Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В братской могиле станицы Динской обрели покой 22 неизвестных бойца
06.05.2021 21:49
Воспитанники военно-патриотического клуба “Надежда”, студенты Динского механико-технологического техникума приняли участие во Всенародном проекте «Кедры Великой Победы»
07.05.2021 18:05

Оккупация, или Что творили фашисты в наших станицах

Оккупация, или Что творили фашисты в наших станицах

Отдельную, страшную главу истории станицы Динской и Динского района занимает период фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны – с августа 1942 по 11 февраля 1943 года.
Гитлеровцы грабили жителей, зверски расправлялись с патриотами – всеми, кто не хотел мириться с их «порядками». Десятки актов о зверствах фашистов в Динском районе, записанных со слов земляков в составе комиссии по расследованию злодеяний, совершенных немецкими захватчиками и их сообщниками над мирными советскими гражданами в Пластуновском районе в период его временной оккупации, хранятся в районном историко-краеведческом музее. Собранные в свое время Таисией Алексеевной Чекрыгиной в отдельном третьем томе «Книги памяти» документы были предоставлены редакции народной газеты Динского района «Трибуна» сотрудником музея Ириной Анатольевной Криничной.

Дети остались без матери

Из Акта от 3 апреля 1944 года: «Перед отступлением немцев из станицы Динской немецкие офицеры и полицейский Михайленко арестовали скрывавшихся от их преследования комсомолок – учительницу Нину Ивановну Дранник и секретаря комсомольской организации (Динской) воспитательницу Полину Сергеевну Черных и увели их в неизвестном направлении».
Вот какие подробности о гибели этих героических женщин узнал от земляков Василий Андреевич Дранник, возвратившись с фронта: «Пантелей Захарович Сеник постучал к соседям, родителям Василия Андреевича, и сообщил: «На вашу невестку Нину Ивановну Дранник поступил донос в немецкую комендатуру. Фашисты теперь знают, что ваши сыновья – коммунисты, воюют против немцев, а невестка – комсомолка, живет с вами». В ту же ночь Нина Ивановна с детьми, сыном Володей и дочерью Галиной, ушла в Кореновскую, стала жить у старушки под видом родственницы. 1 февраля 1943 года отец Василия Андреевича Дранника (мужа Нины Ивановны) Андрей Анисимович поехал вместе с другими станичниками менять тряпки на продовольствие. Началось наступление 37-й армии на Динскую. Отец, Нина и ее подруга Полина Черных присоединились к обозу.
Возвращаясь, километра за три до Динской остановились. Вокруг станицы шли бои. Решили переждать перестрелку. Нина и Полина заявили, что они знают, как пройти в Динскую незаметно, проходили не один раз…» И ушли. По окончании боев отец, приехав домой, увидел, что Нины нет, съездил в Кореновскую, но там застал только плачущих детей…
«Лишь спустя три недели нашли трупы Нины и Полины. После освобождения станицы местные жители Левин, А. П. Кретова, С. К. Черных и другие обнаружили полузарытые трупы комсомолок в брошенных немцами блиндажах (окопах)». Похоронили Нину Ивановну Дранник и Полину Сергеевну Черных у стадионастаницы Динской. Их останки были перенесены в братскую могилу мемориального комплекса.

Гибель учителя

Иван Константинович Лебедь до войны работал учителем математики и физики в средней школе № 4. Человек большой души, грамотный, интеллигентный, прекрасно знающий свой предмет, он навечно таким остался в сердцах учеников: «Молодой, стройный, с красивым вьющимся чубом, скромный, добродушный, всеми уважаемый… Он так хорошо играл на гитаре, что порой ученики отказывались после его урока идти на перемену, только бы послушать его». Вырастил настоящих патриотов, многие из которых прошли фронтовыми дорогами войны, другие помогали фронту и тылу, приближая День Победы. Когда Динскую оккупировали гитлеровцы, многие не склонили головы перед захватчиками, оставались гордыми советскими людьми.
«Однажды в центре Динской на площади рынка фашисты разожгли большой костер из книг рядом расположенного киоска». Видя этот акт вандализма, станичный учитель не выдержал, «подошел к немцам и потребовал прекратить бросать в огонь произведения «и нашего Пушкина, и вашего Гете». «Но не стали фашисты выслушивать упреки в свой адрес, а разрешили вопрос по-своему – в упор застрелили Ивана Константиновича Лебедя. Грозя учинить такую же расправу над всеми, кто нарушит «новый порядок», его не давали хоронить ни в тот же день, ни на второй, ни на третий. И лежал мертвый учитель на рынке в напоминание об этом. Позже его похоронили вблизи зданий школы и Госбанка по улице Базарной (ныне Чапаева). Когда немцев прогнали, на могиле поставили крест. Ухаживали за могилой ученики и учителя 30-50-х годов. А 8 мая 1996 года останки И. К. Лебедя были перезахоронены на мемориале станицы Динской».

Стреляли в живот и по ногам

Из Акта от 28 марта 1944 года: «6 февраля 1943 года в дома колхозников колхоза «Путь к социализму» ворвались немцы и начали грабить колхозников: увозить скот, птицу, продукты и одежду, разбивали ульи с пчелами, ловили и резали коров, свиней. Внезапно немцы заставили всех жителей по правому берегу реки покинуть дома за 15 минут. Немцы в это время грабили, выгоняли мужчин и подростков и под предлогом рытья окопов выгнали мужчин в направлении Новотитаровской. Выгнанные наспех из домов колхозницы не могли взять самого необходимого. Колхозница Лидия Редька с 13-летней сестрой Раисой пошли в усадьбу взять дров. По дороге немец без всякого повода дал две очереди из автомата и прострелил Лидии живот и бок, а ноги посекло осколками от разрывных пуль. Через несколько дней Лидия Редька в страшных мучениях умерла. Лидия Митрофановна Редька была похоронена в саду родительского дома по улице Заводской станицы Динской».

В луже крови на глазах у дочери

Из Акта от 1 апреля 1944 года: «9 февраля 1943 года в дом колхозницы Анны Митрофановны Городничей вломились немцы и потребовали топить печку. А. М. Городничая растапливала печь, а в это время один немец влез на чердак и стал отрывать курам головы. Женщина заявила: «Я за вами ухаживаю, а вы еще обижаете». В ответ на это стоящий за ее спиной немец выстрелил из автомата в колхозницу Городничую. Когда ее дочь стала просить немцев вызвать врача, они засмеялись и сказали: «Никс, капут». Затем один немец вышел, сказал слово «морфий», сделал укол плавающей в крови Анне Митрофановне, которая после этого умерла, а немцы все время хохотали, свистели и пели. После своего отступления немцы дом колхозницы сожгли, забрали корову». Анна Митрофановна Городничая похоронена на гражданском кладбище станицы Динской.

Не жалели никого

Из Акта от 1 апреля 1944 года: «В конце августа – начале сентября 1942 года немецко-фашистские захватчики и их приспешники арестовали большую группу советских граждан в количестве 42-х человек, среди них было четверо детей, восемь мужчин и тридцать женщин, и под руководством немецких офицеров повезли вместе с их вещами по направлению к хутору Красносельскому. А работающие неподалеку от бывшего кирпичного завода «Октябрь» колхозники М. Ф. Павленко, Е. Т. Курило слышали выстрелы из автоматов и примерно через 30 минут увидели возвращающихся немцев, уже с пустыми подводами. Гражданка П. С. Клапова видела направляющиеся подводы с арестованными советскими гражданами и эти же подводы видела возвращающимися пустыми. И произведенные раскопки вскрыли это вопиющее преступление. Среди погибших и замученных оказались председатель артели инвалидов им. Правды товарищ Косова-Суворова, винодел райпищекомбината товарищ П. Л. Урванд и другие».
В состав комиссии по расследованию злодеяний, совершенных немецкими захватчиками и их сообщниками над мирными советскими гражданами в Пластуновском районе в период его временной оккупации, вошли Иван Васильевич Щеголев, Василий Демьянович Огненный, Петр Иванович Глыбин, Андрей Иванович Лобода, Мария Митрофановна Брижак, Екатерина Григорьевна Козырева: «Виновниками этих преступлений считаем гитлеровское командование, солдат и офицеров, учинивших расстрел, и районного коменданта Фальке».

Возлагая цветы, помни…

Надпись на мемориальной плите, что находится перед памятником «Скорбящая мать»: «Вы приняли смерть, но ваша любовь к Родине нашей будет жить вечно». Здесь нашли свой последний приют и воины, погибшие в годы Великой Отечественной войны, фамилии 180 из которых не установлены (они перезахоронены из братской могилы на мемориал станицы Динской в 1972 году), и наши земляки, погибшие от рук фашистских извергов:
Ахмедов И. И., рядовой, 203 ппс, ч. 215.
Боженко М. С., мл. сержант, 203 ппс.
Бородаев Л. С., рядовой.
Власов Ф. М., сержант.
Досмагамбетов Осман,
мл. сержант, 203 ппс, ч. 215.
Дранник Н. И. Замучена фашистами 11 февраля 1943 года.
Дручинин Н. С., ст. сержант.
Жаворонкова Е. В. погибла 22 января 1943 года.
Калинин С. В., гв. сержант 875 гв. сп.
Кобызев Ф. И., заведующий РОНО.
Кравченко В. Е., лейтенант, перезахоронен в ст. Динскую.
Лебедь И. К., учитель ср. школы № 4.
Маркоидзе А. Е. Погиб 8 февраля 1943 года.
Маркоидзе Н. Л. Погиб 8 февраля 1943 года.
Портной В. П., рядовой.
Сичинава Н. Г., рядовой, в/ч 215.
Токарев А. Е., рядовой.
Химочкин И. И., рядовой.
Циклаури И. И., рядовой.
Черных П. С. Замучена фашистами 11 февраля 1943 года.
Чхиквадзе Г. С., рядовой, 193 сп.
Шарипов Курбан, сержант.
Шаробаров Д. Н., рядовой.
Шлятцев М. П. (или Шляпцев), рядовой.
Вечная Слава вам, земляки-динчане! Вы были ярчайшим символом несломленного духа и примером мужества в характере и человеческого достоинства!
Наталья КОРЯВАЯ