Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» прибывает в Динской район
23.05.2024 09:57
Афиша праздничных мероприятий, посвященных Дню Динского района
23.05.2024 10:47

И вновь побеждает любовь!

И вновь побеждает любовь!

Вера Абрамовна Василенко. Вряд ли найдется в Васюринской человек, который не слышал этого имени. Пользовалась у земляков глубочайшим уважением и огромным авторитетом.

Слезы войны

Родилась в селе Троицком Моздокского района Северной Осетии в простой многодетной крестьянской семье. Папа Абрам Иванович Токарев крестьянствовал, мама Серафима Кирилловна во всем ему помогала. Жили тяжело, но очень дружно. После коллективизации семья Токаревых вступила в колхоз «Ленинский путь». Абрам Иванович работал бригадиром, а Серафима Кирилловна растила и воспитывала детей. Ребята росли, помогали родителям по хозяйству и в колхозе.

Перед войной в 1940 году Вера поступает в Моздокское педагогическое училище. При училище были курсы медсестер, на которых она училась параллельно. Проучилась год.

Но вот наступил страшный 1941 год. Студенты из училища роют окопы, оборонительные сооружения, как могут помогают фронту. Недоучившись на преподавателя, семнадцатилетняя Вера в феврале 1942 года уходит добровольцем на фронт. Направляют ее медсестрой в состав 10 дивизии НКВД. Воевала под Воронежем, а затем начались ожесточенные бои за Сталинград. О том, как воевала эта дивизия, говорит такой факт: после Победы в Сталинградской битве многим дивизиям было присвоено звание гвардейских, а 10 дивизия НКВД была единственной из пехотных частей, которая не только получила звание гвардейской, но и была награждена орденом Ленина.

Из воспоминаний Веры Абрамовны: «От сборного пункта нас, погрузив в вагоны, направили на фронт. Выгрузили всех в поле, развернули медпалатку. Сразу же начали поступать раненые. Их было очень много. Молодые медицинские сестры оказывали первую помощь, обрабатывали раны и отправляли раненых солдат на машинах и подводах. Было очень страшно слышать стоны, крики и бесконечные разрывы снарядов и бомб. Лица мало запоминались, а в памяти – раны, кровь и глаза, в которых была мольба о помощи. Сколько мне пришлось пролить слез, видя страдания раненых! Приходилось и сопровождать их на машинах по разбитым дорогам под обстрелом, бомбежкой. Снаряды рвались рядом.

Как-то при транспортировке умер раненый офицер, как я ни старалась ему помочь. Сколько же пришлось пережить в той поездке! По дороге к медсанбату нас направляли то в одну, то в другую сторону, то вдруг кричат: «Куда едете?! Там немцы!»

Ранение

Однажды при отступлении обоз с ранеными, при котором находилась и Вера, попал под бомбежку. Совсем рядом с ними гремели взрывы, столбы черной земли с шумом взлетали в воздух. Она бегала от телеги к телеге и делала раненым обезболивающие уколы. Всюду стоны, мольбы… На пути к очередной повозке Вера почувствовала сильный толчок, острую боль и потеряла сознание. Очнулась уже в палате. Ничего не помнила, плохо видела, не могла слышать и говорить. Сильно болело плечо. Оказалось, ранило осколком разорвавшейся рядом бомбы. А ей, молодой, жалко было новую гимнастерку; им их только-только выдали. А плечо заживет!

Из воспоминаний Веры Абрамовны: «Когда были проблемы с получением донорской крови, медсестрички сдавали свою. После этого ощущали слабость, хотелось спать. Врачи строго следили за дозой крови, жалели их. Потом им давали банку сгущенного молока. Полагалось два часа сна. Но поспать и в ночное время не всегда удавалось. Фронт находился в постоянном движении, медсанбат же следовал за ним. Раненых всегда было много, особенно при наступлении Красной Армии».

В эти же тяжелые дни Вера Абрамовна была контужена. После излечения сержант медицинской службы Токарева была направлена в эвакогоспиталь номер 4552, который располагался вначале в Ростове-на-Дону, а затем был переведен в родной для Веры город Моздок.

Встреча с судьбой

Здесь и встретилась случайно с любовью всей своей жизни, красавцем летчиком Павлом Василенко. Эта встреча навсегда предопределила всю ее дальнейшую жизнь.

Из воспоминаний Веры Абрамовны: «Был конец войны. На станции «Прохладная», это под Моздоком, я сидела и ждала свой поезд. А поезда раньше ходили редко, вот и пришлось ждать. Молодая была тогда, после войны исхудала. Ну и сидела на одной из вокзальных лавочек. Вдруг вижу трех человек в форме. Подошли они, смотрю – летчики. А после войны все, кто служил, как родные были. Разговорились. Особенно с одним. Пашей его звали. Посмеялись, пошутили. И оказалось, что обоим нужно в одно и то же место, в Моздок. Только ему, летчику Паше, сначала в Нальчик, к бабушке надо было съездить. Договорились в Моздоке встретиться. Через несколько дней ко мне в палату забегают подруги и кричат: «Вера! Вера! К тебе солдатик пришел». Так мы с Павлом начали встречаться. Когда он приходил в госпиталь, девчонки говорили: «Вера, иди, мы сами посмотрим за ранеными».

А вскоре полку, где служил Павел Трифонович, пришло предписание улетать на Дальний Восток. В годы войны военнослужащим, для того чтобы жениться, нужно было заручиться разрешением командира. Лейтенант Василенко пришел к своему командиру эскадрильи и сказал: «Без Веры я никуда не полечу». И тогда получил разрешение расписаться. Но нужно было еще уговорить родителей Веры.

Сватала вся эскадрилья

Абрам Иванович и Серафима Кирилловна, переживая за судьбу дочери, сначала не хотели выдавать ее замуж за летчика, говорили: «Вот ты улетишь, неизвестно, что с тобой случится, вернешься, нет – неизвестно. И останется Вера ни вдова, ни мужняя жена». Но любовь победила. На следующий день сватать Веру пришла вся эскадрилья. Что оставалось делать родителям? Конечно же, благословили.

После того, как супруги Василенко расписались, Павел Трифонович уезжает на Дальний Восток. Началась война с Японией. А Вера Абрамовна – в Васюринскую, к родителям мужа. Ехала и переживала, как ее встретят. Трифон Павлович и Агафья Максимовна встретили Веру доброжелательно. Полюбилась им молодая невестка. А Вера, обладая мудростью, вскоре стала своей в семье. Эта мудрость сохранилась у нее до конца дней.

Вырвала мужа из лап смерти

Приехав в Васюринскую, работала в местной больнице. Сказать, что было тяжело, ничего не сказать. Не хватало лекарств, медикаментов. Ведь все силы народа были направлены на Победу, а страна только-только поднималась из руин.

Вернулся с войны любимый Павел. С Победой! Но фронтовые раны и подорванное во время войны здоровье давали о себе знать. И Вера Абрамовна стала в прямом смысле бороться за здоровье мужа. Целых два года выхаживала его, буквально вырывала из лап смерти. Когда Павлу было особенно тяжело, он ее уговаривал: «Вера, ты молодая, красивая. Видишь, я не жилец. Поезжай к родителям, может, еще встретишь свою судьбу». Не представить, как тяжело ей было слышать такие слова. Не раз потихоньку, чтобы никто не видел, она вытирала набегавшие слезы. Сколько она их пролила, знала лишь сама. Но продолжала бороться. Кормила его с ложечки и всячески поддерживала морально. И вновь любовь победила. В том, что Павел Трифонович стал поистине легендарной личностью для Васюринской, огромная заслуга Веры Абрамовны.

Домашний очаг

В больнице Вера работала медсестрой, но персонала катастрофически не хватало. Приходилось быть и врачом, и нянечкой.

На семейном совете было принято решение о том, что и Павел, и Вера должны учиться. Учились заочно, Павел – в Краснодарском сельхозинституте, а Вера – в Армавирском педагогическом техникуме.

В 1957 году Вера Абрамовна становится учителем начальных классов 10 школы. Там и проработала до самой пенсии.

По воспоминаниям коллег, она была очень порядочным человеком, ни о ком не отзывалась плохо, не любила сплетен и пересудов. Ее отличало чувство собственного достоинства. Была очень скромной, никогда не подчеркивала, что она жена председателя колхоза. Прекрасный педагог, спокойная, уравновешенная, не повышала голос, любила всех учеников, к каждому находила подход, и они платили ей тем же.

В доме всегда были спокойствие, теплота взаимных отношений. Ежедневными были в семье чаепития вечером после трудного дня, зачастую поздние, когда Павел Трифонович и Вера Абрамовна делились впечатлениями о прошедшем дне, строили планы.

В людских сердцах

Своих детей она воспитывала собственным примером. А их у четы Василенко трое. Дочь Нина и сыновья Николай и Виктор. Благодаря родителям они все получили высшее образование, стали хорошими порядочными людьми.

Когда мы снимали фильм о Павле Трифоновиче Василенко, то все станичники, с которыми мы общались, нет-нет да и повторяли: «Павел Трифонович и Вера Абрамовна». Настолько неразделимы были эти люди в их сознании.

В начале 1980-х годов Вера Абрамовна помогла мужу организовать в Васюринской совет ветеранов. Была незаменимой помощницей во всех его начинаниях.

После ухода на пенсию ни одного дня не сидела дома, вместе с Павлом Трифоновичем занималась музеем. Она руководила работой экскурсоводов, с ее участием были подготовлены методические рекомендации по залам музея. Вера Абрамовна составляла планы на месяц. В то время у экскурсоводов не было телефонов, но она находила возможности поставить каждого в известность о дне и времени проведения экскурсии. Следила за ведением журнала. Благодаря Вере Абрамовне вся работа была организована на высшем уровне.

Вера Абрамовна прожила достойную жизнь. Когда она умерла, проститься с ней пришло много ее выпускников разных лет. Это свидетельство достойно прожитой жизни, посвященной служению людям.

Как много женщин таких у нас –

Умных, скромных, простых!

Снесут все трудности жизни сейчас,

Сносили и в годы войны.

Всегда помогут, поддержат всегда,

За Родину жизнь отдадут.

И с ними России беда не беда,

От всякой напасти спасут.

Василий ШКАРУПИЛЫЙ.

Лариса ПЕРЕМИТИНА.

Станица Васюринская.