Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
День воинской славы России в честь победы над шведами у мыса Гангут
09.08.2024 11:15
Заявление Минобороны по ситуации в Курской области
09.08.2024 13:06

Внучка священника рассказывает…

Внучка священника рассказывает…

– Эту статью по моей просьбе о священнике Свято-Успенского Храма Пресвятой Богородицы станицы Васюринской Тихоне Гавриловиче Алексееве (служил с 1909 по 1921 год), который до 1926 года был заштатным священником до своего вынужденного отъезда, написала его внучка Зинаида Георгиевна Миренкова, – рассказывает Василий Шкарупилый, сотрудник музея боевой и трудовой славы им. П. Т. Василенко. – Зинаида Георгиевна живет в Москве, ей 87 лет, и она член Российского Дворянского Собрания, член Российской Генеалогической Федерации, автор статей о генерал-лейтенанте, атамане Всевеликого Войска Донского Алексее Максимовиче Каледине, автор книги «Каледин. История коварного предательства». Зинаида Георгиевна – внучатая племянница по мужской линии прославленного атамана. Так случилось, что Зинаида Георгиевна ни разу не была в Васюринской, но по рассказам мамы Марии Тихоновны навсегда ее полюбила. Хочется добавить, Что Мария Тихоновна Шарапова долгие годы переписывалась с Александром Ивановичем Поповым. Ее письма – это неоценимый вклад в познании истории нашей станицы, и хранятся они в нашем музее.

На заре 20 века

– Мои родители проживали в южных областях европейской России. Отец Георгий Петрович Шарапов родился на Дону, в станице Усть-Медведицкой, в семье потомственных казаков: его старшие братья Александр и Константин участвовали в Первой Мировой войне, имели ранения и награды. Их мать Анна Максимовна (в девичестве Каледина) прошла через тяжелые испытания этой войны и особенно Гражданской, и умерла в довольно раннем возрасте. Ее муж умер еще раньше. И семья с тремя маленькими детьми оказалась на попечении сына Георгия, тяжелые были времена…

Моя мать Мария Тихоновна Алексеева (Шарапова) родилась в 1910 году в станице Васюринской, в семье священника Тихона Гавриловича Алексеева. Кроме нее в семье было три старших брата: Георгий, Лев и Павел и три сестры: Галина, Антонина и Анна, они получили педагогическое образование и работали учителями в школах. Антонина была награждена орденом Ленина. Младшая дочь Мария, окончив начальную школу в станице Васюринской, в дальнейшем училась и окончила девятилетку в городе Екатеринодаре, проявив особые способности в литературе и русском языке. Но в 20-е годы постреволюционной России дорога в высшие учебные заведения была закрыта для интеллигенции. Поэтому пробиваться в жизнь ей приходилось самостоятельно, ограничиваясь кратковременными курсами.

 

Наш дедушка Тихон Гаврилович Алексеев (1864 г. р.) родился в станице Петровской и продолжил семейные традиции, посвятив свою жизнь служению в православии. Его отец Гавриил, деды и прадеды были священниками. Младший брат Елпидифор также был священником. У Тихона Гавриловича были еще две сестры. Пелагея была монашенкой и жила в монастыре, а когда монастырь был закрыт после революции, она оказалась на улице. Старший брат Тихон Гаврилович принял ее в свою семью, выделив ей небольшую комнату, из которой она почти не выходила, по рассказам родственников. Была и вторая сестра у Т. Г. Алексеева, но она жила далеко от Васюринской, поэтому о ней и не слышали. В 2008 году я встретилась со своей двоюродной сестрой Еленой, которая показала мне открытку с надписью: «Дорогой внучечке от бабушки». Так мы узнали не только о второй сестре отца Тихона, а еще больше о его щедрой, доброй душе. В тяжелые годы революции и Гражданской войны, когда многие его родственники теряли близких им людей и крышу над головой, он, не задумываясь, всем помогал: в его доме жила вдова Н. Н. Беляевского с дочерью после его героической смерти в Армавире. Младший брат нашего деда С. Г. Устоев (псевдоним Степана Гавриловича Алексеева) приехал к Тихону Гавриловичу, и тот помог организовать производство молочных продуктов в то тяжелое время разорения, анархии и голода в стране…

Очень достойной была его матушка Мария Ильинична. По воспоминаниям младшей дочери Марии, ее мать была образованной женщиной, которая много сил потратила для создания домашнего быта и уюта не только своей семьи, но и тех родственников, которые у них проживали. После строительства дома в Васюринской Мария Ильинична вложила много сил в благоустройство прилегающей территории к их дому: были посажены не только фруктовые деревья, ягодные кустарники, но и дополняли их красивые клумбы цветов. Матушка Мария Ильинична, дружелюбно относившаяся к своим станичникам, охотно делилась с ними посадочным материалом, саженцами, семенами. Их дом был построен в 1912 году.

 К ним часто приезжали и родственники. Отец Тихон и Мария Ильинична были очень душевны, гостеприимны и часто предоставляли свой дом для попавших в тяжелую жизненную ситуацию родным и знакомым, а время было суровое, военное. В период Гражданской войны, в 1917 году, после гибели ее двоюродного брата (войскового старшины) Николая Николаевича Беляевского в городе Армавире, они приняли в свою семью вдову брата с четырехлетнею дочерью – а и своих было семеро детей. В тяжелые годы Гражданской войны (1918-1919 гг.) во время эпидемии тифа Мария Ильинична скончалась и была похоронена в ограде старого храма.

Отец Тихон. Строки сквозь время

Тихон Гаврилович Алексеев с большой душевной теплотой, вниманием и любовью относился к своим прихожанам, – вникая в их нужды и трудности нелегкой казачьей жизни, за что был горячо ими любим. Особые трудности службы священников заключаются в том, что приходится служить в разных приходах, а имея большую семью и постоянные переезды, нужно не только посвящать себя служебным обязанностям, но и заниматься вопросами семейного воспитания и образования детей – а у него была большая семья…

Т. Г. Алексеев в 1898 году был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в станице Калужской. В 1896 году (Николай II на Российский престол возведен) жители приняли решение «ознаменовать столь радостное событие устройством одноклассной церковно-приходской школы и учреждением братства во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Школа была рассчитана на 60 человек учащихся, и Т. Г. Алексеев назначен настоятелем храма, и ему выпала доля завершить строительство церковной школы.

В 1899 году, по окончании строительных работ, он был переведен в станицу Новоджерелиевскую, где и прослужил более девяти лет. А 7 марта 1924 года в станице Калужской настоятель храма отец Александр был арестован по обвинению в контр-революционной пропаганде и 11 мая 1925 года приговорен к расстрелу. В 1934 году Калужский храм был закрыт под табачный склад («Епархиальные ведомости»).

Эту политику закрытия церквей и их последующего разрушения проводила государственная власть на протяжении 20-х и 30-х годов по всей стране. Эта же участь постигла и Васюринский старинный храм. Из отрывков биографии Т. Г. Алексеева можно сделать вывод, что он, будучи настоятелем храма, не только проводил службы и требы для станичников, но также был грамотным, образованным и душевным человеком, и прихожане относились к нему с большой любовью и уважением, о чем свидетельствует запись в журнале «Ставропольские епархиальные ведомости»!

«Выражение признательности приходскому священнику. К нам поступил следующий приговор Новоджерелиевского станичного общества.

1909 года, апреля 12 дня. Мы, нижеподписавшиеся, выборные и должностные лица, составляющие станичный сбор станицы Новоджерелиевской, Темрюкского отдела Кубанской области, быв сего числа на своем станичном сборе в числе «57» человек, составляющих более двух третей из общего числа «88» человек всех выборных, имеющих право голоса на станичном сборе, в присутствии станичного атамана вахмистра Федора Пелиха, имели суждение о том, что прослужив в нашей станице 9,5 лет священник о. Тихон Алексеев сего 3 апреля уехал на новое место службы священником в станицу Васюринскую Кубанской области – к великому прискорбию всего населения нашей станицы. Отец Тихон в течение 9,5-летней службы нес по истине свято свою священническую обязанность, исполняя всегда с большим усердием и благоволением как церковное служение, так и требы прихожан, чем расположил к себе большой любовью и уважением всех прихожан, как добрый пастырь. Кроме того, о. Тихон много трудился на пользу постройки в нашей станице святой церкви во имя святого Архистратига Михаила, состоял председателем церковно-строительного комитета. Постройка церкви близится к концу.

Весть о желании о. Тихона перейти из нашей станицы сильно нас огорчила, и, провожая дорогого батюшку из станицы, мы испытываем сердечное сожаление, и из уст каждого прихожанина невольно вырываются слова, что вряд ли мы будем видеть в своей станице такого кроткого человека и истинного священника. Извиняясь перед о. Тихоном за все наши, быть может, причиненные обиды, сердечно просим не отказать и навещать нашу станицу, и мы будем до глубины души рады увидеть лицо дорогого батюшки или услышать любимый нами его голос. Кроме того, мы надеемся, что о. Тихон не оставит нашей покорнейшей просьбы и надежды в недалеком будущем возвратиться в нашу станицу и занять вновь должность священника, в том и подписуемся.

Подлинный за надлежащими подписями.

С подлинным верно.

Новоджерелиевский станичный атаман Пелихов.

Писарь Рженко. 

Судьба Стефана

Очень трогательное, душевное отношение простых казаков и казачек даже через сто с лишним лет нельзя читать без волнения и слез… Какие были люди!

Продолжая пастырское служение в станице Васюринской, протоиерей Т. Г. Алексеев очень душевно, тепло относился к своим прихожанам. Но не только духовное окормление волновало его. В тяжелые военные годы Первой Мировой войны, когда казаки были призваны на фронт, и вся тяжесть того времени легла на плечи женщин и стариков, большую ответственность за душепопечение своей паствы чувствовал отец Тихон. А последующая Гражданская война добавила большой хаос в стране и голод, унесший миллионы людей. Возник вопрос решения продовольственной программы, когда тысячи городских жителей стали переезжать в богатые хлебом станицы Дона и Кубани.

Младший брат Тихона Гавриловича Стефан Гаврилович с детства больше увлекался техникой. Его отец Гавриил Алексеев, также священник, видя наклонности Стефана к техническим наукам, направил сына на учебу в Берлин, где Стефан успешно закончил университет. Кроме студенческих занятий он активно посещал выставки, интересовался новейшими достижениями, потому что она, безусловно, опережала уровень развития отечественного производства. Имеются также сведения, что, находясь за границей, Стефан Алексеев, посещая студенческие сходки, познакомился с В. И. Ульяновым, который в это же время находился в Берлине. Во время обучения в университете Стефан много времени уделял вопросам  производства продовольствия в сельской местности, а именно – производства мясомолочной продукции и переработки молока, которого было в избытке на Кубани, в высококачественные продукты: сыры, масла, сметана, простокваша, кефир, творог и прочее. Но для этого необходимо было знать технологии производств и иметь высокотехнологичное оборудование, которого тогда еще в России не было. Поэтому ему пришлось провести титаническую работу и по изучению, а в дальнейшем – и по приобретению такого оборудования за рубежом. Ко всему этому нужно было подготовить и высокоспециализированных мастеров. В тяжелые годы Гражданской войны (1917-1920) страна испытывала большие потрясения, что спровоцировало голод, унесший миллионы жизней. Вышедшая в 1921 году книга С. и Н. Устоевых «Сыроварение» была очень актуальна. С очерком молочного хозяйства, овцеводства, справочником-атласом рисунков и чертежей. По технологиям, разработанным авторами, изготовлялись лучшие сыры, разные сорта масел – парижское, нормандское, экспортное и прочие, а из молочных продуктов: сметана, простокваша, кефир, творог и другие. Вся молочная продукция не уступала заграничным аналогам и пользовалась большим спросом за рубежом. Высокую оценку трудам С. Г. Устоева дали специалисты этой отрасли, где указывают, что наши сыры не уступали европейским стандартам, в частности, швейцарским сортам.

Практически С. Г. Устоев наладил это производство и в станице Васюринской. Тихон Гаврилович Алексеев помогал брату Стефану, предоставил свои помещения для производства сыров, нужно было найти общежитие для рабочих, и они на это время (два года) освобождались от действительной службы в армии. Был организован и сыроваренный поезд в три вагона для помощи населению, снабжению сложным техническим оборудованием, а также обучению его сложным технологическим производствам продуктов молочного хозяйства. Первые партии полученных молочных продуктов: сыры, масло, кефир, сметана, и прочее С. Г. Устоев сам отвозил в Москву, где работал в Главпрофобр, в отделе сельскохозяйственных учебных заведений. Это было в 1921-1922 годах, но обратно он не вернулся, и тогда забеспокоился его старший брат Тихон Гаврилович, и послал в Москву запрос, и ему ответили, что С. Г. Устоев уехал на Север. Но уехал он не по своей инициативе, а был репрессирован новыми властями и выслан. В период 1922-1923 годов, как мы знаем, шла отчаянная борьба между высшим руководством страны, тяжелобольной Ленин был отправлен в Горки, руководство страной принял И. В. Сталин. Все сторонники и соратники Ленина срочно устранялись, в лучших случаях их отправляли в тюрьмы или на поселения на Север или в Сибирь. Других сразу же расстреливали. Вскоре в Васюринскую пришло письмо от эскимоски (так называла Мария Тихоновна жену Стефана Гавриловича), что у Стефана Устоева родились сыновья-близнецы. Но сам Устоев с семьей в Васюринскую не приезжал, видимо, боялся ареста, чтобы не навлечь на остальную большую семью Алексеевых опасность, а начинался уже «большой террор» в стране, когда без всякого суда и следствия, и самое главное – отсутствие преступления – мог быть убит любой человек. Пытаясь узнать дальнейшую судьбу С. Г. Устоева, в Государственной Публичной исторической библиотеке России я нашла книгу С. Г. Устоева «Хлопководство в Казахстане» (г. Алма-Ата, 1929 год). Привожу короткий отзыв автора из этой книги.

 «В хлопковом деле за декабрь 1926 года помещена была моя статья об азотистых удобрениях под хлопчатник, где подводится итог работы нашим опытным хлопководческим станциям. Самим мною производились первые опыты по внедрению культуры хлопчатника в Кубанской области. Теперь уже строятся заводы азотистых удобрений в Средней Азии, в Кубанской области организованы хлопковые совхозы на 1000 га, пересадочной культурой хлопчатника занимаются не на десятках, а на тысячах га.»

На основании приведенных материалов можно сделать вывод о дальнейшей судьбе этого человека – ученого широкого профиля. В годы Гражданской войны, когда голод и смерть охватили всю территорию советской России, он стал заниматься главным вопросом того времени – вопросом продовольствия, за что он был арестован и сослан в места столь отдаленные. Возвращаться в родные края не мог по вполне понятным причинам. Он принимает решение: отправить жену с двумя малолетними детьми в эмиграцию, и Мария Тихоновна рассказывала нам, что дети уехали в Париж, как и многие русские, спасаясь от наступившей анархии и террора в стране. Сам же решил служить своему Отечеству до конца, его вторично арестовали и сослали еще дальше, в Казахстан, где он стал заниматься хлопководством, и в 1926 году издает книгу и живет там до 1930 года, как сам он пишет. Его дальнейшая судьба пока нам неизвестна.

Спасли станичники

 Семья Т. Г. Алексеева с детьми и внуками проживала еще в своем доме некоторое время. В период Гражданской войны (1917-1922 годов), когда шло массовое истребление священников и тотальное разрушение православных церквей и храмов по всей стране, было несколько арестов и покушений на священника Тихона Гавриловича Алексеева, но его спасали станичники. Однако начавшийся массовый террор в стране в середине 30-х годов, сопровождавшийся одновременно уплотнением квартир в городах и столицах и выселением из частных домов в поселках и станицах по всей территории России, докатилось до станицы Васюринской. Администрация станицы выселила семью Т. Г. Алексеева с дочерьми и четырьмя внуками.

Т. Г. Алексеев, очутившись с малолетними внуками на улице, был вынужден искать себе пристанища в других местах. Вскоре началась Великая Отечественная война с фашистами. Отец Тихон, исполняя свой пастырский долг, помогал раненым и умирающим русским воинам во время этой войны. Тяжелые и жестокие годы войны заставили не только солдат, но и высший комсостав обратиться к Божьей помощи: многие имели при себе крест православный или иконку. Возобновилось богослужение в храмах.

В заключение нужно сказать, что Тихон Гаврилович Алексеев с честью прошел свой жизненный путь. И был любим и уважаем прихожанами, станичниками, во время Гражданской войны потерял трех сыновей, в Первую Мировую благословлял земляков на защиту своего Отечества. В 1916 году отец Тихон получил высочайшую награду: СТАВРОПОЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ (издание еженедельное), № 5, 29 января 1917 года – Отдел официальный, Высочайшие награды:

«ВЫСОЧАЙШЕ НАГРАЖДЕНЫ 1 ноября 1916 года орденом Святой Анны III-й степени священники: Ставропольского Троицкого собора Георгий Акимов; станицы Васюринской, Кубанской обл. Тихон АЛЕКСЕЕВ; села Лопанского, Ставропольской губернии – Александр Беликов; станицы Екатериновской, Кубанской области – Александр Минерзин; и села Солдатско-Александровского Ставропольской губернии Григорий Флегинский». Вот, пожалуй, такой вклад был сделан Тихоном Гавриловичем Алексеевым в развитие станицы Васюринской, а построенный им дом для семьи служит станичникам почтой уже больше 100 лет… а многие жители станицы об этом и не догадываются. Хорошо бы было разместить табличку на этом доме, чтобы молодежь знала о своих достойных предках.

Прошлое нельзя забывать

В Москве, около храма «Всех Святых», что на Соколе, в феврале 1915 года было открыто Братское кладбище для захоронения погибших в боях и умерших от ран воинов в Первой мировой войне, а также были захоронены жертвы Гражданской войны. Кладбище просуществовало с 1915 по 1980 годы, когда, готовясь к Олимпиаде 1980 года, руководством города было принято решение его ликвидировать, чтобы оно «не раздражало» приехавших гостей-участников Олимпиады. Безусловно, были уничтожены не только памятники и надгробия русских героев, отдавших свои жизни на благо Отечества, но еще больше разрушается любовь и память к своим предкам и героям Отечества. А на территории Братского кладбища появился московский городской парк с развлекательными детскими площадками. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.  Вспомним у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

Практика уничтожения кладбищ, храмов и организации на их территории парков отдыха с соответствующими развлекательными, увеселительными формами – танцевальные площадки, кафе практиковалась часто в советское время. В настоящее время на территории Братского кладбища (а теперь московского городского парка) восстанавливают прошлое: на месте снесенной часовни, установленной в 1915 году, снесенной в 1925 году, и в наши вновь восстановленной на центральной аллее установили памятный знак в виде Готской колонны с надписью «ПАВШИМ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1914 – 1918». Здесь теперь проходят торжественные поминальные мероприятия. В центре парка возведена часовня с перезахоронением праха бывшего командующего русской армии, Великого князя Николая Николаевича Романова, с проведением ежедневных богослужений. На территории парка установлены и памятные плиты с именами погибших с проведением памятных богослужений.

В заключение хочется сказать, что при реконструкции Васюринского парка нельзя забыть и не отметить то место, где раньше стояла церковь, вблизи нее находились могилы, к которым можно было бы прийти, и поклониться, и вспомнить людей, послуживших процветанию станицы. Прошлое нельзя забывать. Как и славные имена людей, достойных памяти и уважения, сделавших очень много для своего Отечества и для своей станицы. На этом можно и нужно молодежь воспитывать, чтобы они не были Иванами, не помнящими своего родства. Тем более что станица недалеко от Краснодара, где в государственном архиве можно легко найти своих предков, их послужные списки, награды, полученные ранения и увечья, и воспитывать на их героических примерах потомков. Сейчас, в тяжелое для страны военное время, мы с благодарностью вспоминаем наших предков, которые, будучи патриотами, все силы отдавали развитию и процветанию Отечества в мирное время, а в тяжелые дни раздоров и нападения вражеских сил вставали на защиту Русской земли, не жалея своей жизни. Самыми многочисленными среди Российского казачества были донские и кубанские казаки, которые отличились и в Первой мировой войне, и в Гражданской. Последние десятилетия идет активный пересмотр исторических событий того периода и вспоминают своих забытых, порой оклеветанных героев.

Зинаида МЕРЕНКОВА.

(печатается в сокращении).

Станица Васюринская – Москва.