Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Учащиеся школ Динского района посетили выставку “Традиции и быт казачьей семьи”
17.02.2023 10:32
Так держать, молодые депутаты!
17.02.2023 11:27

Судьбы летчиков связала станица Васюринская

Судьбы летчиков связала станица Васюринская

Ежегодно 9 февраля в России отмечается День гражданской авиации.

Мальчишки мечтали о небе

Первым маршрутом, по которому в 1923 году смогли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва – Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.

Появление пассажирского флота обусловило создание еще нескольких структур. Так, в том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролет», а технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота.

В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день: «Аэрофлот».

В это время стали появляться первые советские пассажирские самолеты: АНТ-2, ПМ-1, АНТ-4, АНТ-9, АНТ-25. В 1920-1930-е годы во всем мире, в том числе и СССР, стало бурно развиваться авиастроение. Редко какой мальчишка не мечтал о небе. Летчики были любимцами всего народа. Недаром в Советском Союзе их называли «сталинскими соколами». Одним из любимейших фильмов в то время была кинолента «Истребители».

Именно тогда в далекие 1920-е решили стать летчиками герои нашего рассказа Михаил Куприянович Козлов и Филипп Трофимович Еременко.

Михаил Куприянович Козлов.

В тылу врага

Михаил Куприянович Козлов родился в городе Симбирске, сейчас это город Ульяновск, в 1915 году.

В конце 1920-х годов многодетная семья Козловых, как плановые переселенцы, переехала в станицу Васюринскую. Как тогда говорили, для ускорения темпов коллективизации. После окончания школы Михаил поступает в летную школу, которую успешно оканчивает, и становится пилотом Енисейских авиалиний. Летает из Красноярска в другие города Сибири. Перед Великой Отечественной войной переводится в Краснодар, где также занимается грузо- и пассажироперевозками.

Началась Великая Отечественная война, и Михаила Куприяновича переводят в Москву и вскоре прикрепляют к центру партизанского движения. Он становится техником-лейтенантом 2-го авиаполка первой авиатранспортной дивизии Гражданского воздушного флота и регулярно вылетает со своим экипажем в тыл врага, доставляя грузы в партизанские отряды, воюющие на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Награжден медалью «Партизан Отечественной войны 2 степени», а 27 мая 1944 года, за четыре дня до гибели, – орденом Отечественной войны II степени. Из наградного листа: «Техник-лейтенант Козлов в действующих авиачастях находится с первых дней Отечественной войны, активно участвуя в борьбе с фашистскими захватчиками. Выполняя ответственные и специальные задания командования, совершил 52 ночных вылета в глубокий тыл противника и 117 дневных вылетов за линию фронта. Зимой 1944 года участвовал в доставке ценных боевых грузов партизанским отрядам, оперирующим в тылу немецких войск на территории Прибалтийских республик. Бесперебойная работа матчасти обеспечила переброску народным мстителям несколько десятков тонн вооружения, боеприпасов и продовольствия…» Погиб Михаил Куприянович Козлов 31 мая 1944 года.

При попытке посадки на партизанском аэродроме «Корж» (взлетно-посадочная площадка Хоростув, ныне – территория Солигорского района Минской области Республики Беларусь) потерпел катастрофу в районе деревни Новый Двор военно-транспортный самолет Си-47 («Дуглас C-47 Скайтрэйн» под № 843 из состава 1-й авиационной эскадрильи 2-го авиационного транспортного полка 1-й авиационной транспортной дивизии Главного управления Гражданского воздушного флота. При катастрофе самолета погибли все находившиеся на его борту семь человек:

Василий Иванович Харахонов, подполковник, начальник Воздушно-десантной службы штаба Главного управления Гражданского воздушного флота;

Борис Иванович Павлов, лейтенант, командир корабля, пилот 3-го класса;

Анатолий Иванович Харитонов, лейтенант, 2-й пилот, пилот 3-го класса;

Алексей Иванович Дацько, младший лейтенант, штурман корабля;

Михаил Куприянович Козлов, техник-лейтенант, бортовой авиационный механик 2-го класса;

Михаил Александрович Байков, старший сержант, воздушный стрелок-радист;

– неустановленный пассажир самолета, радист Центрального Штаба партизанского движения.

Местом захоронения всех погибших авиаторов в документах было указано: «деревня Хоросты Ленинского района БССР». Впоследствии прах погибших в авиакатастрофе был перенесен в общую братскую могилу в урочище Бекерово, находящуюся в 100 метрах справа от дороги между деревнями Новина и Груздово.

В июне 1963 года колхозниками местного колхоза «Партизанский край» над захоронением был сооружен памятник, на котором в нише закреплен пропеллер, мраморные доски с именами павших.

Филипп Трофимович Еременко.

На острове Генриетты

Филипп Трофимович Еременко родился в 1906 году в городе Екатеринодаре, сейчас это Краснодар, куда родители нашего героя перебрались в начале 20 века из станицы Васюринской. В семье было три сына – Филипп, Иван и Петр, все они посвятили себя авиации и стали поистине выдающимися летчиками.

Филипп Трофимович Еременко после окончания училища начал работать в трамвайном депо города Краснодара, помогая отцу, а в конце 1920-х годов поступил в Качинскую летную школу имени Мясникова, знаменитую «Качу», которую успешно закончил в 1929 году, став военным летчиком.

Начало 20 века. Время, когда Советский Союз начал быстрыми темпами осваивать Арктику и районы Дальнего Севера. В эти районы отправляются многочисленные полярные экспедиции, и, конечно же, все это невозможно было бы без участия авиации.

И тогда решением правительства часть военных летчиков, наиболее подготовленных и умеющих владеть летными навыками, переводят в гражданский авиафлот для работы в полярных условиях. Одним из таких пилотов стал Еременко.

Он был рядовой «воздушный извозчик», но с большим опытом полетов на Севере. Много летал по трассе «Красноярск – бухта Тикси». В то время советские газеты не жалели хвалебных эпитетов, описывая трудности перелетов через полюс Чкалова, Громова и Леваневского. А мало кому известные пилоты Управления полярной авиации совершали такие экстремальные вылеты чуть не ежедневно на примитивных аэропланах с открытой пилотской кабиной, без средств аэронавигации и без запасных аэродромов, когда удачное завершение полета и жизнь пассажиров зависели только от капризов погоды и мастерства человека, сидящего за штурвалом.

Филипп Еременко был в 1940 году командиром экипажа самолета Р-6, приписанного к Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Именно экипаж Филиппа Трофимовича Еременко для спасения полярной экспедиции в июне 1940 года посадил свой экипаж на крошечном арктическом острове Генриетты. Филипп Еременко действительно был классным летчиком, ведь он не только посадил самолет, но и на разодранных лыжах сумел поднять в воздух перегруженную пассажирами машину с такой крошечной ледовой площадки. Ведь после этого на Генриетту никто не рисковал садиться. После войны там снова работали полярные станции, но грузы зимовщикам сбрасывали с воздуха.

Началась Великая Отечественная война, и Филиппа Трофимовича Еременко перебрасывают под Ленинград для работы на «дороге жизни».

Погиб он в декабре 1941 года. Вот как это описывает в своей книге «Лед и пепел» Валентин Иванович Аккуратов, заслуженный штурман СССР, главный штурман Полярной авиации.

«В помощь нам пришел из Москвы экипаж Полярной авиации Еременко на скоростном бомбардировщике СБ, в совершенстве владеющий «слепым» полетом. Ему было поручено вывезти ценные научные материалы Арктического института. Был один из серых ненастных декабрьских дней, мы шли без сопровождения, экипаж же Еременко вылетел вслед за нами. Но погода, когда мы подходили к середине Ладоги, неожиданно улучшилась. Продолжая полет на бреющем, мы благополучно сели на аэродроме. Самолет Еременко не появлялся. Прошли все сроки его прибытия. Запросили Лодейное Поле, Тихвин, Череповец, не вернулся ли к ним СБ. Ответ был один: Еременко у них нет. На следующий день после возвращения из Череповца в Ленинград мы узнали, что самолет СБ был сбит немецкими истребителями и, горящий, был вынужден сесть на тонкий лед озера. Неокрепший лед не выдержал его тяжести. Экипаж погиб. Спасся лишь бортмеханик Виктор Макаров, его сняла со льда канонерская лодка.

Потом мы узнали подробности этой трагедии. СБ, выскочив из облачности на хорошую погоду, набрал высоту и уже в виду берега взял курс на аэродром. Неожиданно появились два «мессера» и атаковали его с хвоста. Начался бой. Макаров и радист-стрелок отбивались из пулеметов, но пушечные снаряды истребителей подожгли самолет. До берега было не дотянуть – пожар охватил левое крыло. Решили сесть на лед. Еременко предупредил, что лед тонок и не выдержит, и чтобы все приготовились, как только он сядет, немедленно покинуть самолет. Однако лед проломился сразу, как только машина коснулась его, и тут же ушла на дно. Только одному Макарову удалось выбраться на лед. Он уже замерзал, когда его подобрали моряки и доставили в госпиталь».

Так жили и совершали подвиги в период Великой Отечественной войны настоящие герои, летчики гражданской авиации, наши земляки Михаил Куприянович Козлов и Филипп Трофимович Еременко.

Василий ШКАРУПИЛЫЙ.

Сотрудник музея боевой и трудовой славы имени П. Т. Василенко.

Станица Васюринская.

Фото из архива музея.