● С удовольствием прочитал в «Трибуне» материал о подвигах советских летчиков в кубанском небе под командованием А. И. Покрышкина.
Нахлынули воспоминания. Тогда, зимой 1943-го, почти каждый день на низкой высоте летали самолеты от Нововеличковской в сторону Воронцовской. Расстреливали вражеские обозы из пулеметов. Зрелище, сопровождающееся неодолимым страхом. Забежишь за дом или за дерево и ждешь, когда закончится налет. Бывалые советовали падать на землю там, где застал налет.
Летом 1943-го года удалось увидеть бомбардировщик, что называется, «вживую». В неполных 15 лет работал я трактористом в Нововеличковской МТС на тракторе «Универсал» мощностью 15 лошадиных сил. Чаще всего его использовали при бороновании.
И вот в один из дней бороновал я поле, распевая песни под рокот мотора. Вдруг появился бригадир и тормознул работу: «Отцепляй, сынок, бороны и уезжай в сторону Мышастовской. Там в бурьяне (тогда не все поля обрабатывались) «сидит» подбитый самолет. Притащишь его в станицу». Обрадовался я: «Ого! Увижу настоящий боевой самолет». Мгновенно снял сцепку и вперед. Подъезжаю к указанному месту и вижу, что «сидит на брюхе» пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 (Петляков). Лопасти винтов аккуратно сложились в круг (чиркал землю). Под самолетом – глубокая яма, из которой и предстояло его вытащить. Рядом вертикально стоял «кукурузник», а поодаль – автомобиль «ЗИС-5». Однако поразила меня не столько техника, а молодые крепкие парни – технари. Я ведь два года не видел молодых мужчин. У нас в станице, почитай, – одни женщины да мы, пацаны-заморыши. Один из техников спросил меня: «На каком топливе работает твой конь?» «На керосине, – отвечаю, – а запускается на бензине». Мне налили ведро горючки из кукурузника. Поинтересовался я у них, как боевой самолет очутился «на брюхе». Оказалось, что, вроде, «мессер» поджег. Летчики решили сажать, не выпуская шасси. Затем забили пламя землей и бурьяном. Чтобы смонтировать шасси, пришлось под самолетом вырыть глубокую яму.
Увы, у моего «железного коня» не хватило лошадиных сил, чтобы вытащить бомбардировщик. Пришлось «впрягать» еще и «ЗИС-5». Дальше без проблем притянул я самолет к станице Воронцовской. После двухмесячного ремонта взмыл он в небо и приветливо качнул нам крылом.
Думаю, что наш известный краевед Б. К. Козаченко может покопаться в архивах. Тогда мы и имена летчиков бы узнали!
Михаил БУТКО.
Ветеран войны и труда.
Станица Нововеличковская.
Читайте другие материалы рубрики: Общество