Юрий Александрович Тяпченко родился 26 марта 1938 года в станице Новотитаровской. Вчера ему исполнилось 87 лет.
Окончив с отличием школу, Юра пытался побыстрее найти свой путь в жизни, так как родителям кормить и одевать нас в те времена, несмотря на тяжелый труд в колхозе, было очень трудно. У моих родителей Александра Ивановича и Антонины Архиповны Тяпченко было трое сыновей – Борис, Юрий, я – Женя, и дочь Людмила.
Когда Юра неожиданно узнал от двоюродного брата Кости из Новороссийска о спецшколе ВВС в городе Краснодаре, он решил стать ее курсантом.
Здесь надо сказать, что создание двадцати муниципальных школ ВВС в составе восьмого, десятого классов было предписано постановлением правительства СССР. В школе преподавали замечательные педагоги, боевые летчики. Многие выпускники школы стали Героями Советского Союза, около 50 – генералами, более ста получили почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Спецшколы ВВС окончили 18 будущих космонавтов. А в 1955 году Никита Хрущев, амнистировавший бандеровцев, закрыл эти школы. Еще тогда Юрий считал эту акцию ошибочной, так как спецшколы фактически формировали офицерскую летную элиту Вооруженных сил СССР.
После закрытия школы ВВС Юра вернулся в школу станицы Новотитаровской, где ее и окончил с серебряной медалью. Куда поступать дальше, Юра решал с Владиславом Яцубой по рекомендациям одного из школьных друзей, золотого медалиста Бориса Морошкина. Он учился в московском энергетическом институте (МЭИ). От него ребята узнали, что в этом институте есть факультет, связанный с авиацией.
Юрий и Вадик решили поступать в МЭИ. Первым отбыл Вадик. Он поступил, как медалист-отличник. Прошел без заминки. За ним уехал Юрий.
Трудно дался отъезд нашим родителям. Денег в колхозе не платили. Их можно было получить только на рынке, продавая домашнюю сельхозпродукцию. Родители сделали все, чтобы Юра смог поехать в Москву. Снабдили салом, хлебом, куриными яйцами и отправили в неизвестное. Ехал в общем вагоне на третьей полке. На вокзале его встретил Владислав и отвез в общежитие. С его помощью Юрий быстро устроился.
Экзамены шли тяжело, сдал их, получив все четверки. Балл полупроходной. Надо было ждать следующий поток. Денег у него оставалось только на обратную дорогу. Есть было нечего, ходил в столовую и ел хлеб с горчицей, часто покупал рыбий жир в аптеке, капал его на черный хлеб и посыпал солью. Хлеб и горчицу в то время в столовых давали бесплатно.
Ожидание было томительным. В общежитии жили вчетвером. Один абитуриент был сыном директора хлебокомбината, второй – крупного партийного руководителя, третий – сыном промышленного чиновника.
Юра почти смирился, что не поступил, но ждал и дождался. Из всей четверки был принят только он один!
Итак, в 1955 году Юрий стал абитуриентом одного из ведущих вузов Москвы и СССР.
Поступив в институт, Юрий узнал, что в МЭИ не была выполнена разнарядка по приему бедноты, а он как раз был отнесен к этой категории. Ему повезло, и он понял, что в нашей стране существовала справедливость. Вот поэтому мой брат Юрий и я с большим уважением относимся к советскому периоду нашей истории.
Для крестьянской семьи обучение детей в высших учебных заведениях тогда упиралась в большую проблему – денежную. Рабочие получали зарплату, а крестьянам за работу ставили палочки, называемые трудоднями. На трудовые дни выдавали продукты: подсолнечное масло, пшеницу, кукурузу, сахар и другое, что производилось в конкретном хозяйстве. Деньги появлялись у тех, кто что-то продавал.
У нас при доме был огород. Там мы выращивали огурцы, помидоры, лук, чеснок и другие овощи. Все это было на поливе, наш огород располагался на берегу реки Понуры. Я работал в колхозе, у меня был мотоцикл ИЖ-Юпитер с коляской. На нем выращенные овощи возили в Ейск, там они были дороже, чем в Краснодаре. Вырученными деньгами и посылками из дома мы помогали Юрию.
Заканчивая институт Юрий готовил дипломную работу в Воронеже. Должен был отправиться в Китай. Но не судьба, его перевели в летно-исследовательский институт в закрытый город Жуковский. Приняли в лабораторию, которая вела очень секретные работы по пилотируемой космонавтике. Я был в той лаборатории, но чтобы туда попасть, надо было пройти три пункта охраны.
12 апреля 1961 года Юрий был направлен на испытания космического корабля в ныне известный во всем мире город Королев в Подмосковье. В этот день во время испытаний он впервые увидел, как работает система, созданная коллективом, в котором начал космическую карьеру. Как рассказывал Юра, когда на приборной доске загорелся один из сигнализаторов, от неожиданности он едва не свалился с испытательной площадки. Здесь он и узнал о полете Юрия Гагарина! Ведь была такая секретность, что даже работающие непосредственно в космической отрасли часто не знали, что делается рядом. Испытания группы были экстренно прекращены, так как оказалось, что находящийся на орбите космический корабль «Восток» мог принять команды, которые во время их испытаний подавались по командной радиолинии. Последствия могли быть непредсказуемыми. Так и началась у Юрия жизнь, посвященная пилотируемой космонавтике.
Прошло много лет, и Юрий Александрович Тяпченко побывал на разных должностях. Был заместителем главного конструктора, заместителем директора специализированного опытного конструкторского бюро космической техники научно-исследовательского института авиационного оборудования, стал кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником, академиком Российской академии космонавтики и Международной академии информатизации, главным конструктором ЗАО «Научно-технический центр Альфа М». Юрий был научно-техническим руководителем работ по многим системам отображения информации, в том числе российского сегмента Международной космической станции (МКС) и корабля «Союз ТМА», он – участник всех пилотируемых космических программ. Многократно бывал на космодроме Байконур, по космических делам ездил во Францию и Китай. Им выпущено более 100 научных отчетов, опубликовано более 30 научных статей, сделано 5 докладов на международных конференциях, получено более 20 авторских свидетельств на изобретения. Написаны три книги о космонавтике. За вклад в пилотируемую космонавтику Юрий Александрович награжден орденами Красного Знамени и Знаком почета, юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «Ветеран труда», тремя медалями ВДНХ, знаком «Изобретатель СССР», орденами Ю. А. Гагарина и С. П. Королева.
Выйдя на пенсию, Юрий не оставлял свой пылкий ум в покое. Непосредственно под его руководством была разработана оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку. За выполненный проект Юрия Александровича наградили почетным подарком – автомобилем «Жигули».
Евгений ТЯПЧЕНКО.
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани.
Станица Новотитаровская.
Читайте другие материалы рубрики: Общество