Один мужчина был терзаем греховной страстью (возможно, страстью блуда) и никак не мог победить ее в себе. При этом он был человеком честным и, осознавая свою страсть, постоянно прибегал к иконе Божией Матери «Одигитрия» – плакал, просил прощения за свой образ жизни, за свою немощь, а также читал молитву архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»
Однажды, когда этот мужчина в очередной раз собирался идти на совершение греховного дела, он стал по обычаю молиться перед иконой Богородицы. В своей молитве он каялся за то, что не может удержаться от совершения греха, даже понимая, что он будет делать. В тот момент, когда он уже собирался уходить, на него внезапно напало смятение и трепет – мужчина увидел, что изображение Божией Матери на иконе обратилось ликом в его сторону.
В свою очередь, у Богомладенца Христа, изображенного по традиции вместе с Пречистой Своей Матерью, открылись язвы на руках, ногах, а также в боку. Из открывшихся ран стала истекать кровь.
Пораженный явленным ему видением, мужчина упал на колени и вопросил у образа: «О Госпожа, кто это сделал?». В ответ он услышал слова Божией Матери: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?». В раскаянии мужчина стал умолять Богородицу: «О Владычица, пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!».
По молитве мужчины Матерь Божия трижды обращалась к Своему Сыну – Господу Иисусу Христу с просьбой простить этого человека. Лишь только на третий раз Бого-младенец ответил:
«Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы».
Раскаявшийся и прощенный Господом, мужчина поднялся с колен и, припав к иконе, поцеловал раны на теле Богомладенца Христа. После этого он испытал чувство духовной радости и облегчения. А в дальнейшем полностью изменил свою жизнь и очистился от терзавших его страстей. Именно эти искреннее раскаяние, внутреннее очищение и обретенная духовная радость и стали поводом для написания образа Божией Матери «Нечаянная Радость». Празднование иконы отмечается 22 декабря.
Дорогая редакция!
Разъясните, пожалуйста, почему священники надевают облачения разных цветов? Раба Божия Наталья.
Уважаемая Наталья Сергеевна, с удовольствием выполняем Вашу просьбу.
Богослужебные облачения бывают белого, желтого (золотого), красного, голубого, зеленого, фиолетового и черного цветов. То же самое относится к убранству храма. Эти цвета символизируют духовные значения празднуемых в данные дни событий.
Белый цвет
Белый цвет богослужебных облачений присутствует в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Небесных Сил бесплотных.
Этот цвет символизирует несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. Потому в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белые ризы используются при совершении таинств Крещения, Венчания. При рукоположении (возведении человека в священный сан) новопоставленного также облачают в белые ризы.
Белый цвет принят Церковью в дни поминовения усопших.
Пасхальная праздничная служба также начинается в белых облачениях, это знаменует собой Божественный Свет воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя.
золотой (жёлтый) цвет
Золотой (жёлтый) Царский цвет присутствует в воскресные дни (если нет поста и особых праздников), в дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей, на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Этот цвет прямо связан
с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и удостоились Божьей благодати.
Красный цвет
Красный и его оттенки используются в дни памяти мучеников, в Великий Четверг, а также в праздник Пасхи.
Пасхальная литургия, а затем и службы всей Светлой седмицы служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.
Голубой (синий) цвет
Голубой (синий) цвет обозначает высшую чистоту и непорочность, это цвет Божией Матери, поэтому он присутствует в Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы,
Покров, Введение во Храм, дни памяти Богородичных икон.
Голубой цвет также является цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.
Зеленый цвет
Зелёный – цвет вечной жизни, обновления, оживотворения.
Зелёный цвет имеет мантия патриарха. Этот цвет присутствует в праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник Входа Господня в Иерусалим, День Святой Троицы, День Святого Духа.
Зеленый цвет прославляет действие Святого духа, поэтому на праздники Святой Троицы и Духов День мы можем видеть священников в одеяниях зеленого цвета.
Примечательно, что зеленый цвет образуется сочетанием желтого и синего (голубого) цветов, которые знаменуют Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого.
Зеленый цвет облачений в дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетованием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.
Фиолетовый цвет
Фиолетовый или тёмно-красный цвет встречается в Крестопоклонную неделю Великого поста; в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Воздвижения Креста Господня, в День Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является серединой двух противоположных концов спектра – красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.
Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).
Этот цвет отождествляется с воспоминаниями о Кресте и потому предписан великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.
Этот цвет символизирует крестный подвиг Небесного Архиерея, образом Которого и является епископ в Церкви.
Чёрный цвет
Чёрный – цвет поста и покаяния. Иногда этот цвет, наряду с фиолетовым, употребляется в дни Великого поста.
Читайте другие материалы рубрики: Общество