Это крупнейшая техногенная катастрофа за всю известную историю человечества.
В результате взрыва 26 апреля 1986 года был разрушен четвертый энергоблок атомной электростанции. В воздух поднялись сотни тонн радиоактивных веществ. Всех, кто жил в радиусе 30 км от станции, эвакуировали.
Диспетчеры пожарной службы в первые минуты еще не понимали масштаб катастрофы. Роману Соколовскому в то время было 28 лет. Он проходил службу в станице Динской. Как он рассказал, тогда в полку готовились к майским праздникам и параду Победы. Но в конце апреля всех подняли по тревоге, начались экстренные учения. В Припять мужчину отправили в середине мая сразу после обращения главы государства.
«Когда я ехал, под машину ночью выскакивали собаки и кошки, брошенные там. От радиации они уже облысели. Это первый шок, который я испытал. Говорят, что на войне человек привыкает, и там мы привыкли», — говорит участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, кавалер Ордена Мужества РФ Роман Соколовский.
Из 30-километровой зоны вывезли около 115 тыс. человек. Это больше, чем сейчас живет в Туапсе и Лабинске. Пока одни бежали от опасности, ликвидаторы двигались в самое пекло. Они разгребали завалы, закапывали деревья, отмывали дороги от ядовитой пыли. Также снимали верхний зараженный слой грунта. Те, кто трудился на самой станции, за считанные минуты получали годовую дозу радиации. В ликвидации последствий аварии участвовали больше 600 тыс. человек, в том числе около 12 тыс. кубанцев. Сейчас в живых осталось меньше половины из них.
Ликвидаторы стали героями фильма Нины Радченко. Семь лет назад студентка Краснодарского государственного института культуры сама отправилась в зону. Уникальные кадры дались непростой ценой. Съемка велась без костюмов химзащиты, несколько раз группа попадала под радиоактивные дожди. По словам создателей картины, в наши дни Припять не подлежит восстановлению.
«Представьте себе: квартира, а посередине растет дерево. Природа берет свое. Там нет окон, на крыше растет лес, как в сказках. Здания наполовину разрушенные», — отмечает Нина Радченко.
Страдали не только люди, но и природа — 200 тыс. кв. км оказались заражены. Тонны опасных веществ уносило ветром, после чего они оседали в почве и воде. Ядовитые осадки наблюдались от Западной Европы до Мордовии.
Краевые экологи уверяют, что катастрофа обошла стороной Краснодарский край.
«Когда проходила Олимпиада, были проведены замеры во всех уголках. Никто бы не разрешил ее проводить, если бы там были нарушения радиоактивной обстановки. В этом отношении наш край совершенно спокойный», — рассказывает профессор Кубанского государственного университета Светлана Литвинская.
По данным ВОЗ, жертвами аварии стали около 4 тыс. человек. С этим не согласны в «Гринписе», его эксперты говорят о десятках тысяч погибших. Облучение стало причиной онкологических заболеваний для многих, кто побывал в опасной зоне.
Героический подвиг ликвидаторов в Краснодаре увековечен в памятнике. Каждый год около него собираются люди, пережившие техногенную катастрофу.
Читайте другие материалы рубрики: Общество