Сейчас трудно себе представить наше общество без таких удивительных крылатых машин, как вертолеты. Они спасают людей от пожаров, доставляют в непроходимые места геологов, картографов, помогают полярникам в Арктике и Антарк-
тике. Они сопровождали ледоколы «Ермак» и «Ленин» к Северному полюсу Земли и спасали горных геологов даже в Гималаях! А наша история сегодня о самом знаменитом вертолетчике СССР Василии Петровиче Колошенко.
Когда мама умерла от голода
Родившийся в селе Стрельники Черниговской области, он рано осиротел. Мама умерла от голода, а семья спаслась, добравшись с отцом до станицы Прохладной на Кавказе. Вася стал работником в колхозе и прилежным учеником. Окончив семь классов с отличием, поступил в Запорожский авиатехникум на отделение конструирования моторов. В аэроклубе начал летать на планерах, приобретая «крылышки».
Война определила Василия курсантом в Батайскую летную школу. В 1943 году горстку оставшихся в живых курсантов зачислили в Тамбовскую школу летчиков. Окончив ее с отличием, Колошенко стал летчиком-инструктором, обучал летчиков-штурмовиков.
Знакомство с Милем
После победы над ненавистным фашизмом Василий служит в полярной авиации. Он вылетает на Север, на льды Ледовитого океана. Появившиеся первые вертолеты летчик Василий Колошенко осваивает увлеченно, испытывает в сложных условиях Арктики, взлетая с мизерной взлетной площадки ледокола «Ермак» на Ми-1. Машина без гидроусилителя и автопилота, полет на ней физически тяжелый, но ему это в удовольствие.
Знакомство в 1955 году с главным конструктором вертолетов Михаилом Леонтьевичем Милем было не случайным. Он пригласил летчика на испытательную работу, а Василий считал, что не дорос до нее. Только через пять лет, в 1960 году, испытав себя и вертолеты в Арктике и Антарктике, Колошенко начинает работать у Миля. И это целая эпоха машин: Ми-1, Ми-4, Ми-6, затем Ми-8, Ми-10 и, наконец, знаменитый В-12, ставший Ми-12, – самый мощный, самый красивый, выдающийся вертолет-гигант!
В небе над Парижем
Вертолеты Ми-6, Ми-8 и Ми-10 были представлены в Международном салоне аэронавтики и космоса в Париже.
Прилетели в авиасалон и американские астронавты, но они, конечно же, не привлекали к себе столько внимания, сколько наш первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин. Доброжелательный, открытый, обаятельный. Он все время был в центре внимания. Как-то Гагарин подошел к Василию и сказал: «Все имеют возможность любоваться Парижем с высоты птичьего полета, а почему мне нельзя?»
Колошенко успокоил: «Юра, обязательно полетаем, только надо, чтобы Дементьев (министр и руководитель делегации СССР) не узнал».
И вот однажды, в сопровождении второго пилота-испытателя Ю. А. Гарнаева они вошли в вертолет Ми-6, а на место второго пилота сел Юрий Гагарин. Закрыв двери кабины, пригласили 80 человек в полет над Парижем. Гагарин был в восторге от увиденного и от возможности впервые управлять громадным вертолетом! И по окончании полета объявил: «Господа, в этом полете вертолет пилотировал первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин!» Наступила полная тишина, пассажиры думали, что летчик шутит. Но когда из кабины появился Гагарин, началось что-то невообразимое…
«После этого полета Юрий был постоянно с нами, мы везде ходили, ездили, летали втроем, – вспоминал Василий Петрович. – А один из миллионеров, летавших над Парижем, в честь Гагарина устроил прием. Были здесь и члены правительства, и ученые, и конструкторы. В конце встречи хозяин пригласил всех на балкон, внизу под которым стояло множество новеньких легковых машин, и предложил Юрию выбрать любую. Юра шепнул нам с Гарнаевым, мол, выручайте. Но выбор был трудным, и мы ответили: выбирай ту, которая понравится». В итоге выбор пал на спортивный автомобиль, на котором он и ездил до 27 марта 1968 года…
Экзамен в Гималаях
А работы у Василия Петровича становилось все больше и больше. В Индии, Иране, Индонезии и Ираке заключались громадные военные заказы, но надо было выиграть соревнования по надежности машины, грузоподъемности, высоте и дальности полетов. И наши машины выигрывали у американских благодаря опыту и мастерству летчика от Бога – Василия Петровича Колошенко!
Гигант В-12
А было еще одно испытание самолета-гиганта. Министром авиационной промышленности СССР П. В. Дементьевым в 1966 году был издан приказ «Для проведения заводских испытаний… назначить экипаж в составе: первый летчик-испытатель
В. П. Колошенко, второй летчик-испытатель Г. В. Алферов…». Первый полет вертолета В-12 был назначен на 27 июня 1967 года. Но он не состоялся по причине ошибки в расчете проектирования системы управления. Взлет В-12 задержали на год до устранения неполадок. Это подорвало здоровье генерального конструктора Михаила Леонтьевича Миля. Да и на Колошенко обрушилось горе – умерла его любимая жена Людмила Гавриловна…
Самоотверженным трудом коллектива была устранена причина страшной вибрации машины и ее непослушности в управлении.
10 июня 1968 года летчик-испытатель Василий Петрович Колошенко поднял в воздух громадную машину В-12, «научив» ее летать, которая стала после этого вертолетом Ми-12! После первого полета все летчики и конструкторы-инженеры бросились к Михаилу Леонтьевичу Милю. А он сказал: «Дорогие вы мои, не вертолет, а меня вы подняли. Искренне вам признателен, вы не вертолет вылечили, а меня!»
Все были в изумлении от полета новой машины: вибрации и шума почти нет, не мелькают лопасти винтов над головой, а управление махиной напоминает вождение легкового автомобиля, при этом полный полетный вес – сто пять тонн!
Фильм, соединивший судьбы
В конце 1968 года Михаил Миль предложил Василию Петровичу помочь киношникам в съемках фильма «Красная палатка», рассказывающего о катастрофе дирижабля «Италия» в Ледовитом океане. Съемки решено было провести в Арктике.
«Без опыта Колошенко это невозможно», – говорил режиссерам Миль.
И фильм удался благодаря летчику-испытателю! Там же возникла удивительная дружба Василия Петровича Колошенко и Татьяны Михайловны Лиозновой, подарившей нам замечательный фильм «Семнадцать мгновений весны». Трое детей Колошенко, особенно его старшая дочь Людмила, и Татьяна Михайловна стали родными друг для друга. И именно Лиознова заставила Василия Петровича взять в руки перо и стать писателем.
Афганский излом
Про Колошенко Министерство обороны СССР вспомнило тогда, когда в Афганистане стали гибнуть наши вертолетчики. В бою водить вертолет нужно особенно дерзко и смело, решительно и умело. Вновь встав в боевой строй, Василий Петрович стал учить молодых вертолетчиков, и результат не заставил себя долго ждать. Ветеран был счастлив от побед своих учеников.
Моей семье Василий Петрович Колошенко, герой Советского Союза, дорог как близкий родственник. Жена моего родного брата Людмила Васильевна – дочь Василия Петровича. Очень жаль, что общение мое с ним было кратковременным. Мои поездки из Динского района в Москву не всегда совпадали с его свободным временем, затем перестройка, а потом он спасал свое родное ОКБ имени М. Л. Миля от разрушения.
А 17 февраля 2015 года легендарного летчика-испытателя не стало… Но поколение его учеников помнит, какой была его винтокрылая судьба.
Борис Козаченко.
Заслуженный работник культуры Кубани.
Станица Новотитаровская.
Борис Козаченко в Москве, в гостях у дочери Василия Петровича Людмилы и ее мужа Бронислава.
Читайте другие материалы рубрики: Общество