детей. Поэтому бесплатный стакан молока, получаемый каждым ребенком ежедневно, на наш взгляд, будет еще одним важным шагом не только к сохранению здоровья школьников, но и к формированию навыков здорового питания. Новость об очередном повышении заработной платы, конечно, встречена педагогами с радостью. С одной стороны, оно вполне закономерно: уровень инфляции растет, как и объем работы, выполняемой учителем в условиях реализации новых стандартов образования, введения новых предметов, усиления воспитывающей функции школы. С другой стороны, я, как и мои коллеги, далека от мысли воспринимать повышение заработной платы как должное. Мы прекрасно понимаем, что ответом на эти шаги правительства РФ и губернатора Кубани должно стать высокое качество педагогического труда, ведь именно от него зависит будущее наших детей.

Александра КОТОВА.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!