Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Юбилей в стране детства!
27.09.2020 09:28
На Кубани под озимые культуры предусмотрели 1,8 млн га
27.09.2020 10:03

Мать носит ребенка под сердцем, а воспитатели – в сердце!

Мать носит ребенка под сердцем, а воспитатели – в сердце!

А вы задумывались, почему ежегодно во всех школах проходят вечера встреч, а в детских садах нет? Видимо, из-за того, что дошколята вырастают и многое забывают о том чудесном времени. Хотя было бы здорово вспомнить, как ты, еще совсем маленький, знакомишься с воспитателями, оказываешься в незнакомой обстановке, как тебя окутывают любовью, добротой и лаской. В преддверии Дня дошкольного работника делюсь своей историей, удивительной сказкой, рассказываю не просто о педагогах, а о волшебницах, с которыми посчастливилось встретиться в детском саду. С удовольствием говорю им спасибо за самое лучшее детство!

Итак, я была капризным ребенком. Очень тяжело привыкала к детскому саду. Как говорят сейчас, у меня сложно проходила адаптация. В ясельной группе я устраивала истерики, кричала. Маму даже вызывали с работы. Конечно, я этого не помню, но родители рассказывали. И пришла на помощь заведующая Ирина Александровна Огренич, которая и перевела меня из яселек в младшую группу, где работали замечательные педагоги Лидия Ефимовна Бабич, Наталья Николаевна Сикалова и нянечка Наталья Ивановна Удалых.

Помню не все, только самые яркие моменты: как сидела на руках Лидии Ефимовны и пела ей песни, как рисовала нам невероятно красивых принцесс Наталья Николаевна, как любила садиковскую еду (и каждый день рассказывала родителям, чем же нас кормили), как танцевали на утреннике менуэт. А еще была первая, пусть и детская, любовь – Сашка (сейчас, я думаю, и не узнаю его при встрече), крепкая дружба с Наташей, с которой мы общаемся и по сей день. А недавно, встретив на улице Лидию Ефимовну, одного из самых важных людей в моей жизни, родилась идея взять интервью у нее, моего наставника, доброго верного друга и, бесспорно, первого провод-

ника в страну знаний.

– Лидия Ефимовна, как получилось, что Вы стали воспитателем?

– Окончив педагогическое училище в Усть-Лабинске, по распределению была направлена в Казахстан. Там несколько лет работала учителем начальных классов в школе. Но вышло так, что сын часто болел в детстве. Пришлось оставить работу в школе и попробовать себя в детском саду… Все-таки в дошкольном учреждении другой график. Сначала было нелегко. Возможно, потому что требования к детям у меня были завышены. Дали мне ясельную группу. Что я могла с малышами сделать? Это сейчас наглядного материала много, на любой возраст, а раньше сами все придумывали. И стали мы

с ребятами считать сделанных мною зайчиков, петушков, курочек… А когда пришла проверка из ГОРОНО, спросили: «Что у вас делают дети? Вы зачем малышей учите считать?» Заведующая тогда сказала: «У педагога такое направление. Вы видели, чтобы они плакали, когда считают? Нет. Так что ж она плохого делает?» Вот так и отстояли мой подход к обучению ребятишек. А потом даже предложили вести практику для студентов педучилища. И каждый день, как экзамен, ведь надо было показывать будущим воспитателям свое мастерство.

– С Вами всегда было интересно! Что Вы для этого делали?

– Что только не придумывала. Я даже приносила детям землю в ящике и маленький трактор с плугом. Например, перед тем, как надо было читать сказку о еже, который бежит по борозде и прячется… А дети ведь не все знают, что такое борозда. Вот поэтому и была для них земля, чтобы они «бороздили», а потом сажали картошку, морковку из пластилина. Меня спрашивали: «У вас всегда такая подготовка?» Если дети сталкиваются с чем-то незнакомым, то обязательно обыгрываем ситуацию!

Когда я переехала в Динскую, пришла работать в детский сад по улице Широкой. В нем были великолепные беседки, на улице – концертная площадка… Можно сказать, что детский сад был наподобие мини-санатория. Дети летом кушали на улице, все для этого было организовано. Тогда я воспитывала самых маленьких, работала в ясельных группах.

А когда открылся детский сад № 29, и заведующая Ирина Александровна Огренич пригласила меня на работу, стала трудиться там. Очень важно, когда руководитель поддерживает начинания педагогов и делает так, чтобы любые задумки воплощались в жизнь и у воспитателей все получалось.

Главное в работе педагога и отношение к нашему труду родных

и близких, семьи. И мой муж, и супруг Натальи Николаевны Сикаловой помогали нам во всем. Ремонты, перестановка, подготовка к утренникам – все делали вместе! Рядом всегда были и мои дети – дочь и сын.

– Что можете рассказать о нас?

– Ваша группа и выпуск до вас были особенными. И я очень благодарна Ирине Александровне Огренич за то, что она пошла на эксперимент и позволила нам, набирая деток в яслях, вести ребят до самой школы. Мне так жалко было передавать малышей! А если детей брать в ясельной группе и быть с ними до выпуска, получается, что на руках вас вынашиваешь, воспитываешь, обучаешь.

С Натальей Николаевной мы были, как говорится, напарницами. Она брала на себя ИЗО-деятельность, а я – математику, развитие речи, окружающий мир. Была и Валентина Трифоновна Таран – очень сильный логопед. Поэтому практически все вы пошли в школу, умея читать. Замечательные и музработники. Весь коллектив был сильный!

– Были ли смешные случаи?

– Анекдотических моментов много! Как-то спрашивала вас породы собак. Много тогда назвали. Я говорю: «Все уже? Больше не знаете?» Тут встает Вова и говорит: «Еще знаю: кобель пятнистый».

А как-то Сашка запрыгнул на машину, которая стоит на улице, и как закричит: «Баааабы! Собирайте свои манатки. Сейчас на море вас отвезу!»

Я говорю:

– Саша, что за бабы? Это наши девочки.

– Ну они же вырастут, бабами будут.

– Они женщинами будут, понимаешь?!

И вы все взяли своих кукол, сели в этот кузов. А он встал на подножку и громко так забасил: «Вы долго еще будете? Уже ехать пора!»

А вообще-то я записывала все курьезные истории и случаи, которые происходили в саду. Есть целая тетрадка. И это невозможно забыть! Какие вы все разные и замечательные.

Как-то ребята увидели по телевизору сурдоперевод и стали общаться жестами. Это было так забавно. Все лежат и «разговаривают». Тишина!

А Вова из выпуска, который был до вас, как-то признался:

– Ребята, я сегодня самогонщиком буду.

– Почему?

– Я же на велике буду гонять.

– Ну так значит гонщиком.

– Нет. Гонщик – это когда другие, а я сам!

– Что самое главное в работе с детьми?

– Нужно в первую очередь любить ребятишек, по-доброму относиться к ним, считаться с ребенком, как со взрослым. И при этом давать свободу. Важно, чтобы создавался мостик понимания между воспитателем и ребенком. Конечно, есть такие дети, которым нужно больше внимания. Ты, Марина, песен требовала, пела, а еще на руках любила сидеть. Ну а что сделаешь? Была девочка, которая со своим одеялком ходила, только с ним спать ложилась. Ребенок – это личность. Не пустые слова. У каждого характер свой, и это надо учитывать. Под общую гребенку ни в коем случае нельзя детей «чесать». У кого-то что-то лучше получается, у кого-то хуже.

Был один мальчик, ему очень трудно давалась математика. На срезе знаний у него не очень высокие результаты были. Мама пришла и спрашивает: «Лидия Ефимовна, почему он не математик? У папы математический склад ума. А он? А он кем будет?» Я говорю: «Может, артистом?» И правда, сейчас Женя у нас в театре в Москве работает.

Каждый ребенок оставляет в сердце след. А успех в воспитании деток может быть только при взаимопонимании между педагогами в одной группе! Мы с Натальей Николаевной Сикаловой и Натальей Ивановной Удалых учили вас жизни. А вы столько эмоций и радости давали нам взамен. После вашего выпуска мы взяли еще один. Но туда попал мой внук, который все время кричал, что это моя бабушка, работать не давал… Поэтому перешла на должность методиста. Сейчас – на пенсии.

– Мы очень дорожим воспоминаниями о садике. Спасибо Вам!

– Все вы, девчонки и мальчишки, – мои дети. Говорят, мать носит ребенка под сердцем, а мы, воспитатели, – в сердце! И когда видишь, как вы растете и чего-то добиваетесь, так радостно. И очень приятно, что вы вспоминаете, приходите в гости. Как-то Яна на заборе у меня «висела» после школы.

– Яна, заходи. Я тебя покормлю.

– Нет. Я пришла сказать, что дура была.

– Кто тебе такое сказал?

– Сама знаю. Думала: «Вот бы сгорел этот детский сад!» А теперь понимаю – в детском саду было хорошо. Лучше бы школа сгорела!

Помню хулиганов, озорников было много, но всегда старались найти к каждому подход. Теперь вы все состоявшиеся люди. Врачи, учителя, бизнесмены… К слову, мои выпускницы Таня Антонова и Катя Кочергина стали воспитателями. Горжусь вами и безмерно люблю!

Послесловие.

Интервью с Лидией Ефимовной записала, побывав у нее в гостях. Она живет в многоэтажке. И зная, что во дворе много безнадзорных собак, она вышла встречать меня, беспокоясь о том, чтобы ничего не случилось. Я не знаю, как это передать словами. Столько родительской нежности, заботы и теплоты! Много лет прошло, я сама стала мамой, а для нее я все та же маленькая Марина, любящая сидеть на руках и петь песни… Спасибо! Я благодарна всем педагогам за нелегкий труд и частичку души, которую дарят они нам и нашим детям! С праздником!

Марина СУЛИМА (ГАЛКИНА).