Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
А судьи кто… неожиданное продолжение
22.02.2011 09:40
«Память Афгана – боль Афгана»
22.02.2011 14:30

Ася Сунцова – наш товарищ боевой!

Ася Сунцова – наш товарищ боевой!

Завтра ветерану трудового фронта Анастасии Степановне Сунцовой исполняется 90 лет!

Она награждена медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», пятью юбилейными медалями.

В уютном небольшом доме на улице Станичной районного центра проживает наша героиня. Дорожка к крыльцу расчищена от снега. На фасаде цифра 1958. Это год постройки семейного гнездышка. А вот и сама хозяйка. Худенькая, подвижная, приветливо приглашает в дом. Белизна седых волос ее нисколько не старит, а, наоборот, украшает. Мы давно знаем друг друга. И каждый раз при встрече она обнимает меня как сына. Говорит добрые слова. Жалеет, что я взвалил на себя заботу о ветеранах.

Удобно усевшись на диване, мы, не торопясь, ведем беседу.

– Говорок-то у Вас, Ася Степановна, не кубанский, а скорее всего вятский. Откуда родом?

– Родилась я в деревне Вшивково Кировской области. Не пугайтесь, вшей как раз в нашей семье не было, хотя родители имели восьмерых детей. Хозяйство держали большое. Отец, Степан Ильич, выделывал шкуры. Брат шил сапоги, сестра портняжничала. Еще один брат, тот вообще был профессиональным, как сейчас говорят, «модельером». Потом, во время войны, он на Дальнем Востоке шил военную форму для солдат Красной Армии.

– Вы, наверное, были избалованы нарядами?

– Я всегда одевалась хорошо. А когда работала в редакции, все девчата пользовались моим пальто, если надо было съездить в райцентр.

– Это для меня ново, я не знал, что Вы работали в редакции. Расскажите, пожалуйста.

– Я попала туда случайно. После окончания педагогического училища пришла в райком комсомола с просьбой, чтобы меня направили учителем начальных классов куда-нибудь в глубинку. Во время беседы с секретарем райкома зазвонил телефон. Редактор местной газеты просил подобрать подходящую кандидатуру на должность корректора. «Я не знаю, что делает корректор, – ответил райкомовский работник, – но, думаю, сидящая передо мной девушка вам подойдет».

– И Вы согласились?

– Не только согласилась, но и проработала в редакции много лет. Началась война, мужчины ушли на фронт. А мы продолжали выпускать газету. В 1943 году меня пригласили в члены КПСС и назначили редактором районки «Вожгальский колхозник». Позже меня пригласили работать в райком партии помощником первого секретаря.

– Расскажите, как складывалась Ваша семейная жизнь?

– Еще до войны я вышла замуж за парня, с которым училась в одной школе. Он окончил медучилище и работал доктором. В 1940 году родилась дочь Эмма. К сожалению, во время Великой Отечественной войны муж погиб в боях подо Ржевом. Второй мой муж Аркадий Анатольевич Кулябин тоже воевал. Служил в стрелковом полку, награжден орденом Красной Звезды. Был учителем немецкого языка. Очень хозяйственный и деловой человек. Это он построил дом и времянку. От совместного брака родился сын, а потом еще и дочь Татьяна. Инициатором переезда на Кубань был Аркадий, за что я его мысленно до сих пор ругаю. Не надо было нам сюда переезжать.

– А что, разве плохо сложилась здесь Ваша судьба?

– Да нет. Но родина есть родина, хотя и малая. Помню, тогда приезжали к нам в гости муж с женой с Кубани, работали они специалистами в свиносовхозе. С упоением рассказывали, как на юге хорошо. И муж мой загорелся: «Давай уедем и все». Так мы и оказались в Динской.

– Извините, нескромный вопрос. Когда и при каких обстоятельствах Вы из Анастасии вдруг превратились в Асю?

– Опять дело случая. Когда приехала в Динскую и пошла в райком партии становиться на партийный учет (было это в 1949 году), заведующий общим отделом, я не помню его фамилии, внимательно ознакомился с моими документами и предложил работать статистом в райкоме партии. Только уж очень не понравилось ему мое имя Анастасия. «Уж больно длинное, – сказал он, – сделаем его покороче, будем называть тебя Ася». Я, конечно, растерялась, но не возразила. Все остальные работники, после того как он меня представил коллективу, подумали, что это действительно мое настоящее имя, и стали называть меня так.

– Вас еще называли «ходячей энциклопедией»?

– Да! У кого возникали какие-либо вопросы, всех посылали ко мне. Я работала библиотекарем, методистом кабинета политпросвещения при райкоме партии. Тогда проводились занятия, многие учились заочно. Писали курсовые, рефераты. Нужна была литература, и я им оказывала помощь.

– Это верно. И я обращался к Вам, когда учился на отделении журналистики в Ростове-на-Дону.

– Помню, помню. Кроме этого мы на общественных началах работали в профсоюзе. Вы – председателем райкома профсоюза работников культуры, а я – казначеем.

– Кстати, Вы много лет пели в хоре и, помнится, были инициатором его создания в Динской.

– Однажды я была в составе районного жюри при проведении смотра самодеятельных хоров. Прошел конкурс. А секретарь райкома, обращаясь ко мне, сказал: «Во всех станицах есть хоровые коллективы, а у нас, в Динской, нет. Вот Вы, Ася Степановна, хорошо поете, не могли бы Вы собрать женщин и создать хор?» Меня обрадовало такое предложение. У меня в доме давно собирались подруги на спевки. И баянист был. Мы с удовольствием согласились спеть на настоящей сцене. Позже на его базе был создан хор «Красная гвоздика», который прекрасно выступает по сей день.

– Скажите, Ася Степановна, Вы сами верите, что Вам столько лет? Как Вы себя чувствуете, не болеете?

– Никогда не думала, что я столько проживу. В детстве очень сильно болела. Родители опасались отдавать меня в школу. Но я прильнула к ногам учительницы и слезно попросила: «Возьмите меня в школу». И меня взяли. Болезнь как отрезало. Училась только на «отлично». Что произошло со мною, не знаю, но я до сих пор не обращалась за помощью к врачам. Читаю без очков. Далеко, правда, плохо вижу. Да и память уже не та, все забываю. Ходить далеко не могу. Скучновато, общения не хватает. Дочь заботится обо мне, приглашает к себе жить, но я пока не соглашаюсь.

Беседа наша подходила к концу, и я не переставал удивляться ее оптимистическому настрою. Она много улыбалась, шутила. И это, наверное, главный секрет ее долголетия.

Уважаемая Ася Степановна! Совет ветеранов госучреждений сердечно поздравляет Вас с 90-летием! Желаем крепкого здоровья. Пусть по-прежнему Вас окружают родные, друзья. И пусть вдохновение не покидает Вас никогда!

Анатолий ЦЫМБАЛ.

Председатель первичной организации совета ветеранов госучреждений.

Фото из семейного альбома.