Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Легендарный Динской полк. Вспоминают ликвидаторы
24.04.2023 09:22
Вениамин Кондратьев: Кубань представит в Узбекистане возможности высокотехнологичных производств
24.04.2023 10:42

Подводник Николай Кот из династии Соколянских

Подводник Николай Кот из династии Соколянских

В годы Великой Отечественной войны наши земляки-васюринцы воевали во всех родах войск. Были среди них и моряки. Но вот подводник был только один – Николай Алексеевич Кот.

Французский казак

Но прежде чем рассказать о Николае Алексеевиче, стоит вспомнить старинное предание о том, как эта фамилия появилась в Васюринской. Наверняка это будет интересно не только краеведам, но и просто любителям кубанской старины. Это предание, которое передавалось в роду из поколения в поколение, рассказала в свое время моя тетя Антонина Павловна Пунтус (урожденная Кот), двоюродная сестра Николая Алексеевича.

Как известно, казаки-черноморцы были потомками запорожцев и в своем большинстве говорили на полтавском диалекте украинского языка, который впоследствии стал основой украинского литературного языка. Так вот, слова «кот» в украинском языке нет. Тот пушистый домашний любимец, который имеется в каждом доме, на украинском звучит как «кит». А в Васюринскую слово «кот» пришло из французского языка. Ну, обо всем по порядку.

C конца XVIII века казаки-черноморцы принимали участие во всех войнах, которые вела Роcсия. Не стала исключением и Отечественная война 1812 года, и последовавшие за ней заграничные походы русской армии.

Обычно, когда казаки возвращались из походов, они привозили с собой мальчиков-сирот, которые приставлялись к полкам. Традиция эта повелась со времен Запорожской Сечи и сохранилась вплоть до Первой мировой войны.

И вот в одном из французских городов к казачьему полку, в котором служили васюринцы, пристал мальчик-сирота. Казаки пригрели парнишку и забрали с собой на Кубань. Фамилия у хлопца была Кот. Имя его, к сожалению, не сохранилось. По приезде на Кубань этот, уже французский казак был приписан к Васюринскому куреню. Парень рос, затем начал нести службу, женился и поселился с женой на восточной окраине станицы. Но вот беда, детей у них не было.

«А Соколянского нэмае…»

В сороковые годы XIX века у одного малороссийского помещика жил крепостной, который был у него и за кучера, и за конюха. Фамилия этого крепостного была Соколянский. И вот однажды барин приказал за какую-то провинность выпороть своего кучера, что вскоре и было сделано. А ночью у помещика загорелась конюшня, Соколянский бежал и, долго странствуя, очутился в станице Васюринской, поселился у Котов, как мы знаем, своих детей не имевших. Хлопец оказался не только храбрым, но и на редкость работящим. Коты предложили ему усыновление. Дескать, ты нас докормишь до старости, а хозяйство останется тебе. Парень согласился и стал называться Котом.

Тогда на Кубань бежало довольно много беглых. Станичные атаманы их после некоторой проверки приписывали к станице. А войсковое начальство хоть и выражало недовольство этим на словах, вынужденно было закрывать глаза, так как казаков для несения службы не хватало.

Раз в несколько лет правительство посылало в казачьи станицы комиссии для розыска беглых крестьян и возвращения их помещикам. Обычно руководство казачьего войска узнавало о выезде таких комиссий заранее и извещало станичных атаманов об этом. И тогда атаманы на время работы комиссии отправляли от греха подальше беглых казаков на самые дальние кордоны. Так случилось и в этот раз. Приехала комиссия в Васюринскую, а в списке разыскиваемых – Соколянский. Станичный атаман показал списки казаков и повел комиссию по хатам. «Дывыться, шукайтэ, нэмае у нас нэ якого Соколянского». Походила комиссия, поискала и уехала ни с чем. Станичный же атаман жаловался своим членам правления: «Йиздять, йиздять, шукають, шукають, сказав же, нэмае Соколянского», – и, пряча усмешку в пышные усы, добавил: «Кот е, а Соколянского вже нэмае». Так от этого Кота-Соколянского и пошел известный казачий род станицы Васюринской. Но это все преданья старины глубокой…

Овеянная славой Л-23

Родился Николай Алексеевич Кот в станице Васюринской 8 мая 1920 года.

Это было очень тяжелое время. Только в марте закончилась Гражданская война на Кубани, страна лежала в разрухе. Коля учился в школе, помогал родителям по хозяйству. Много пришлось хлебнуть горя: расказачивание, раскулачивание, голод 1933 года. Родители работали в колхозе, а Николай, как мог, помогал им. В 1939 году он был призван в ряды РККА. Служил в Севастополе трюмным машинистом на подводной лодке Л-23. Здесь он и встретил войну.

 Эта лодка была заложена 17 октября 1938 года на заводе в городе Николаеве, 29 апреля 1940 года спущена на воду, а к началу войны еще достраивалась. 27-28 июля 1941 года своим ходом перешла из Николаева в Севастополь. Лодка прошла испытания у Кавказского побережья. 31 октября 1941 года вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота.

Подводная лодка Л-23 семь раз прорывалась в осажденный Севастополь. В последнем рейсе, в июне 1942 года, на Л-23 из Севастополя эвакуировались руководящие работники горкома партии во главе с первым секретарем Б. А. Борисовым, председателем городского Комитета обороны, группа командиров флота, и среди них контр-адмирал В. Г. Фадеев, капитан 1-го ранга А. Г. Васильев, командир 7-й бригады морской пехоты полковник Е. И. Жидилов, начальник политотдела Приморской армии бригадный комиссар Л. П. Бочаров.

Всего за годы войны подлодка совершила 15 боевых походов, суммарно 256 суток. Произвела три торпедных атаки с выпуском 11 торпед, в результате одной из них был поврежден немецкий танкер «Оссаг», причем атака происходила при волнении 5 баллов, и попавшая торпеда выскочила из воды и взорвалась от удара в надводный борт. Выполнила 4 минных постановки, выставила 80 мин. На минах Л-23 подорвался десантный корабль F121, затонувший при буксировке. Л-23 выполнила также 7 рейсов в осажденный Севастополь, доставив 363,3 тонны боеприпасов, 263,5 тонны продовольствия, 73,6 тонны бензина и девятерых человек, эвакуировав 165 человек.

Выходила на море «Катюша»

В июле 1943 года старшего краснофлотца Николая Алексеевича Кота перебрасывают на Краснознаменный Балтийский флот, благодаря чему он остался жив, потому что спустя полгода, 1 января 1944 года подводная лодка Л-23 вышла в свой последний поход. 18 января в районе Евпатории ее обнаружила немецкая десантная баржа F-539, обстрелявшая перископ из 20-мм орудия и сбросившая одну глубинную бомбу. Это стало причиной гибели лодки.

А Николай Кот продолжает бить фашистов уже на подводной лодке К-20.

Лодки этого типа предназначались для долгих одиночных автономных походов к коммуникациям противника и стали самыми крупными подводными лодками ВМФ СССР в тот период. На флоте лодки получили прозвище «Катюша». Подводные лодки типа «К» активно использовались в ходе войны на коммуникациях противника в Балтийском море и у берегов Норвегии, всего за ними числится потопленными 16 судов общим тоннажем 27 236 тонн и 9 боевых кораблей противника, а поврежденными – 2 судна тоннажем 15 979 тонн и 4 боевых корабля.

Николай Алексеевич Кот принимал активное участие в снятии блокады Ленинграда, здесь же и встретил 9 мая 1945 года, а за день до Победы ему исполнилось 25 лет. Был награжден медалями: «Ушакова», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Внесен в книгу участников снятия блокады Ленинграда.

После войны Николай Алексеевич женился и остался жить в городе Ленинграде, работал слесарем на заводе «Северный пресс». Но очень часто вспоминал свою Родину – Васюринскую и часто приезжал к родственникам в гости. Умер старший краснофлотец Николай Алексеевич Кот в городе Ленинграде в 1992 году.

А мы, васюринцы, гордимся своими земляками!

Василий ШКАРУПИЛЫЙ.

Сотрудник музея боевой и трудовой славы имени П. Т. Василенко.

Станица Васюринская.