Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В поселке Кучугуры Темрюкского района завершили раскопки античного поселения
18.07.2022 14:51
Как оформить карту болельщика
19.07.2022 14:04

Казак, мечтавший строить метрополитены и собравший библиотеку в 30 тысяч томов

Казак, мечтавший строить метрополитены и собравший библиотеку в 30 тысяч томов

Редакция газеты «Трибуна» на странице очередного выпуска «Казачьего вестника» продолжает знакомить читателей с казаками Динского района. Наш сегодняшний гость –сотник Виктор Иванович Кутков, казак Васюринского казачьего общества, председатель совета стариков Динского районного казачьего общества, один из участников возрождения казачества в Динском районе.
– Виктор Иванович, расскажите немного о себе…
– Родился 20 июня 1951 года в поселке, носящем романтическое название Белая Березка, раскинувшем уютные, в основном рубленые дома в густых дубравах и березовых рощах Брянской области, на левом берегу русской реки Десны, которая впадает в древний Днепр, нагло приватизированный ныне украинскими нацистами… Десна известна еще тем, что с ее крутого левого берега раздавался знаменитый плач Ярославны, проводившей князя Игоря в известный поход против половцев, отраженный в «Слове о полку Игореве». Правда, произошло это еще в более древнем городе – Новозыбкове.
У меня еще есть два младших брата Александр Иванович и Николай Иванович. Родители наши Иван Николаевич и Анна Петровна (в девичестве Гришина) Кутковы – уроженцы ныне несуществующих Сумско-Запорожской и Воронежско-Хоперской казачьих земель. Создав семью, трудились в местном стройуправлении энергетиком и бухгалтером. В 2002 и 2015 годах они покинули наш мир: отец из-за фронтовых контузий и ран, а мама – из-за инсульта. Более полувека они прожили вместе дружно, в любви, согласии и уважении друг к другу. Вечная им память и благодарность…
В 1964 году семья Кутковых со старинными казачьими корнями вернулась на свою историческую Родину – Кубань, в Васюринскую, где в 1968 году я окончил 10-й класс школы № 10 и отправился в Москву. Стремился получить высшее образование по специализации строительства и эксплуатации метрополитенов. Первая попытка оказалась неудачной, не прошел по конкурсу. МИИТ (Московский институт инженеров транспорта) рекомендовал мне, как несостоявшемуся студенту, прибыть на следующий год при соблюдении двух условий – пополнить знания по математике, по которой была получена тройка, и вместо призыва в армию на законных основаниях прийти сдать вступительные экзамены.
Но, учитывая непростые в то время отношения с Китаем и разгоревшийся конфликт на острове Даманском, шансов избежать призыва практически не было.
Чтобы не сидеть у родителей на шее, устроился работать монтером пути в Краснодарскую ПЧ-21 отделения СКЖД. Параллельно посещал радиоклуб, где по линии ДОСААФ и райвоенкомата приобретал и шлифовал военную специальность радиотелеграфиста, а также ходил на занятия с репетиторами по математике и физике, поскольку мечта учиться в МИИТе была очень сильна. Отработав путейцем почти год, отучившись в радиоклубе, поступил на строительный факультет
МИИТа. При описании летнего рандеву никак невозможно обойтись было без двух важных составляющих: РВК и ПЧ-21.
Как у будущего метрополитеновца, в трудовой книжке появилась запись о принадлежности работника колеи-1524 мм (сейчас ширина колеи России составляет 1520 мм) к касте железнодорожников, что при прочих условиях давало абитуриенту преимущество при зачислении.
Но проучиться, включая пройденную геодезическую практику, удалось всего до очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, а после ее празднования был отчислен и призван в Вооруженные силы. При прохождении призывной комиссии с учетом учебы в МИИТе был направлен в РВСН, где добросовестно отслужил командиром расчета прицеливания 8К65У, применяя «миитовские» геодезические знания. Получив блестящую характеристику с места службы, восстановился в институте, с успехом его окончил и по распределению прибыл в московский метрополитен. Но горбачевская перестройка вывела меня из подземки и через кооперативные эксперименты свела с моими братьями Александром и Николаем, занимающимися мясопереработкой в совхозе «ДОРУРС». Под руководством среднего брата Александра Ивановича
небольшой колбасный цех превратился в солидный Васюринский мясокомбинат, радующий Кубань качественной продукцией. А совхоз ДОРС (Дорожного Управления рабочего снабжения) относился к Краснодарскому отделению СКЖД, где я и работал под руководством легендарного «железнодорожного зубра» В. И. Ильина.
– Были ли в жизни наглядные примеры, на которые равнялись? И, на Ваш взгляд, какой свежей волны не хватает современному казачеству?
– Воспитывался с братьями на примере родителей, которые воспитывали нас, опираясь на уклад и традиции казачества. Так что казачество у нас в крови. Родители не садились за стол без молитвы, и нас так воспитали. В роду по отцовской линии были не только запорожские казаки, но и один полковой священник Елисей. Мама из старинного казачьего хоперского рода. Мне присущи некоторые черты их характера и некая «упертость», чувство справедливости и сопереживания ближним. Часто бывает, срываюсь с места, чтобы помочь попавшему в беду человеку.
А тридцать лет назад довелось участвовать в возрождении казачьего движения, дважды избирался Васюринским атаманом и районным депутатом. С прямолинейностью казачьего характера пытался донести мысль о том, что казаки на протяжении веков старались всегда развиваться, улучшать свои станицы, перенимать от других народов лучшие элементы быта и культуры. Ведь если бы не геноцид в отношении казачьего народа в прошлом веке, мы бы сейчас имели мощное, крепкое, экономически развитое войско. Оно и сегодня развивается, но, на мой взгляд, нужно идти вперед, искать партнеров, строить отношения как внутри страны, так и за ее пределами, выходить на международный уровень, преодолев инертность и стереотипность мышления. Но не все планы и идеи были услышаны и реализованы. Однако, несмотря на многочисленные подводные камни, мое жизненное кредо – оставаться оптимистом в поиске выхода из трудных жизненных ситуаций.
Волей судьбы познакомился со многими известными в то непростое время депутатами районного Совета, такими как Екатерина Ивановна Половинкина, Вячеслав Владимирович Гуща, Евгений Александрович Беркоз, и очень рад, что мне довелось общаться с такими замечательными людьми.
– А чем увлекаетесь в свободное время?
– Я, по сути, неисправимый книголюб, имеющий большую библиотеку с фондом более 30 тысяч томов русской и зарубежной классической художественной литературы. Особенно мною любим мемуарный жанр. У меня есть книга, которая ценна тем, что это было первое оригинальное издание, и в год ее выхода в свет герои произведения были живы – «Воспоминания и размышления маршала Георгия Константиновича Жукова». Она пять раз переиздавалась, и у меня есть все пять экземпляров. Огорчило меня тогда, что ни в одном из них не указано, кто же все-таки был начальником штаба, который разработал план операции на Халхин-Голе в конфликте с Японией, а также то, что с каждым переизданием все более преувеличивалась роль Леонида Ильича Брежнева в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне. Люблю и буквально от корки до корки читаю газету «Трибуна», радуясь творческим успехам журналистов, и огорчаюсь, когда нахожу неточности. В зимние вечера или на досуге люблю поразмышлять, пишу рассказы уже более десяти лет. Один из них – «Дед Чирва, Димка и Кадет», написанный в рамках объявленного в «районке» проекта «Русская душа», основан на реальных событиях. Я его представлю вам для читателей газеты. Сочтете интересным – опубликуете…
Наталья КОРЯВАЯ.