Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Сохраняя традиции ткачества
04.04.2024 11:01
Валерий Герасимов заявил, что Запад разрушает фундамент стратегической стабильности
04.04.2024 13:47

Алексей и Алла Ивлевы: «Для нас БАМ – шаг в большую интересную жизнь»

Алексей и Алла Ивлевы: «Для нас БАМ – шаг в большую интересную жизнь»

В этом году по указу Владимира Путина, Президента России, в нашей стране торжественно отметят золотой юбилей с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. В преддверии этой знаменательной даты в гостях у редакции газеты «Трибуна» побывала семья Ивлевых. Алексей Сергеевич и Алла Ивановна Ивлевы отдали строительству Байкало-Амурской магистрали большую часть своей жизни.

Расскажите немного о себе…

– Я родился в военном 1943-м в селе Александровка, ныне город Орджоникидзе, – начал рассказ Алексей Сергеевич. – По окончании школы поступил в Никольский техникум. Получив специальность «техник-механик сельскохозяйственных машин и механизмов», работал в колхозе на МТФ, где внедрял новую технику и доильные аппараты, а в 1962 году был призван на службу в армию, в группу советских войск в Германии. В 1965 году после демобилизации десять лет трудился на автобазе механиком и шофером, окончил заочно институт в Запорожье. К поездке на БАМ получил специальность инженера-механика.

– А я родилась в 1949 году, уже после войны, в селе Покровском Никольского района, – продолжает Алла Ивановна. – Окончив школу и получив специальность, до поездки на БАМ работала в тресте «Марганецрудстрой» бухгалтером. В 1970 году с Алексеем Сергеевичем поженились, на следующий год родился сын Сережа. В этом же году я окончила Донецкий строительный техникум. В октябре 1975 года приехала с сыном к мужу в Нижнеангарск. В мехколонне № 137 была нормировщиком, затем начальником отдела кадров, и до 2015 года – секретарем генерального директора ОАО «МК 137». Мы награждены медалями «За строительство БАМа», оба ветераны труда и работали до окончания строительства БАМа.

Управление Тоннельстрой. БАМ, конец 1990-х.

– А вот что побудило Вас, Алексей Сергеевич, поехать на стройку Байкало-Амурской магистрали?

– Это же была не просто стройка, а Всесоюзная, комсомольская! Первым на БАМ уехал наш друг Владимир Антонович Федоренко, а затем прислал и мне вызов – работать в механизированной колонне механиком. Посоветовались с женой, я уехал на работу в Сибирь и был принят 8 августа в мехколонну № 137, в которой трудился ровно до 8 августа 1983 года. Принимал участие в строительстве автодорог, зимников (дорожный проезд) от мыса Курлы (где в будущем был выстроен город Северобайкальск) до ствола Байкальского тоннеля и отсюда до поселка Нижнеангарск. А еще работы заключались в отсыпке железнодорожного полотна на участках Небель, Киренга к Западному подходу будущего Байкальского тоннеля (станция Дабан в Бурятии) и вертикальной планировке железнодорожного вокзала станции Нижнеангарск-2 (названа позже Северобайкальск). Год работал на 10-километровом перегоне Кичера – Дзелинда. До июля 1987 года в управлении строймеханизации «БАМТоннельстроя» трудился слесарем топливной аппаратуры, и до 2005 года избирался председателем объединенного комитета профсоюза «БАМТоннельстрой».

Вообще строительство БАМа, насколько мне известно, планировалось в 1934 году, но вынуждено было прекратиться с началом Великой Отечественной войны, хотя изыскания по проекту строительства шли и во время войны. Мы находили пикеты трассы БАМ, датированные 1943 годом. Как только ни называли стройку Байкало-Амурской магистрали: и «Школа жизни», и «Стройка века», и «Великий экономический проект страны». А для нас Всесоюзная стройка стала шагом в большую и интересную жизнь!

– Самые яркие моменты стройки века – это …

– Столько всего было! Запомнилось многое, начиная с первых впечатлений от масштаба строительства от станции Тайшет до Комсомольска-на-Амуре. Ведь что такое БАМ? Это, прежде всего, люди, которые его строили. Мы – добровольцы и первопроходцы, энтузиасты, приехавшие в Сибирь из 15 республик Советского Союза. Каждый строитель на своем участке возведения вокзала исполнил его в своем национальном стиле. Были и трудности. Тяжело, как известно, вначале, пока привыкнешь, акклиматизируешься, а также на участках, пока не определишься с жильем. Но ко всему привыкаешь. А нам повезло, что мы были не одни, а с семьей моего друга – Владимиром Антоновичем и Верой Ивановной Федоренко. Жили на строительных участках в вагончиках на две семьи. В работе – вахтовый метод: уезжали и на неделю, и на месяц. Сложнее всего приходилось женам зимой отапливать вагончик. В перестроечный период в Северобайкальске нас переселили в щитовые дома барачного типа на десять семей, и так было до конца 2000-х. Но что только ни происходило до этого периода: и в магазинах, кроме морской капусты, в перестройку нечего купить было, и Чернобыль, и купоны вместо денег в «лихие девяностые»…

 

Динчанин Алексей Ивлев (на фото в центре). «Золотое звено» Северомуйского тоннеля.

 

Наши ребята-проходчики принимали участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. Потом развал СССР, постоянная задержка заработной платы, частые забастовки, первая и вторая чеченские кампании. Однако какие бы трудности ни подступали к стране, как бы ни затрагивало нас время, мы всегда достойно выходили из сложных ситуаций. Работать было интересно, и период стройки запомнился на всю жизнь. Озеро Байкал, тайгу и природу Сибири невозможно описать одним словом! Для нас работа и жизнь на БАМе ознаменовалась тем, что 28 мая 1977 года в Нижнеангарске родилась дочь Инна, и именно тогда, когда зацветал багульник, в конце мая, тайга устилалась сиреневым ковром! В Северобайкальске дети ходили в садик, там же окончили школу № 1, получили специальности, там прошла наша молодость!

Но больше запомнилось то, что БАМовцы друг другу были одной семьей. Здесь, как нигде, ценились высокие человеческие качества: смелость, мастерство, доброта и умение вовремя прийти на помощь товарищу.

– Как приехали на Кубань? Поделитесь своими мечтами и планами на будущее…

– Когда у сына Сережи родилась четвертая дочь, он отправился с женой на поиск нового места для жилья, – говорит Алла Ивановна, – а по приезде на Кубань выбор пал на цветущую в садах красавицу Динскую. Сын Сергей работает теплоэнергетиком в энергоцентре № 1 ООО «Индустриальный парк «Краснодар» поселка Дорожного, возле Васюринской, дочь Инна со своей семьей живет в Красноярске. А мы, посвятившие БАМу 41 год, приехали 16 апреля 2016 года вслед за сыном в станицу. Возле нашего домика – участок земли, разбили две небольшие теплицы, выращиваем овощи. Алексей Сергеевич, уезжая из Северобайкальска, захватил с собой кустик багульника, который также принялся и растет в нашем дворе. Так как я очень люблю цветы, нашла применение своему хобби: пройдя в Краснодаре курсы флористики, занималась изготовлением цветочных композиций. Вроде бы все, как и у всех, но радость для нас – это наши дети, внуки и правнуки. У нас семь внуков: Маргарита, Илья, Данил, Ева – дети сына, Ольга, Константин, Ростислав – дети дочери. И трое правнуков: старшая Евангелина учится в 4 классе, средняя Диана посещает первую младшую группу детского сада, а младший Захар – ясли. Можно сказать, что мы богатые и счастливые бабушка и дедушка! И главное – не забываем товарищей. Наши друзья остались в Северобайкальске, мы общаемся, звоним друг другу, и буквально на днях Алексей Сергеевич поздравлял своего друга Владимира Антоновича Федоренко с 85-летним юбилеем!

– Наши планы на будущее – это продолжать жить! – завершает беседу Алексей Сергеевич. – Отметить в следующем году 55-летие нашей совместной жизни, и еще есть мечта – выдать замуж внучку Еву и правнучку Евангелину, которым сейчас по десять лет.

Материалы к публикации подготовили Виталий УШКОВ и Наталья КОРЯВАЯ.

Фото из архива семьи ИВЛЕВЫХ.