Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Прошлое уходит, но не забывается!
15.02.2023 09:38
О гибели детей на пожарах
15.02.2023 10:44

Игорь Агапитов: «В горах с парашютом не прыгнешь!»

Игорь Агапитов: «В горах с парашютом не прыгнешь!»

Советские и российские военнослужащие в период с 1936 по 2008 годы участвовали в 47 зарубежных конфликтах на территории 22 стран (не считая Великой Отечественной войны, а также боевых действий, ведшихся исключительно или преимущественно на территории РСФСР, СССР, России). Но ветераны боевых действий в Демократической Республике Афганистан считаются самым большим объединением воинов-интернационалистов.

За успешное выполнение заданий военного командования с января 1980 года по февраль 1989 года 205 тысяч 863 человека были награждены государственными наградами, 73 военнослужащим присвоено звание Героя Советского Союза. Более половины награжденных – солдаты и сержанты. В 2004 году в Москве на Поклонной горе в парке Победы установлен памятник воинам-интернационалистам, и 15 февраля по всей России у могилы Неизвестного солдата и в других местах памяти о погибших воинах люди возлагают цветы и венки.

Эта страшная война коснулась, конечно же, и многих наших земляков. Сегодня речь пойдет о воине-интернационалисте, боевом вертолетчике Игоре Александровиче Агапитове, ныне руководителе Динского отделения ВООВ «Боевое братство». Ему довелось участвовать в военных конфликтах от Пянджа до Приднестровья – в Афгане, Чечне, Абхазии, многое увидеть и пережить.

– Игорь Александрович, расскажите о себе?

– Родился я в городе Ташкенте Узбекской ССР в 1969 году. Волею судьбы еще в 1968 году мои родители Александр Максимович и Нина Сергеевна переехали с Урала в Узбекистан по причине очередной командировки отца, инженера закрытого предприятия. Так наша семья обосновалась в многонациональной республике Советского Союза в русском поселке, где я вырос и окончил школу. В 1985 году поступил в Выборгское училище гражданской авиации под Ленинградом. По окончании учебы, успешно пройдя летную медкомиссию, призвался на срочную службу в город Ейск. Отслужив в армии, поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Так началась военная служба.

И вот Афганистан…

– После официального вывода советских войск и развала СССР я был направлен на службу в эту точку, остававшуюся все еще горячей… С 1993 по 1994 годы, рассекая небо Афгана, возил наши разведгруппы, выполнявшие спецзадания. Мы базировались там под флагом миротворцев отдельной эскадрильей, чтобы добить поднимающих головы и растущих, как грибы, ваххабитов (талибов). Спонсироваемые американцами, они наращивали свои силы, а задачей наших военных было находить их базы подготовки на севере Афганистана, на территории Таджикистана и горного Бадахшана и уничтожать. Здесь, в предбрюшье России, полным ходом шла необъявленная война, и бездействовать наша страна не могла…

– Что было самым сложным?

– На войне сначала страшно всем, затем набираешься опыта и, как показывает практика, дальше уже владеешь любой ситуацией, понимая, как грамотно выстроить план действий, чтобы сохранить жизнь себе и остальным. А воевать в небе берут, конечно, только серьезных ребят – тут все строго… В горах с парашютом не прыгнешь! Но эта работа интересная была, романтика тогда еще не угасла, хотелось больше летать на родном Ми-24, несмотря ни на что. В моей практике была аварийная ситуация, но с удачным приземлением на площадке в Шурабаде. С высоты 1989 метров в разряженном жарком воздухе, выполняя приказ сесть на площадку, чтобы далее сопроводить Ми-8, вертолет потерял управление, и мы стали падать. Чудом все остались целыми и невредимыми, в том числе и вертолет. Но когда мы выключились, заново запуститься никак не могли, не хватало мощности, тяги, и только с четвертой попытки, благодаря нашему бортмеханику, залившему стакан воды в двигатель для увеличения плотности воздуха, взлетели и покинули это злосчастное место.

– А есть ли законы гор? И что нельзя делать перед вылетом?

– Вообще мне повезло, будучи еще лейтенантом, летать с опытнейшими летчиками. Управлять машиной, взмывая над горной местностью, могли только владеющие хорошим допуском, не раз командированные члены экипажа. Пребывать во власти гор очень опасно… Одна скала от солнца нагревается, создавая  жаркий поток воздуха, тянущий вверх, а другая сторона склона холодная, тянет тебя вниз, в ущелье. Начинает кидать вертолет в пространстве, и очень сложно пилотам лавировать между небом и землей. А перед вылетом самая плохая примета – фотографироваться…

– Как складывалась жизнь после Афганистана?

– Когда служил в городе Курске, создал семью, как раз до первой командировки в горячую точку. Мы с Натальей поженились, и нашей семье был сразу же выдан ордер на получение квартиры, так как уезжал я, как и мои сослуживцы, в абсолютную неизвестность и наверняка в один конец… Но Бог миловал! Позже у меня родилась дочь Екатерина. Далее из Курска был командирован в Приднестровье – Тирасполь, и через два года, в 1998 году, перевелся служить в город Кореновск. Здесь, в Краснодарском крае, в станице Динской, к тому времени уже проживали мои родители и старшая сестра, переехавшие в 1989 году из Узбекистана после начала национальных волнений.

Родителям я не сообщал о службе в горячих точках. Когда писал им письма из Афганистана, отправлял жене в Курск, она меняла конверты и отсылала на Кубань. Не хотел, чтобы переживали. Так мне было спокойнее. Из Приднестровья отправлен был в пять командировок в Абхазию и далее в Чечню. С 24 декабря 1994 года участвовал в первой чеченской кампании, потом – во второй. 16 августа 1999 года мы первые отреагировали на нападение боевиков на Дагестан. И так длилась служба до 2005 года. Затем ушел с 28-летним стажем на пенсию уже капитаном и поступил на работу инкассатором в банк в станице Динской. Далее довелось работать в аэропорту города Краснодара начальником смены. Параллельно приобрел еще одно высшее образование, окончив МГТУ гражданской авиации. К сожалению, первый брак сохранить не удалось – мы с женой развелись еще в 2000 году, и они с дочерью остались жить в Курске. Сейчас состою во  втором браке с супругой Натальей.

– Мы знаем, что за время службы Вы были удостоены девяти наград, в том числе имеете орден Мужества и медали «За воинскую доблесть I степени» и выслугу лет. Какие воспоминания остались о службе?

– Воспоминания разные… Но больше, конечно, грустные, которые никогда не забудутся: это потеря друзей, однокашников, это то чувство, когда ты бессилен перед смертью и ничего уже не можешь исправить. Но у нас за плечами была очень хорошая школа выживания, когда бойцы по несколько суток оставались в горах, питались корешками и жучками и все же с честью выполняли свой долг. Девять человек из нашего Кореновского полка носят звание Героев России за участие в локальных конфликтах, многие удостоились его посмертно. И сейчас некоторые из моих друзей-вертолетчиков, уже военные на пенсии, не остаются в стороне и принимают участие в проводимой Россией СВО по искоренению нацизма на Украине. Среди них, к сожалению, тоже есть уже отдавшие ради будущего страны самое дорогое – свои жизни! Работа у нас такая, связанная с постоянным риском. И ничего уж тут не поделаешь! Обидно, конечно, было в лихие 90-е, когда у государства, которому ты служил, приходилось высуживать положенные деньги… Ведь были времена, что мы сидели без зарплат и, как государственные люди, не имели права на иные заработки. Падали, но поднимались!

– Вы сейчас, будучи руководителем Динского отделения ВООВ «Боевое братство», участвуете в патриотическом воспитании молодежи, а также оказываете вместе с инициативными группами благотворительную помощь и ее доставку бойцам в зону СВО.

– Я считаю, необходимо обязательно вернуть в образовательные учреждения урок НВП и основательно обучать подростков азам военного искусства. Радует то, что воспитанники учебных заведений осознают всю серьезность ситуации в мире, готовят посылки: продовольствие, поделки, письма для фронта, окопные свечи. Всю собранную активистами гуманитарную помощь мы передаем через сослуживцев. Вертолетчики перевозят ее на аэродром, и далее она транспортируется адресатам непосредственно в зону боевых действий. И такая сплоченность помогает и радует. А еще наша городская организация «Боевое братство» выиграла грант, и на эту сумму мы приобрели ребятам 20 тонн воды, 15 бензогенераторов, бензопилы, радиостанции авиационного диапазона, термобелье, перчатки  и различные предметы первой необходимости. Все для фронта, все для Победы!

– Если время повернуть вспять, Вы бы повторили путь боевого вертолетчика?

– Я с детства мечтал о небе. Это моя стихия. Сейчас я стал еще счастливее – дочка подарила мне осенью прошлого года внучку Вареньку. Сделаю все, что от меня зависит, чтобы будущее наших детей было безоблачным. Желаю всем нам мирного неба!

Мария МЕЛКУМЯН.

Публикация в газете «Красная звезда» от 07.09.1999 года: наш земляк в разгар боевых действий в Дагестане (вторая чеченская кампания).

Экипаж машины боевой: Игорь Агапитов (справа) с сослуживцами. Аэродром Гиссар, 1993-1994 годы.