


В год 90-летия районки продолжаем публиковать откровения и воспоминания наших ветеранов-трибуновцев.
Встречайте, сегодняшний гость редакции – Лариса Ивановна Новосельская (Карабут), Заслуженный журналист Кубани, «Золотое перо Кубани», член Союза российских писателей, автор журналов «Знамя», «Юность», «Дружба народов» и двух книг прозы «Бедные мы, бедные» и «Высокая желтая нота».
– Лариса Ивановна, скажите, чем Вас привлекла профессия журналиста?
– Не буду скрывать, в профессию, которая стала делом всей жизни, я попала случайно. Пробу пера – рецензию на фильм «12 стульев» – опубликовали в многотиражке Кубанского госуниверситета, где я училась на филологическом факультете. Наверное, эта проба мне понравилась еще и потому, что сделала звездой курса. «Виноват», конечно, был не рецензент, а режиссер Леонид Гайдай, все работы которого тогда, в 1970-е, как и сегодня, принимались на «ура». Но быть в центре внимания мне понравилось.
Поэтому, когда я попала в город Йошкар-Олу по распределению в МГУ (Марийский государственный университет) на кафедру литературы и увидела на красивом старинном здании вывеску «Марийская правда», ноги сами привели в коллектив, где меня встретили очень тепло и душевно, говоря: «К нам такая хохотушечка приехала!»
Редакция республиканской газеты и стала моим журналистским университетом. Я сразу получила в ней кредит доверия – вела еженедельную страницу «Огни Йошкар-Олы» – предшественницу редакторства в газете «Вечерний Краснодар», получила предложение из Москвы стать собкором газеты «Советская культура» по МАССР.
И… по множеству личных причин вернулась домой, на Кубань, где пришлось начинать все с начала, с районной газеты. Главный редактор «Трибуны» Виктор Поликарпович Ольховский даже не стал задавать мне вопросов. Да их и не возникало, меня, местную, многие знали. В том числе и первый секретарь райкома КПСС Николай Игнатович Кондратенко.
А «Марийская правда» – это случайность, как всем казалось. Молодежь тогда часто срывалась с насиженных мест – это было не только модно (смотрите старые фильмы), но и соответствовало душевному порыву: надо обустраивать огромную страну. Сибирь в разных вариантах ждала и звала всех энергичных и наивных.
Но отвечу на ваш вопрос: чем привлекла профессия журналиста? Общительностью, возможностью поделиться своими впечатлениями и выводами. Вовлеченностью в общие дела, сознанием, что ты к ним причастен. Едва на стройке заложили фундамент – там уже открыт корреспондентский пост, идут ежедневные сообщения о ходе работ.
А встречи с интересными людьми? Каждый со своей судьбой, победами, поражениями. А разговоры «за жизнь» на полевых станах? Неслучайно почти каждый писатель – бывший газетчик.
… Одно время прошел слух, что районные газеты будут закрывать – вот это было бы горе. Потому что нет ближе человеку, чем районка, где можно узнать все обо всех, и о себе тоже…
А сколько сюжетов для рассказов подарила мне газета! Кстати, Чехову, который лечился в Ницце, его отец регулярно высылал свежие номера «Таганрогского вестника». В них писатель находил сюжеты. Правда, не все его рассказы нравились землякам. Антону Павловичу даже не советовали появляться на Родине, так беспощадно и остроумно описал он обывателей.
Я тоже помню за собой грешок: в статье на темы морали рассказала об одном семейном инциденте, не скрывая подлинных имен. На меня обиделись, и правильно сделали. Журналисту надо быть осторожнее с героями своих публикаций. И не считать себя судьей последней инстанции. Так что мой завет молодым коллегам: к людям относиться бережно.
И вместе с тем замечу, что мой первый «настоящий» рассказ был опубликован как раз в «Трибуне». И надо сказать, именно он до сих пор побеждает на российских литературных конкурсах и первым номером вошел в мою первую книгу.
– Кого из сотрудников «Трибуны» Вы считаете своими учителями?
– Философ писал, что каждый человек, встреченный на жизненном пути, для тебя учитель. Так и есть. Скажу о тех, кого помню и люблю. Прекрасно мне работалось с Родионом Голубевым, Александром Лизуновым, Иваном Поповым, Владимиром Деришевым, Ларисой Пропищиной, Анатолием Цымбалом, Николаем Бойко. Юрия Павловича Стукало никогда не называли только по имени, хотя пост он занимал скромный: корректор. Этот странный одинокий человек был самым начитанным в редакции. С ним можно было обсуждать любые новинки литературы, не говоря уже о классике. Как и с Иваном Скоркиным, который писал очень неплохие стихи.

С октябринами сына молодую семью Новосельских поздравляют Виктор Поликарпович Ольховский, редактор газеты «Трибуна», сотрудники.
Оригинальной личностью был и фотокор Жора Шепетина. Краснодарец, он ездил на работу в Динскую на стареньком «Запорожце» с огромной дырой в днище и, как уверял всех, тормозил ногой.
С такими кадрами «Трибуна» была легкой, интересной газетой, а не просто «органом райкома КПСС». Все незаурядное, оригинальное тянулось к ней. Часто появлялся кинолюбитель Валерий Петровский. Не на бумаге, а на кинопленке он подробно запечатлел историю района, создал портреты его выдающихся людей.
– Расскажите о своей жизни после «Трибуны».
– Дальнейшая моя жизнь складывалась уже не случайно, а осознанно. Сначала работа в краевых газетах: «Советской Кубани», «Краснодарских известиях», «Кубанских новостях» – и, когда пришло и позволило время, частный бизнес – открытие своей газеты, даже нескольких, потом небольшого книжного издательства. Так что в НЭПе я поучаствовала, и не верьте тому, кто говорит, что легка жизнь предпринимателя. Несколько лет возглавляла представительство Союза российских писателей по Краснодарскому краю.
А напоследок я скажу: журналистика – это не профессия. Это призвание. Слушайте себя и получайте профессию – любую. Если вы ее полюбите, то и хорошо, толково, со знанием дела будете писать.
Беседовала Наталья КОРЯВАЯ.
Фото из личных архивов Ларисы НОВОСЕЛЬСКОЙ и Сергея ОЛЬХОВСКОГО.

Пусть добром наполняется сердце
От красиво написанных строк.
Ты открыла поэзии дверцу,
От которой уйти я не смог.
Ты газета Динского района,
Рупор наш, нашей светлой души!
Я читаю тебя часто дома,
И прошу: ты нам больше пиши!
Для народа и только с народом
Креативных желаю идей!
Радуй нас с каждым прожитым годом,
Для достойных, хороших людей.
От статей замирает дыхание,
Нотки в них и любви, и добра.
Это правды и чести вещание,
Это гордое слово «Ура!»
Словом русским нас всех согреваешь,
Дальше будем с ним вместе идти.
Девяносто, ни много ни мало,
Век «Трибуны» еще впереди!
Евгений КАРАЧЕВ.
Село Красносельское.
Читайте другие материалы рубрики: Общество
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.