Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Вениамин Кондратьев призвал жителей Краснодарского края проголосовать за благоустройство зеленых зон
19.04.2024 14:10
Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев поделился практиками внедрения бережливых технологий в регионе
19.04.2024 15:28

Сергей Белоненко: «Я все повторил бы вновь!»

Сергей Белоненко: «Я все повторил бы вновь!»

В преддверии юбилейного события – 50-летия со дня начала строительства БАМа – мы рассказываем о свидетелях того непростого времени, людях, которым удалось принять непосредственное участие в грандиозном событии эпохи СССР.

За всю историю строительства в нем участвовали около 2 миллионов человек. 4300 км составила протяженность основного участка Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани. Сейчас БАМ – одна из крупнейших железных дорог в России и мире, протянувшаяся через всю Восточную Сибирь и Дальний Восток, связавшая между собой более 60 городов и поселков, преодолевшая

11 полноводных рек и семь горных хребтов. Более 1000 км магистрали проложено в зоне вечной мерзлоты. Работая в неимоверно суровых условиях, советские люди упорно шли к своей цели, и в 1989 году Байкало-Амурская магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию.

А вот подполковнику в отставке, ветерану МВД Сергею Васильевичу Белоненко из станицы Новотитаровской посчастливилось в то время внести свою лепту в историю важного для страны проекта. О том, как это было, Сергей Васильевич рассказывает читателям «Трибуны».

– Сергей Васильевич, как все начиналось в Вашей жизни?

– Родился я в 1953 году в городе Чугуеве Харьковской области в семье военнослужащего Василия Григорьевича Белоненко, фронтовика, дошедшего до Кенигсберга. Так случилось, что позже мы оказались на Кубани, где и обосновались. Здесь после окончания школы я получил свое первое высшее образование в Кубанском сельскохозяйственном институте на факультете механизации. Отучившись в институте и на военной кафедре, получив звание офицера, я очень хотел идти служить в армию, но меня не призывали. В 1976 году по распределению попал в новотитаровский колхоз имени Калинина и начал свою трудовую деятельность механиком в бригаде № 1. Проработав в колхозе три года, 23 апреля 1979 года был принят кандидатом в члены КПСС, а 24 апреля призван военным комиссариатом Динского района на действительную военную службу. До сих пор не знаю, совпадение это было или нет… Когда прибыл в военкомат, военный

комиссар Амазасп Нагабедян рассказал, где я буду служить, и поставил задачу доехать самостоятельно, как он говорил, до самого лучшего места службы к 1 мая, что было нереально… Как сейчас помню, он раскрыл зашторенную на стене огромную карту и проложил указкой путь от Кубани до самого Тихого океана. И спросил: «Фильм смотрел про Комсомольск-на-Амуре, который в 1932 году комсомольцы строили? Вот где-то в этом районе будешь службу проходить. И ничего страшного, что далеко… Чем дальше от дома, тем лучше».

– И где именно проходила Ваша служба?

– Почти две недели с множеством пересадок я добирался до места назначения. Доехав до станции Известковой, пересел на поезд, идущий на север, и сошел на станции в поселке Чегдомын, где находился первый корпус железнодорожных войск.

Шел сильный снег, что было непривычно для меня, южанина. Обратился в часть, где майор объявил, что служить я направляюсь в железнодорожную Хабаровскую бригаду. Вновь на поезде я доехал до станции Известковой, пересел на транспорт, идущий в сторону Хабаровска, и прибыл 9 мая к месту службы. При распределении моя гражданская специальность автомобилиста оказалась очень востребованной, но путевка была целевой на БАМ, и меня определили в железнодорожный мостовой батальон поселка Хурмули Солнечного района Хабаровского края, граничащего с Амурской областью. Мне было выдано обмундирование, и я отправился вновь на поезде в свою войсковую часть. Доехал до Комсомольска-на-Амуре, где, пока ждал пересадки, полюбовался мощным течением Амура и памятным обелиском основателям и строителям города 1932 года. Дождавшись своего автобуса и пробыв в дороге весь день, наконец-таки прибыл в точку распределения, где начальник штаба заявил, что буду служить в ВЧ 23-685 в автороте, в должности командира автомобильного взвода.

– Что запомнилось за время службы на самой дальней восточной точке БАМа?

– Я благодарен судьбе, что все так сложилось. Даже 55 градусов мороза зимой меня не испугали и отсутствие выходных в течение всей двухлетней службы. Но в отпуске все же дважды удалось побывать.

Довольствием, питанием и вещевым обмундированием мы были обеспечены. Нас хорошо кормили, а казармы были теплыми и обустроенными.

Структура нашего железнодорожного мостового батальона состояла из пяти рот с общей численностью 700 человек. В нее входили три линейные роты, одна рота спецтехники и наша 5-я автомобильная рота.

Три месяца я был командиром взвода, после чего, пройдя курсы переподготовки молодых офицеров, был назначен заместителем командира  роты по технической части, и последние полгода служил командиром автомобильной роты. Часто ездил в командировки на военные заводы сдавать и принимать машины в Хабаровск, порт Ванино, Совгавань… Также в армии меня приняли в члены партии, и я окончил высшую военную партийную школу Хабаровска. В конце срока службы командир части предложил мне написать рапорт, чтобы остаться, но в то время нельзя было продлить службу на три года или пять лет, а на все 25 лет оставаться вдали от малой Родины я не был готов морально и отказался.

– А сколько километров магистрали было положено Вашей частью за два года?

Вообще, весь восточный участок от Тынды до Ванино сооружали железнодорожные войска (два железнодорожных корпуса железнодорожных войск Вооруженных сил СССР). От поселка Гори до Комсомольска-на-Амуре мы проложили около 80 километров магистрали. Это был непростой  участок, и работа осложнялась суровыми климатическими условиями. Процесс прокладывания железной дороги состоял из нескольких этапов и выполнялся разными батальонами военнослужащих. Геологи намечали путь, далее батальон расчищал его, рубил лес, следом военнослужащие другого батальона участок подсыпали, прокладывая нижнее полотно, и еще один батальон укладывал рельсы и шпалы, формируя верхнее полотно. Месяцами могли идти монотонные дожди, переходящие в снег, что очень мешало работе. А тучи настолько низко нависали, что казалось, их можно достать рукой… Каждая часть строила один участок по три года. Ежегодно приезжала московская комиссия и после осмотра отрезка ж/д участка подписывала акт о вводе в эксплуатацию.

Саму трассу очень сильно охраняли. Из-за близости китайской границы и напряженной в то время ситуации между СССР и Китаем в сопках стояли ракетные части, а вдоль магистрали располагались танковые полки. В связи с этим и у нас часто проводились военные учения, во время которых мы должны были в течение часа покинуть место дислокации, вывезти личный состав, имущество и все необходимое и уйти в резервный район. В целом между всеми частями была огромная взаимовыручка. И вообще, все сложные участки БАМа строила армия. Также линейные войска возводили здания, строили станции…

А будучи на БАМе, встречали земляков?

– Да, с Кубани многие приезжали строить БАМ. И мой начальник, заместитель командира батальона по технической части майор Станислав Владимирович Коновалов был родом из Краснодарского края, где и сейчас проживает. После БАМа я его сорок лет искал и нашел через знакомых. На БАМе он был самым технически грамотным человеком, к которому можно было обратиться за помощью по любому вопросу. Вообще, на хороших руководителей мне всегда везло, да я и сам старался не подводить их, работал и служил на совесть.

– Как складывалась жизнь после службы?

В звании старшего лейтенанта я вернулся в мае 1981 года в родной колхоз в станицу Новотитаровскую. Председатель дал мне отдохнуть пару месяцев, после чего пригласили в правление колхоза, где меня встретил заведующий сельхоз-отделом и предложил должность инструктора сельхозотдела в райкоме партии. Я согласился. На тот момент райком партии возглавлял наш знаменитый земляк Николай Игнатович Кондратенко, с которым мне довелось успешно поработать. За время моей трехлетней работы в райкоме партии военный комиссариат присвоил мне звание капитана, и в 1985 году я был назначен на должность замполита дивизиона города Абинска в ГАИ МВД. После полутора лет труда в органах летом 1986 года я был назначен командиром роты ДПС ГАИ города Кореновска, где прослужил почти 20 лет и ушел на пенсию уже в звании подполковника. С 1989 по 1993 годы заочно учился в Ростовском филиале Московской академии МВД.

Скажите, если повернуть время вспять, Вы повторили бы свой такой нелегкий жизненный путь?

– Да, безусловно. Военная служба меня закалила, а знания, что когда-то впитал, и поныне помогают. С высоты прожитых лет есть что вспомнить и чем гордиться. Я благодарен этой жизни за все и прошу у Бога только здоровья для себя, своих близких. И желаю всем мирного неба!

Мария МЕЛКУМЯН.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.