Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В Славянске-на-Кубани состоялись краевых соревнованиях по греко-римской борьбе памяти Заслуженного тренера России, Мастера спорта Российской Федерации Сергея Владимировича Буштеца
05.06.2023 10:14
Неделя сохранения здоровья детей стартовала в Динском районе
05.06.2023 13:36

Владимир Годовальник: «У молодых нет непреодолимых преград…»

Владимир Годовальник: «У молодых нет непреодолимых преград…»

Сегодня в гостях у редакции газеты «Трибуна» Владимир Наумович Годовальник, первый заместитель председателя Совета муниципального образования Динской район, Отличник народного просвещения, Почетный гражданин Динского района, награжденный медалью «За заслуги перед Динским районом», имеющий классный чин в высшей группе должностей «Действительный государственный советник Краснодарского края 3 класса».
Сегодня у нашего известного земляка – славный жизненный юбилей, и мы попросили его ответить на вопросы, интересные для наших читателей.
– Владимир Наумович, расскажите читателям немного о своем детстве…
– Родился я на Кубани. В школу надо было ходить за пять километров, по гравийной дороге без тротуара, в любую погоду. Автобусов не было. В 10-11 классах учился во вторую смену, занятия в школе заканчивались около восьми часов вечера, до дома час идти. А еще с утра ежедневно надо было приводить в порядок одежду, обувь, ухаживать за домашним хозяйством. Огородом и животными занимались в том числе и мы с братом. Каждое утро диктор радио приветствовал меня громовым голосом: «Доброе утро! В Москве шесть часов утра!» На огород, в поле надо было ехать на веломашине ХВЗ, весом под 20 килограммов, почти столько же весил и я, да еще и брата на багажнике вез. Летом, по воскресеньям, была льгота: поднимали в пять часов утра, но вез нас отец, и теперь я сидел на багажнике. В общем, еще то удовольст-
вие…
В 9 классе разные были мысли, куда пойти учиться дальше: в техникум или вечернюю школу. Были и «героические» мечты, соответствующие эпохе – очень хотел поступить в ПТУ станицы Некрасовской. Там в то время учились кубинцы. Было понятно, что если мы объединимся с ними, то победим американцев («гринго») во всей Америке. «Революционером» стать хотел очень, даже выучил лозунг революции «Родина или смерть! Мы победим!» на испанском. Но мой отец, фронтовик, еще до войны закончивший два курса вуза и военное училище, имеющий два тяжелых ранения и заочно получивший высшее образование, убедительно настаивал на учебе в средней школе № 1 Усть-Лабинска, что и завершилось в 1966 году. Отец считал, что непреодолимых проблем у молодых нет, надо только работать!
Служил я в военно-морском флоте СССР в Североморске более трех лет. Подготовку проходил в городах Пинске и Северодвинске для службы в подводном флоте, реально оказался на крейсере, и практически вся служба прошла в спецчасти Северного флота. Занимался обслуживанием секретной приемной радиоаппаратуры, участвовал в стратегических учениях военно-морского флота ВМФ ССР «Океан». Награжден медалью.
Говорят, что армия закаляет характер. Не знаю… Если это так, то армия закалила желание получить образование, профессию. Я уже понимал, что для этого надо учиться самому.
– А что повлияло на выбор профессии?
– С местом учебы особого выбора не было. В университете в Ростове-на-Дону уже учился брат, туда же собиралась поступать и моя сестра. Конечно же, родителям было непросто в материальном плане.
В 1970 году поступил на химико-биологический факультет Ростовского педагогического института. Занимался комсомольской работой. На втором курсе во главе строительного отряда выезжал в Астраханскую область. Строили кошару. На третьем курсе стал командиром студенческого отряда Ростовской об-
ласти. Проработал около трех лет. Был принят в КПСС. По обмену опытом выезжал в ЦК комсомола Молдавии, в штаб студотрядов.
Женился, родился сын. Институт окончил с отличием. Был распределен в город Шахты. Но по семейным обстоятельствам вынужден был
уехать. Переехали мы в станицу Ленинградскую, где работал учителем химии. Через год с небольшим меня назначили директором школы, в которой за счет базового хозяйства провел хороший ремонт.
И вот весной, в марте, пригласили меня в райисполком и уточнили, где живут студенты студенческих отрядов. Пояснил, что в основном в летних домиках. Спросили, участвовал ли я в приеме их готовности к сезону. Ответил, что да, участвовал. И вдруг неожиданно получаю поручение: по имеющемуся проекту построить с нуля пионерский лагерь в летнем исполнении на 300 мест силами строительных бригад хозяйств района, благоустроить территорию, набрать в школах и педучилище коллектив вожатых, воспитателей и, возглавив лагерь, провести ударно-оздоровительное лето. Спросил, в школе кто будет директором? Ответ: «Вы и будете! Райком комсомола уверен, вы справитесь!» Идею, что надо еще и разборный 25-ти метровый плавательный бассейн установить в лагере, одобрили. Через год пригласили на работу в райком КПСС.
– Нашим молодым читателям важно понять, что в то время значил райком партии…
– В то время райком КПСС – это центр экономической, общественно-политической, социальной жизни сельского района. Центр управления. Цифры, факты, люди, элементы развития, последствия принимаемых решений, руководители и парторги, финансовые результаты и анализ, анализ, анализ. Справки и доклады, в которые этот анализ включался. Зачем это говорю? Знаний в экономике не хватало. Требовалась
точность и безошибочность, умение разбираться в деталях, понимать тенденции развития. Отучился еще раз, уже в Кубанском сельскохозяйственном институте на экономическом факультете, так как не исключался вариант работы секретарем партийной организации или руководителем хозяйства.
Через четыре года по договоренности переехал в Туапсе, как будто «на повышение», но в режиме ожидания освобождавшейся должности. Не срослось, это обычная практика. Новый руководитель города создавал свою команду, прежние договоренности силы не имели, правила игры я уже понимал, надо было думать… Руководящими
кадрами в образовании в то время занимался отдел науки и учебных заведений крайкома КПСС, работники отдела знали меня лично по прежней работе и включили в
кадровый резерв.
– С 1984 года Вы живете в Динской. Что привело Вас в Динской район, и как Вы оцениваете свою деятельность в этот период?
– На должность начальника управления образования попал по приглашению Ильи Васильевича Деменко, 1-го секретаря Динского РК КПСС, и Василия Ивановича Прокопова, председателя райисполкома. Было непросто, так как ряд педагогических коллективов «штормило», но почти все удалось отрегулировать. Мне есть за что благодарить и Н. Г. Танцуру, второго секретаря райкома, и
П. М. Курдюка, ныне Героя труда Кубани, работников РУО, руководителей образовательных учреждений, педагогов, руководителей хозяйств, учащихся и их родителей. Много чего был и хорошего, и горького.
Но это время, если в этом есть необходимость, пусть оценят они, мои коллеги. Оценят Центр творчества в станице Новотитаровской и надувные спортивные модули
ДЮСШ № 1 в станице Динской и ДЮСШ № 2 в Новотитаровской, и гребную базу, и первый в районе собственный автобус в ДЮСШ № 1,
и твердое покрытие беговых дорожек на школьных стадионах, и единое расписание, и обучение шестилеток, и первые компьютерные классы, и пристройку к СОШ № 1, и построенные столовые в СОШ
№ 3, 4, 6, 38, и спортзалы в СОШ
№ 2, 38, и несколько газовых котельных. Учителя получали квартиры, знаки отличия и звания.
До моего появления в РУО территории школ имели частичное ограждение из штакета, с дырками, через которые свободно проходили животные. И вот, в течение двух лет все школы получили металлическое ограждение. Налаживали отношения с базовыми предприятиями, чей вклад в содержание школ в 1989 году был почти равен бюджету рай-
она на образование. Создали мастерские для производственного обучения, здание Дома пионеров в Динской, комплексы НВП и тиры. После реформы школы 1985 года появилось много новых подходов к организации учебного процесса, новых методик проведения уроков и, как следствие, многие педагоги заявили о себе и в начальной школе, и в средней. Были организованы профильные классы в СОШ № 4: «Математичес-
кий», «Химико-биологический», «Филологический». Многие помнят авторскую методику проведения творческого отчета школы, за что меня неоднократно клеймили в управлении образования края. Я ввел его вместо фронтальной проверки, выносящей мозг и руководителю школы, и педагогам. Кстати, после моего отчета на коллегии
Министрества просвещения России, вынесшим резолюцию о поддержке эксперимента с творческим отчетом, начальник краевого управления образования вручил мне знак «Отличник народного просвещения» лично. Правда, по поручению заместителя министра народного образования РФ.
Наверное, части коллег было горько и от меня. Но это работа. В моих мыслях, оценках об этом почти шестилетнем периоде каждый может найти себя.
– Мы знаем, что у Вас был опыт работы и за границей.
– В 1989 году выехал на работу в группу советских войск в ГДР инспектором школ Западной Группы войск (ЗГВ).
В ЗГВ входило не шесть ар-
мий (четыре танковых, одна общевойсковая, одна воздушная), о чем знают почти все, а семь! Седьмая армия – 90 тысяч детей, 50 тысяч из которых – учащиеся. Они обучались в 176 школах. Каждое утро 3 тысячи автобусов доставляли их к школьному порогу. Естественно, такое количество детей требовало хорошо отработанной, четкой системы управления. Работать было сложно, даже в состоянии мировой стабильности. Ситуация кардинально изменилась в связи с выводом наших войск, инициированным Горбачевым, и объединением двух Германий – ГДР и ФРГ.
Как дальше жить, служить, работать 546 тысячам советских людей в составе ЗГВ, определял Договор об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских
войск с территории ФРГ.
Мы уходили по плану, «фундамент» которого рухнул, рухнуло и огромное здание, имя которому «вывод войск».
И под обломками погребло, превратило в прах крупнейшую военную группировку на планете – ЗГВ. Самое боеспособное, подготовленное, имеющее за спиной героический путь и величайшие воинские традиции, части и соединения наших Вооруженных сил, разрывая связь времен, ушли горькой дорогой домой. А дома – в никуда. Что думали воины о руководителях государства, когда ютились в бараках, землянках, хозяйственных строениях, армейских палатках, старых казармах, времянках, избах? Мерзли, мокли, проклиная все на свете. Бездомными оказались около 140 тысяч военных, их жен и детей. Это трагедия, а может быть, и гибель той Великой Армии…
– В связи с чем Вы получили квалификацию юриста?
– В 1992 году семья вернулась в Динскую. В 1994 году был принят на работу в Законодательное Собрание Краснодарского края, где проработал до 2001 года, в том числе четыре года начальником организационного управления. Аппарат управления готовил проекты законов и постановлений, вел организационную, информационную, кадровую работу. Поэтому я имел прямое отношение к разработке Закона «О моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае», Закона «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», всего пакета Законов «О государственной службе Краснодарского края», «О муниципальной службе Краснодарского края» и многих других. Пос-
тупил на юридический факультет
КубГУ и окончил его с отличием.
Подготовил и опубликовал несколько пособий для государственных и муниципальных служащих, студентов. Управлением было подготовлено и проведено 50 пленарных заседаний, на которых принято 1024 постановления и 163 закона, проведено 646 заседаний комитетов, на которых рассмотрено 3130 вопросов.
Аттестован по высшей группе должностей «Руководители» с присвоением с 1997 года классного чина «Действительный государственный советник Краснодарского края III класса».
– Но Вы еще и депутат районного совета с 1994 года…
– В 1994 году первый раз избрался в районный Совет депутатов. Через два года избрался во второй раз уже на 4-летний созыв. Был и полезен, и одновременно некоторым мешал, имея и высказывая собственную позицию по вопросам жизни муниципалитета. По ряду значимых решений удавалось получить большинство голосов депутатов.
В 2004 году избрался в третий раз уже на пять лет, стал заместителем председателя Совета. Был в числе тех, кто настоял на создании собственного организационного отдела Совета. Проявил настойчивость и применил имеющуюся юридическую квалификацию при создании Ревизионной комиссии (ныне Контрольно-счетной палаты) в составе Совета. Отдельная благодарность за сотрудничество в реализации и создании условий для работы депутатов С. В. Жиленко, на тот момент главе Динского района, и В. В. Гуще, первому после начала реформы местного само-
управления председателю Совета муниципального образования Динской район.
На протяжении депутатской деятельности поддерживал, голосуя за все инициативы администрации и депутатов, направленные на развитие территории. Голосовал за наведение порядка в финансовой дисциплине МУП «Динские тепловые сети», за привлечение к ответственности чиновников, занижающих стоимость приватизируемого муниципального имущества, за возвращение некоторых земельных участков муниципалитету. Вместе с группой депутатов голосовал за исключение киноте-
атра «40 лет Победы», ДК колхоза
«40 лет Октября» и здания правления колхоза из перечня объектов приватизации имущества, за оставление их в собственности муниципалитета; за выделение
150 кв. м площади в здании банка районному музею. Депутаты, понимая, что это кто-то должен был делать, не лишали меня депутатских полномочий, как хотели бывшие отдельные главы. Зарплаты лишить было нельзя, так как работал на общественных началах на протяжении 14 лет. В итоге в 2011 году по предложению С. И. Орлова, на тот момент председателя Совета, а ныне депутата ЗСК, мне присвоено высшее звание муниципального образования «Почетный гражданин Динского района».
– Сегодня Вы – первый заместитель председателя районного Совета, председатель комитета по вопросам местного самоуправления и законности…
– Текущий созыв для меня шестой. Знаю, что было раньше во власти, могу сравнивать. Глава,
Совет, администрация, Контрольно-счетная палата сегодня работают слаженно, каждый в пределах своих полномочий. Муниципалитет развивается темпами, выходящими далеко за пределы прежних достижений. Нагрузка на власть серь-
езная, иногда запредельная. Есть у меня конкретный участок работы. В Совете, вместе со специалистами организационного отдела Совета
Д. А. Шаховым и Е. А. Шкрюмовой веду подготовку сессий, курирую работу профильных комитетов, депутатов, организационного отдела Совета. Как председатель комитета по местному самоуправлению готовлю заключения на все представленные проекты решений, взаимодействую с профильными отраслевыми отделами администрации, прокуратурой района.
Контролирую все вопросы финансового и правового обеспечения учреждений образования и исполнения программы депутатских наказов, а также проведение ремонтных работ в образовательных учреждениях по федеральным, региональным и муниципальным прог-
раммам. Долгие годы вел программу «Почетные граждане», продолжаю работать с программой присвоения имен известных земляков. Благодаря этому школам №№ 5, 15, 21, 25, 26, 28, 20 присвоены имена известных людей, в образовательных учреждениях появились мемориальные таблички заслуженных педагогов, улицам присвоены имена известных жителей района.
В 2020 году получил высшую награду муниципального образования Динской район – медаль «За заслуги перед Динским районом» № 1.
– В заключение нашей беседы расскажите немного о самых близких вам людях, о семье.
– Жена Елена Яковлевна – Почетный педагог Динского района, Заслуженный учитель Кубани, Отличник народного просвещения.
39 лет проработала учителем английского языка и 25 лет – заместителем директора в школе № 4 станицы Динской. Наш сын получил экономическое и юридическое образования, работал в госструктурах, сейчас – предприниматель. Подарил нам внука, сегодня выпускника школы, смею надеяться – будущего студента.
Наша дочь получила экономическое образование. Предприниматель. Подарила нам четверых внуков.
Старшая внучка закончила бакалавриат Московского государственного института международных отношений (МГИМО) с красным дипломом, школу финансов МГУ, готовится к госэкзамену в магистратуре в МГИМО, работает в центральном офисе Райффайзенбанка. Старший внук – студент юридического факультета Всероссийской Академии внешней торговли, младший – ученик 11-го класса Президентского физико-математического лицея
№ 239 города Санкт-Петербурга, призер Всероссиской олимпиады школьников по математике, победитель олимпиад 1-го уровня; самая младшая в семье – ученица школы № 4 станицы Динской.
У молодых непреодолимых преград нет… Наверное, легче преодолевать сложности в зрелом возрасте, имея образование и, особенно, опыт.
Вот только цена опыта – жизнь…
Виталий УШКОВ.