Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
С материнским сердечным теплом
03.02.2023 10:15
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Динского района сообщает
03.02.2023 11:54

Марк и Тая Цыбульские. Вокруг света с именем Высоцкого

Марк и Тая Цыбульские. Вокруг света с именем Высоцкого

Знакомьтесь, Марк Цыбульский! Врач, путешественник и писатель-документалист. Из Википедии все люди в мире могут прочитать, что Марк Исаакович – один из известных «высоцковедов». Но мало кто знает, что он давний друг и почетный член клуба любителей творчества В. С. Высоцкого «Вершина» станицы Динской. И уж совсем никто не знает о том, что остается в тени, за кадром. Ведь у каждого человека своя школа жизни.

А еще Марк Исаакович – интересный собеседник. К тому же, недавно он отметил свой 64-й День рождения. Так что же он считает делом всей своей жизни?

– Как Вы обычно встречаете свои дни рождения?

– День рождения для меня не значит ровным счетом ничего, и годы свои, с Божьей помощью, не ощущаю. И вообще дни рождения не отмечаю и обычно в этот день бываю дома. Но в этом году получилось так, что День рождения встретил с друзьями в круизе по Южной Африке, что стало необычным за все 64 года.

Семья наша маленькая: я и Тая. Мы всегда вместе путешествуем. Обычно уезжаем позднее, в конце января, зима у нас суровая, и мы символично ее делим пополам. Пока собираемся, думаем, как будет хорошо, когда вернемся, потом поездка, и постепенно зима идет на скос. С Таей у нас много общего. Самое главное – чувство юмора, без которого очень трудно жить.

– А почему стали врачом?

– Я из военной семьи. Отец Исаак Давидович Цыбульский – хирург, командир медсанроты, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды и медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мама Ивонна Исааковна Цыбульская – дочь партизана Великой Отечественной войны Исаака Израилевича Хорощанского, погибшего в боях с фашистами на Смоленщине в 1942 году.

Продолжив дело отца, стал медиком, только сказал себе, что хватит в семье и одного хирурга, и стал психиатром. Потому что я гуманитарий, мне психиатрия ближе. Сначала окончил первую московскую специальную среднюю школу и медицинское училище и работал фельдшером на «скорой», затем два года служил в армии. В 1988 завершил учебу во Втором Московском ордена Ленина государственном медицинском институте (МОЛГМИ) имени Н. И. Пирогова и продолжил работу на «скорой», но уже врачом.

Благодаря упорному труду стремился не только к освоению теории, но и овладению наукой на практике. Но достигнуть успеха и стать тем, кем собственно и стал, мне помогла духовная, моральная поддержка супруги, а точнее, ее вера в меня, мои силы и возможности!

– А как познакомились?

– Познакомились мы в Москве 1 января, так что дату не забудешь. Это был 1988 год. Через год сыграли свадьбу, а тут начало «лихих» ельцинских 90-х… Предприятия разваливались, всюду сокращения, а в магазине объявили обслуживание по паспортам. Что хотели продавать по паспортам, если полки были совершенно пусты?

До этого момента меня абсолютно устраивали работа врачом и заработок. А после развала СССР понял, что кроме медицины, своего предназначения, не мыслю себя в другой области и не могу подстраиваться под изменчивый мир. Может быть, в этом я несколько старомоден. Но обстоятельства вынудили уехать в Канаду.

Нельзя сказать, что было легко в чужой стране. 200 английских слов, известных мне на тот момент, спасали слабо… Поначалу устроился на фармацевтический склад. И оказался единственным в коллективе, кто вообще читал газеты! Это было моим развлечением. Как показал опыт, люди везде одинаковые, и менталитет здесь ни при чем.

– А ностальгия?

– А что вообще такое ностальгия? Ведь ностальгия – это тоска по себе, по тому, кем ты был, а не по березкам. А у нас с Таей было две эмиграции: сначала уехали в Канаду, а потом в Америку. Все начиналось практически с нуля, и это было трудно. И от незнания языка, когда ты не можешь выразить себя. И от того, что по специальности работать нельзя, пока не сдал экзамены и не прошел американскую резидентуру, а это 4 года. А экзамены такие: три части, каждая часть из двух дней. Каждый день – 8 часов ответов на вопросы. В каждой части их больше тысячи по всем разделам медицины. А вот когда ты уже становишься кем-то, и у тебя появляются средства, одновременно с этим появляется и желание путешествовать. И на этом ностальгия заканчивается, появляется своя жизнь. А в моем случае жизнь тем более интересная, что у меня есть творческое хобби. Не делю свои занятия на работу и хобби, увлечения. Все, как говорил академик Вернадский, происходит одновременно: одна деятельность сменяет другую в нужное время. А путешествия – не совсем хобби, а смена обстановки в подвижном графике.

– Как пришли к творчеству Высоцкого?

– Этот вопрос мне часто задают. В своей первой книге я говорю об этом во вступлении. В 1973 году, когда учился в Москве, у одного из моих друзей дома был японский магнитофон. И когда он поставил кассету с песнями барда, то сначала поразил меня чарующий голос Высоцкого. В следующий раз услышал его песни на пластинке «Алиса в стране чудес». «Песня попугая» заинтересовала уже текстом. Это было в 1976 году. А вернувшись в 1981 году из армии, понял, что буду собирать произведения Высоцкого. Сначала на пластинках по одной. В Москве было всего несколько человек, которые знали, что они делают, и записывали концерты, а я не знал сначала ни количества песен, ни сколько потребуется пленок. Были встречи с творческими людьми. Собирались на Ваганьковском кладбище стихийно. Захватывало. Со временем пришло понимание, что записывать надо концерты. А затем уехал в Канаду. И мне там повезло: на тот момент в России была одна из немногих известных пластинок «Высоцкий в Канаде» – но там запись была очень неполной, а полную мне дал первый переводчик Высоцкого на английский Миша Аллен. Это дало стимул искать дальше. А далее – библиотеки! В Гамильтоне, Торонто. Торонто гораздо больше Гамильтона, но в Гамильтоне, где я жил, библиотека гораздо лучше. И много там интересного нашел. Газеты переведены на пленку так, что с помощью подсветки и увеличителя можно просматривать их на экране, как диафильм. Здесь я нашел издание газеты «Нью-Йорк Таймс» со статьей о Высоцком и сделал копию. А потом пришла мысль, что о смерти барда и артиста театра и кино также могли писать. В один из трех дней, возможно, была публикация. И смотреть нужно за 26, 29 и даже 30 июля. Там же нашел статью «Высоцкий в Торонто».

«Поэт в России – больше, чем поэт», а Владимир Семенович Высоцкий – один из самых талантливых в 60-80 годах ХХ века, и не признавать этого нельзя. Сначала коллекционированием это называлось, собирал книги и статьи о нем. Самые ценные экспонаты для меня – это четыре рукописи Владимира Семеновича, примерно с 50 его автографами разной полноты. Есть очень редкие книги. Скажем, «Неопалимая купина» с текстом песни «Антисемиты», есть и книга из библиотеки Сергея Довлатова. Есть прижизненное издание песни Высоцкого, вышедшее в Колумбии. Всего просто не перечислишь, у меня больше 20 тысяч экспонатов. В моем кабинете висит портрет Высоцкого работы Николая Вечтомова, одного из лидеров русского авангарда второй волны. Здесь же авторское фото Александра Саакова с его автографом…

Около 40 лет занимаюсь исследованием творчества Высоцкого – пишу и издаю книги с документальными материалами по творчеству поэта. Разговаривал с людьми, знавшими его, записывал интервью. И как появляется свежий материал, тут же его обрабатываю. К тому же Тая всегда с пониманием относится к моим поискам материалов о Владимире Семеновиче. Другая уже обиделась бы, сказав: «Ты меня променял на Высоцкого!» Но она меня вдохновляет, а я все свои книги – а их уже десять – посвящаю именно ей.

Сейчас работаю над книгой «Роли Высоцкого на Таганке». Никогда, правда, не думал, что придется этим заняться, немного не мой стиль. Но хочется выпустить. Именно так, как представлено в книге: 14 спектаклей, соответственно, 14 глав. Последняя книга на данный момент – по Школе-студии МХАТ: 18 глав о каждом выпускнике в первой части, а во второй – их воспоминания о Высоцком. Примечательно также, что Высоцкий побывал во всех 15 республиках СССР, и это нашло отражение в очередной книге «Планета Владимира Высоцкого». Можно сказать, что всю свою жизнь посвятил его творчеству. Очень хотелось бы издать книгу о людях, которые знали Володю Высоцкого, и это 400 интервью.

А в недавно вышедшем фильме «Высоцкий больше, чем поэт» представил свою коллекцию и первое издание сборника стихов Владимира Высоцкого (тайного) желтый «Метрополь».

Впечатляет и то, что в фильме биография поэта перемежается с воспоминаниями и рассказами современников и друзей Володи Высоцкого о нем, разбавляется песнями, записанными в студии звукозаписи. В общем, я доволен работой – постановкой и сюжетом. Смотрел с удовольствием.

Свои последние статьи как автор отправляю на публикацию в альманах «В поисках Высоцкого», издаваемый тиражом всего 50-60 экземпляров. Новых статей уже немного. Постепенно отхожу от дел высоцковедения… Теперь я больше времени провожу в изучении истории искусств, истории архитектуры и истории мира. Возможно, со временем приду и к философии.

– Помимо всего прочего, Вы еще являетесь членом клуба «Вершина». Знаем о Ваших путешествиях с вымпелом клуба. А где еще планируете побывать?

– Два раза обменялся письмами с Юрием Ивановым, но чаще с Владимиром Прониным, он участвует в нашем форуме. И взять вымпел в Антарктиду – это идея Владимира. С тех пор я не выкладываю вымпел из чемодана. Он всегда со мной, в любой поездке. Друзья уже знают мое увлечение творчеством Владимира Семеновича и стараются сфотографировать меня при подходящем случае. А побывал уже в 75 странах мира. Очередное путешествие планирую в страны северной Европы.

– И напоследок, что хотите сказать читателям газеты «Трибуна» и друзьям из клуба «Вершина» станицы Динской?

– Как говорил Владимир Семенович: «Добра! Высоцкий», так и я коротко и четко говорю: «Добра! Цыбульский».

Беседовала Наталья КОРЯВАЯ.

Фото из архива путешествий Марка ЦЫБУЛЬСКОГО.