Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Курение – одна из главных причин рака легких!
02.08.2023 10:44
На Кубани будет жарко
02.08.2023 13:14

Майор Николай Андреевич Ким

Майор Николай Андреевич Ким

Когда в 1860 году Китай уступил России территорию между правыми берегами Уссури и Амура и Японским морем, она стала заселяться уссурийскими казаками. Голод, безземелье, нищета пригнали сюда и большое количество корейских семей из соседнего государства.

Советские корейцы

Они получали от российской администрации разрешение создавать свои селения по соседству с казачьими, осваивали свободные земли, занимались сельским хозяйством, снабжали русскую армию продовольствием.

Корейских беженцев на российском Дальнем Востоке особенно много стало после 1910 года, когда Япония сделала Корейский полуостров своей колонией. В Гражданскую войну корейцы сражались с белогвардейцами и японскими оккупантами на стороне красных. В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов в Дальневосточном крае проживало несколько сотен тысяч корейцев. Они вносили значительный вклад в хозяйственное и культурное развитие края. Выходили газеты на корейском языке, работал корейский театр.

Во второй половине 1930-х годов обострились отношения Советского Союза с Японией. Проживавшие в Приморье, родившиеся и выросшие здесь несколько поколений корейцев были заподозрены в шпионаже в пользу, как это ни парадоксально, японского милитаризма – злейшего врага корейского народа. В 1938 году из советского Дальнего Востока эшелонами в товарных вагонах было выселено в Среднюю Азию и в южный Казахстан 173 тысячи корейцев. Выселение сопровождалось и ликвидацией некоторых политических прав у корейцев – граждан СССР. Они лишались права защищать свою Родину от врага, им запретили служить в Красной Армии, чтобы, как говорилось в правительственном постановлении, пресечь проникновение шпионажа.

И все же, во время Великой Отечественной войны 372 корейца участвовали в защите своей новой Родины. Из них 195 человек погибли. Несмотря на депортацию и аресты родственников, воевали они храбро, отважно. Одному из них за бои под белорусским городом Ковелем в 1944 году было присвоено звание Героя Советского Союза, к сожалению, посмертно. Это капитан Александр Павлович Мин, командир стрелкового батальона.

И среди защитников Динского района был кореец, родившийся в России: майор Николай Андреевич Ким, командир 1173-го полка 349-й стрелковой дивизии.

Военный конфликт на КВЖД

Чонг Пхунг, известный в Красной Армии как Николай Андреевич Ким, родился 18 ноября 1904 года в крестьянской семье в корейском селе Синельниково Покровской волости Никольско-Уссурийского уезда Приморской области.

Село, названное в честь генерал-губернатора Восточной Сибири, расположено в 40 верстах от города Никольска. Вокруг него были селения уссурийских казаков, охранявших восточные границы нашего государства. В наши дни это Октябрьский район Приморского края, а город Никольск называется Уссурийском.

С 8 лет, с 1912-го по 1916-й годы Николай учился в местной сельской школе, затем до 1923 года – в средней школе в Никольске. После школы занимался крестьянским трудом в хозяйстве своего отца. В 1925 году поступил в Московскую пехотную школу, после окончания которой был направлен служить командиром взвода в 107-й стрелковый полк, который находился в Даурии, небольшом городке в Забайкалье на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). В полусотне километров от городка проходила советско-китайская граница.

Китайская Восточная железная дорога была построена царской Россией в конце XIX – самом начале XX века. Она проходила от Читы до Владивостока по кратчайшему пути, через территорию Китая. От Харбина на юг от нее отходила железнодорожная ветка на Порт-Артур, где была военно-морская база России. До революции Россия арендовала у Китая полоску земли, по которой проходила дорога, и была полной хозяйкой железнодорожного полотна, станций, мостов, вспомогательных сооружений и прочего. После революции Советская Россия и Китай договорились о совместном владении дорогой. Однако когда японские захватчики в Маньчжурии (северо-восточная часть Китая) создали марионеточное прояпонское государство, его правители попытались захватить полный контроль над КВЖД. Дело дошло до военных столкновений. Для отпора китайским войскам была создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА) под командованием Блюхера. Начались военные действия, в которых молодой 25-летний командир Николай Ким вел свой взвод в 20-градусный мороз в ноябре 1929 года на штурм приграничной железнодорожной станции Маньчжурия.

Конфликт закончился быстро. Китайцы признали, что КВЖД будет находиться в совместном пользовании двух государств.

Перед Великой Отечественной…

Для Николая Кима участие в военном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге было первым боевым крещением. Он впервые участвовал не в учебных, а в настоящих боевых действиях. Следующее десятилетие до Великой Отечественной войны стало годами накопления боевого опыта, военных знаний.

В 1931 году он стал командиром роты 76-го стрелкового полка Сталинской дивизии. Через четыре года, в 1935 году, Николай Андреевич уже помощник начальника штаба 2-го Нерчинского стрелкового полка 1-й Тихоокеанской дивизии. В 1937 году молодого командира посылают учиться в Москву в военную академию имени М. В. Фрунзе. Во время его учебы начинается советско-финляндская война, и слушатель академии, старший лейтенант Николай Ким вместе со своими товарищами по учебе принимает активное участие в боях на Карельском перешейке. В 1940 году Николай Александрович окончил академию.

Капитан Н. А. Ким назначен командиром батальона 409-го стрелкового полка 137-й дивизии. Дивизия стояла в городе Саранске. В этой должности он и встретил войну. Батальон Кима, полк, в который он входит, и дивизия вместе со своими службами и вспомогательными частями и подразделениями направляются в район военных действий.

У села Сокольничи

Во втором месяце военных действий, в середине июля 1941 года Ким совершает свой первый бой и свой первый подвиг в Великой Отечественной войне.

Фашисты уже взяли Могилев, и по Варшавскому шоссе гитлеровские танки шли к Смоленску. На шоссе у белорусского села Сокольничи, что в четырех километрах западнее города Кричева, 16 июля 1941 года занял оборону батальон капитана Кима. В батальоне шесть сотен бойцов, четыре противотанковых 45-миллиметровых пушки, 12 пулеметов. Небольшие силы против фашистских танковых армад!

На рассвете, около 5 часов 17 июля, показалась танковая разведка фашистов, несколько легких танков и бронетранспортеров. Батальонные артиллеристы из своих «сорокапяток» открыли огонь по вражеским бронемашинам. Фашисты ответили огнем из своих танковых пушек. Стреляли трассирующими пулями и снарядами. Были убиты и ранены несколько человек. Однако, не зная расположение наших сил и сколько их, гитлеровцы прекратили огонь и отошли. Но они засекли местонахождение наших огневых точек, их координаты.

Через некоторое время над позициями батальона Кима появился немецкий самолет-корректировщик. Из-за леса ударили дальнобойные фашистские гаубицы. Снаряды с гулом проносились над лесом и взрывались на поверхности земли у батальонных позиций, разрушали окопы, пулеметные точки. Обстрел продолжался долго, позиция покрылась воронками, батальон понес ощутимые потери. Комбат прекрасно понимал, что фашистские гаубицы, укрытые лесом, были недосягаемы для его сорокапятимиллиметровых пушек, и где-то часов в 8 или 9 утра, чтобы спасти батальон, приказал покинуть огневые позиции. Отход батальона наблюдали с фашистского самолета-разведчика. Последними снялись с позиции орудия – они оставались, чтобы прикрыть отход пехоты.

Этот бой был боевым крещением 409-го батальона. Он не отмечен никакими боевыми наградами, что называется, «бой местного значения», но отвага бойцов капитана Кима задержала на несколько часов продвижение врага по Варшавскому шоссе.

Краснодарский обвод

После боя у села Сокольничи Николая Андреевича назначили начальником штаба 409 стрелкового полка.

Но в сентябре 1941 года он был ранен. Лечился в Сталинграде. После госпиталя в конце 1941 года был назначен начальником штаба 1169 полка. В это время полк стоял в Астрахани, а весной 1942 года уже участвовал в боях на Изюм-Воронежском, Краматорском, Харьковском направлениях. В июне 1942 года Николая Андреевича назначают командиром 1173-го стрелкового полка 349-й дивизии, которой командовал полковник Щагин.

349-я стрелковая – это одна из трех дивизий, составляющих основное боевое ядро 56-й армии генерал-майора Рыжова. В июльских боях за Ростов и затем под Батайском армия, ее дивизии и полки понесли большие потери. 2 августа 1942 года они получили боевой приказ начать занимать оборону по Краснодарскому оборонительному обводу. 349-я дивизия первой заняла обвод. Она была ближе всех к рубежу – в Усть-Лабинской станице. 3 августа бойцы и командиры 1173-го стрелкого полка майора Кима стали оборудовать свои боевые позиции по левому берегу реки Первые Кочеты от хутора с тем же названием, что и река, и вниз по реке до садов совхоза «Агроном». На правом фланге находился 1169-й стрелковый полк, в котором всего несколько недель назад Н. А. Ким был начальником штаба. На левом фланге полка Кима оборону занял по Краснодарскому обводу 1171-й стрелковый полк.

Краснодарский обвод был плохо подготовлен к оборонительным боям. Времени, чтобы проводить фортификационные работы, дооборудовать огневые точки и ходы сообщения, было немного. Уже 7 августа начались первые, пока что разведывательные со стороны противника, бои. В эти несколько дней до начала боев стрелковый полк майора Кима получил пополнение молодыми 17-18-летними призывниками 1924-1925 годов рождения. Они не были обучены военному делу, и учить их совершенно не оставалось времени. 9 августа фашистские танки ворвались в западную часть Краснодара.

И в этот же день танковые колонны гитлеровцев подошли к позициям 1173-го полка. Не имеющий артиллерийского прикрытия полк вынужден был отойти за Кубань, на левый берег к аулу Эдепсукай-1.

Пашковская переправа

А на следующий день, 10 августа, в половине третьего пополудни, в самый напряженный момент боя за Пашковскую переправу майор Ким по приказу командарма перебрасывает на автомашинах на правый Кубанский берег с левого 3-й батальон своего полка – 534 бойца.

Батальон, укомплектованный красноармейцами-призывниками, необученными молодыми ребятами, поступил в распоряжение командира 35-го стрелкового полка 30-й дивизии, оборонявшего переправу. И он сразу же был брошен в бой. Жестокий бой шел до глубокой темноты.

С рассветом 11 августа по всей линии обороны Пашковской переправы продолжились напряженные бои. Отражая яростные атаки врага, красноармейцы переходили в контратаки. Вместе со всеми героически сражался прибывший 3-й батальон 1173-го полка. Молодые необстрелянные ребята, первый раз в жизни вступившие в бой, ошалевшие от грохота стрельбы и разрывающихся снарядов, от вида падающих замертво товарищей, тем не менее мужественно отражали натиск врага. Они сражались смело, отчаянно. Как позже скажет кубанский поэт Виталий Бакалдин: «Как велели честь и комсомол». Но что смелость, что старание? Если не умеешь… Если бы кто-нибудь хоть чему-нибудь обучал… Большинство из них два-три дня назад впервые взяли в руки огромную, в 1 метр 74 см длиной и весом в четыре с половиной килограмма трехлинейку. Им успели показать, что надо сделать, чтобы произвести первый выстрел. Вот и весь их «боевой опыт». И с этим их бросили в бой…

В 9 часов стало ясно, что фашистов не сдержать. В 9 часов 25 минут Пашковская переправа была взорвана. На левый берег Кубани из 3-го батальона, прикомандированного защитникам Пашковской переправы в количестве 534-х человек, вернулось в 1173-й полк майора Кима всего 18 человек.

Освобождение Кубани

В сентябре 1942 года, когда наши части отходили к перевалам, Николай Андреевич снова был тяжело ранен.

После лечения в Махачкале он был направлен в 389-ю стрелковую дивизию, которой командовал полковник Л. А. Колобов. Это было время начала Северо-Кавказской наступательной операции, одной из самых значительных по освобождению захваченной фашистами территории. Майор Ким, командуя попеременно сначала 545-м, а потом 1277-м полками, прошел с боями с середины января до конца мая 1943 года от Пятигорска до низовьев Кубани. Комдив Колобов, подписывая 7 июня 1943 года наградной лист Николая Кима, отметил в документе, что полки, которыми командовал майор, за это время участвовали в освобождении 20 крупных населенных пунктов, вывели из строя свыше 1000 немецких солдат и офицеров, много техники, захватили трофеи: 12 автомашин, 33 состава с военным оборудованием и имуществом на железнодорожных станциях, 6 орудий, 25 пулеметов, 6 минометов, 200 винтовок. Взято в плен 144 гитлеровца. Командир полка майор Н. А. Ким награжден орденом Красного Знамени.

Николай Андреевич во время боев не отсиживался на командном пункте, а часто сам устремлялся в гущу боя. Четыре раза за войну его настигала вражеская пуля. После лечения он принимал командование новых для него полков, которые я уже называл, в его послужном списке, кроме полков, числятся 1339-й СП, 721-й СП, 111 гвардейский полк и другие…

Последние месяцы

В марте 1945 года, когда конец войны был совсем близко, подполковник Ким командовал 703-м стрелковым полком 233-й стрелковой дивизии.

Буйно цвели фруктовые сады на живописных берегах Балатона. Но не было времени любоваться природой прекрасного озера. Чувствуя приближение своего конца, гитлеровцы навязали нашей армии тяжелые бои в Венгрии на юго-восточных берегах Балатона.

После изнурительных оборонительных боев полк Кима 20 марта перешел в наступление. В бою он занял высоты около села Шиманторниа, а затем, развивая успех, занял и само село. Полк нанес не только тяжелое поражение противнику, но и дальше стал продолжать наступление. 23 марта он вышел на важный стратегический рубеж, обратив в бегство врага. Во время этих боев уничтожено 4 гитлеровских танка, 3 пушки, 2 бронетранспортера, 20 автомашин, 3 мотоцикла, убито до 600 гитлеровцев.

Подполковник Николай Андреевич Ким был награжден орденом Отечественной войны I степени. После взятия Будапешта, столицы Венгрии, которая была союзницей фашистской Германии, Ким направлен на Берлин…

После войны

Когда Германия капитулировала, полк подполковника Кима вскоре был отведен через Румынию в Одессу. Некоторое время Николай Андреевич служил в Одесском военном округе. В 1946 году его полк занял первое место по боевой и политической подготовке среди всех стрелковых полков округа.

30 августа 1946 года, когда шло послевоенное сокращение армии, Ким был неожиданно отправлен в отставку без видимых причин. Ему – 41 год. Он был полон сил и энергии служить дальше. Подполковник писал рапорты по команде и даже напрямую обращался к министру обороны, но ему не ответили.

Подполковник в отставке Н. А. Ким работал до пенсии (в 1964 году) заместителем директора по политической части на рыбокомбинате имени Микояна на Камчатке в Усть-Белорецком районе. Интересно, что до войны на этом же самом комбинате, в той же должности работал другой военачальник, широко известный в нашем районе, – Никита Федорович Цепляев. Я позже расскажу о нем.

Выйдя на пенсию, Николай Андреевич поселился в городе Бикин на севере Приморского края, на реке с тем же названием, притоке Уссури. Сегодня территория этого района широко известна работами, которые здесь ведутся по сохранению популяции уссурийского тигра.

7 декабря 1976 года в возрасте 72 лет Николай Андреевич скончался. Небольшой дальневосточный городок с воинскими почестями похоронил гвардии подполковника Советской армии, кавалера трех орденов Красного Знамени, орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степени, защитника нашего района в августовские дни 1942 года Николая Андреевича Кима (родовое имя Чонг Пхунг).

Юрий БОДЯЕВ.

Почетный гражданин Динского района.