Энтузиасты и романтики!
02.09.2013 14:00
Августовский педсовет
03.09.2013 14:51

Корифеи районного образования

Корифеи районного образования

Август для учителя – месяц тревог и ожиданий, хлопот и радостных встреч с коллегами и друзьями.

Так было, когда в последних числах проходили августовские совещания, собиравшие почти стопроцентное сообщество учителей. Ведь, в самом деле, самое драгоценное в жизни человека – общение с друзьями, коллегами, руководителями. Правда, у руководителей тех и теперешних районных управлений образования разные задачи, хотя те же хлопоты и беспокойства о школах, программах, кадрах, учебниках, учениках…

Почти 15 лет, до декабря 1981 года, народным образованием района руководил замечательный человек, заслуженный учитель России, ветеран Великой Отечественной войны, военный летчик Алексей Васильевич Падалка. Помню его в расцвете мужской красоты: коренастый, совершенно седой, с приветливой улыбкой, добрыми темными глазами, взглядом внимательным, изучающим, думающим. Даже самые скверные случаи в жизни и делах подчиненных не возбуждали в нем, казалось бы, необходимого гнева, резких и оскорбительных слов, ненависти и презрения, но жесткость в глазах и твердость губ говорили больше, чем крик и угрозы. В деловых разговорах он любил не спешить, а больше думать. Мне нравилось с ним работать, мечтать о новой школе (не только о красивом здании СШ № 29, но и о новых веяниях в педагогике – идеи Амонашвили, Шаталова, Щетинина интересовали и увлекали его).

И когда был окончательно решен проект школы на 1176 мест стоимостью 1,5 миллиона рублей (советскими деньгами!), а колхоз имени Калинина мог выделить только один миллион рублей, Алексей Васильевич сказал: «Борис, добьемся! Это будет самая великолепная сельская школа Кубани! Только ты свои идеи сбереги и додумай». Он активно участвовал в строительстве пятнадцати станичных школ, в том числе в Елизаветинской, Старокорсунской, поселке Белозерном, хуторе Копанском, входившими в наш район. А сколько энергии и сил Алексей Васильевич тратил на материальную базу производственного обучения старшеклассников, организацию питания школьников, строительство детсадов, жилья учителям. И спортивные соревнования школьников и учителей организовывал, и турслеты…

В декабре 1981 года А. В. Падалка по дороге в Москву на курсы повышения скончался. Хоронили его всем миром, таких похорон в Динской я больше не видел. Он был любим всем Динским районом. В прошедшем учебном году А. В. Падалка исполнилось бы 90 лет! Мы помним о нем.

И только приняв его дела, я ужаснулся объему той работы, которую ему приходилось выполнять. Представьте, тридцать школ, двадцать детсадов, и всех учителей и воспитателей мог принять или уволить только заведующий РОНО. Только в 1984 году эти обязанности были сняты с плеч заведующих и переданы директорам школ. Его секретарь Мария Антоновна Касьяненко была под стать своему шефу: на память знала двухтысячную педагогическую нашу братию, любую информацию и справку выдавала без задержки и еще по-матерински помогала молодым директорам разобраться в бумажных проблемах. Ну а самой старшей и ужасно строгой была наша роскошно красивая и умная Мария Ивановна Косуха. Требовательная, но незлопамятная и добродушная женщина.

Смотрю с высоты прожитого на то, что сейчас происходит в нашем образовании, и думаю, как было бы сейчас здорово работать в школе с детьми, обучая и воспитывая их, если бы общество не растеряло то, что было достигнуто трудом предшествующих поколений, не погубило бездумными реформами и демократической ломкой личности всех, прежде всего, ребят. Мы, оказывается, прививали настоящий здоровый образ жизни нашим воспитанникам. И словом, и личным примером. А такие пороки, как курение, алкоголизм, наркомания школьников, для нас не существовали в принципе.

Как-то заехал в свою родную хуторскую школу, а мальчишки стоят на порожках и курят. Увидели меня, побросали сигареты и улыбаются. «Ну что, довольны? Ох и выдрал бы я вас!» А Вовка Худяков берет меня за руку и ведет за угол, а из учительской форточки – дым столбом. Захожу в кабинет – директор, завуч, вожатая и техничка курят как сапожники. Вот вам и пример.

А теперь еще одна напасть на учащихся надвигается – наколки на теле. Неужели родители не понимают вред этого? Вот и думаю, а не система ли это в нашем демократическом перевоспитании? Посмотрите, раньше у нас были гордые казачьи станицы и хутора – стали поселения (предназначавшиеся только для ссыльных и каторжан в далекой Сибири). Была народная милиция – стала полиция, которая еще не забыта со времен войны как шайка полицаев и предателей. Были общечеловеческие и нравственные ценности – стали демократическая вседозволенность, бандитизм, насилие и произвол. Наколки на руках были тюремной приметой, а становятся массовой культурой, особенно у артистов и спортсменов. А надписи на майках и сумках, рисунки на тетрадях и учебниках, не говоря про TV…

И все же я оптимист. Наблюдал за делами первой женщины в нашем районе в должности начальника РУО Н. В. Сатаровой. Справлялась иногда почище нас, мужиков. Того же желаю и М. А. Ежковой, молодой, энергичной, думающей. Смелая, коль впряглась в такой воз проблем и дел. Желаю ей выносливости, человечности, толковых помощников и соратников в делах, доброты к учителям и иногда снисхождения в промашках руководителей школ.

Всему педагогическому коллективу района – крепкого здоровья и успеха в решении педагогических и хозяйственных проблем, увлеченных учеников, добрых и заботливых родителей. Пусть вы и ваши воспитанники преодолеют успешно все невзгоды и препятствия на пути становления прекрасной личности без пороков и изъянов на теле, в сердце и душе. Воспитывайте патриотов нашей России-матушки! Успеха вам, дорогие коллеги!

Борис КОЗАЧЕНКО.

Ветеран педагогического

труда, почетный педагог Динского района,

Заслуженный работник

культуры Кубани.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!