Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Троицкая родительская суббота – 7 июня
06.06.2025 10:31
Усть-Лабинский опытный ремонтно-механический завод ускорит изготовление оборудования для элеваторов
06.06.2025 11:14

Петр Дынько: жизнь, прерванная войной

Петр Дынько: жизнь, прерванная войной

С черно-белой фотографии на меня смотрит молодой красивый парень – курсант. Бабушка очень любила эту фотографию. «Петя», – ласково говорила она. Теперь эту фотографию люблю и я. Петя был старшим братом моей бабушки.

Петр Никифорович Дынько родился в 1920 году в станице Новотитаровской. Отец Петра служил в милиции, а затем – в органах прокуратуры, и семья часто переезжала по долгу его службы. Так, в 1937 году Дынько осели в станице Ладожской, где Петр окончил школу.

Петр был творческим человеком. Он очень хорошо рисовал, особенно у него получались портреты.

Переехав на новое место, Петр сразу пошел в местный Дом культуры и записался на занятия в драматическом кружке. В августе 1939 года драмкружок ставил пьесу «Любовь Яровая», в которой Петру досталась роль казака.

Осенью 1939 года Петр уехал в Киев и поступил во 2-е Киевское артиллерийское училище, откуда часто писал письма и присылал фотографии своим родным.

А 16 марта 1937 года приказом НКО СССР № 36 2-я Киевская артиллерийская школа была переименована во 2-е Киевское артиллерийское училище.

С началом Великой Отечественной войны 22 июля 1941 года на основании Директивы Генерального штаба Красной армии № ОРГ/639-1941 2-е Киевское артиллерийское училище было передислоцировано в Приволжский военный округ и разместилось в селе Разбойщина Саратовской области. Перед командованием поставлена сложная задача налаживания учебного процесса. За период с первого дня войны по 15 сентября 1943 года училище подготовило 5670 офицеров. В мае 1944 года училище было переведено снова в Киев.

2-е Киевское артиллерийское училище Петр окончил досрочно в июне 1941 года и сразу же был призван в Красную армию в звании лейтенанта. По плану выпуск курсантов 2-го Киевского артиллерийского училища должен был состояться лишь 1 сентября 1941 года в соответствии с пунктом 8 Приказа Народного комиссара обороны СССР маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова

№ 224 от 29.09.1938 года «Об установлении двухгодичного срока обучения в сухопутных военных училищах и порядке их комплектования». Курсанты этого выпуска были последними из тех, кто получил свое первое офицерское звание лейтенанта в период дислокации военного училища в довоенном Киеве, и дальнейшая судьба большинства из них была трагичной.

В июне 1941 года была сформирована 190-я стрелковая дивизия, которая входила в 49-й стрелковый корпус Киевского особого военного округа 6-й армии. Дислоцировалась в районе

Черкассы и Смела. В состав 190-й стрелковой дивизии входил 391 гаубичный артиллерийский полк, куда и был направлен кадровый офицер, лейтенант Петр Никифорович Дынько командиром взвода.

До начала июля части 49-го стрелкового корпуса, составлявшего резерв Юго-Западного фронта, начали передвижение эшелонами по железной дороге в район боевых действий. На

25 июня дивизия сосредоточилась в районе Ягельница.

Проиграв приграничные сражения, Юго-Западный фронт начал 30 июня отступление на восток в попытке закрепиться на старой советской границе. Войска фронта были изрядно потрепаны, восемь мехкорпусов фронта были разгромлены или понесли серьезные потери в приграничных сражениях, танков оставалось очень мало. Закрепиться не удалось, фашисты рвались к Киеву, 16 июля танковый клин противника рассек у Белой Церкви фронт надвое, на южном фланге были отрезаны две армии, 6-я под командованием Музыченко и 12-я под командованием Понеделина.

В образовавшуюся севернее Киева брешь шириной 90 км фашисты ввели танковую группу и начали заходить в тыл 6-й армии, а с юга в тылы 12-й армии рвалась немецкая группа «Юг», прорвавшая оборону на Днестре. В районе Винницы 12-я армия упорно сопротивлялась, чудом избежав окружения, и 18 июля начала отходить в район Умани.

Попытки командования фронта организовать 22 июля контрудар силами 26-й армии с севера и 2-го механизированного корпуса с юга и ликвидировать брешь успеха не имели, противника потеснили, но разрыв фронта не ликвидировали.

Директивой Ставки 25 июля 6-я и 12-я армии были переданы в состав Южного фронта, что привело к трагическим последствиям. Армии лишились управления и поддержки авиации Юго-Западного фронта, а командование Южного фронта оказалось неспособно организовать управление переданными войсками и до 27 июля реальной помощи им не оказывало. Армии оказались брошенными и самостоятельно пытались организовать оборону в сужающемся «котле». Образовав подвижную группу «Ланг», противник 26-27 июля прорвал оборону 12-й армии и вошел глубоко в тыл советским войскам, вследствие чего их управление в районе Умани было дезорганизовано.

Ставка и командование фронтов вовремя не оценили

надвигающуюся катастрофу и не дали команду на отвод войск, в результате 29 июля фашисты замкнули кольцо окружения. Командование Южного фронта запретило отводить войска и дало команду идти на северо-восток на соединение с 26-й армией, но сделать это 1 августа уже было невозможно. Музыченко принял решение прорываться на юго-восток, но и здесь уже были плотные заслоны противника.

Войска 6-й и 12-й армий 3-6 августа предпринимали ожесточенные попытки прорвать кольцо окружения, помощи извне не было, силы войск таяли, и 7 августа они в районе лесного массива «Зеленая брама» были разбиты, вырваться удалось только нескольким разрозненным группам.

190-я стрелковая дивизия погибла в битве за Киев в «Уманском котле» и была окончательно расформирована 19 сентября 1941 года.

В «Уманский котел» попали соединения 6-й и 12-й армий и 2-го мехкорпуса общей численностью 158 тысяч человек. Из окружения поодиночке или небольшими группами вышли около 11 тысяч человек примерно на тысяче автомобилей. Немцы заявили о захвате более 100 тысяч пленных.

Большинство сдавшихся не пережило плена. Захваченных согнали в карьер кирпичного завода, получивший неофициальное название «Уманской ямы». Там собрали около 70 тысяч человек. Людей держали под открытым небом, пищу они впервые получили только 13 августа после того, как в концлагере начался бунт. Воды не давали тоже, пленные пили дождевую воду. Волнения пресекались пулеметным огнем.

«Уманский котел» стал одной из крупнейших трагедий Красной армии в Великой Отечественной войне.

По данным Министерства Обороны РФ Петр Никифорович Дынько пропал без вести в сентябре 1941 года. Нам доподлинно неизвестно, погиб Петр в бою или умер в плену, а возможно, был расстрелян. Но мы точно знаем, что он прошел через горнило сражений, проявляя мужество и верность боевому братству. Его путь – это череда подвигов, совершенных во имя защиты Родины и ее народа. Он был не просто солдатом, а настоящим патриотом, для которого честь и долг были превыше всего.

Петру был всего 21 год, он так и не успел обзавестись семьей. Но для меня он навсегда останется героем, а его фотография занимает одно из почетных мест на стене в моем доме.

На мемориале у Вечного огня в станице Ладожской увековечено имя «Дынько П. Н.». Каждый год 9 мая мы возлагаем цветы к мемориалу, с благодарностью и вечной памятью нашему герою, который защитил мир и принес нам свободу.

Диана МУРАВИЦКАЯ.

Краснодар – Новотитаровская.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.