Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Вениамин Кондратьев призвал жителей соблюдать спокойствие и доверять только проверенным источникам информации
26.05.2023 09:01
И яркою звездою загораясь
26.05.2023 09:46

Командарм Рыжов

Командарм Рыжов

Генерал-майор Александр Иванович Рыжов во время оборонительных боев в августе 1942 года на территории нашего района командовал 56-й армией.

До и после революции

Военный путь генерала начался во время Первой мировой войны. В 1915 году его, двадцатилетнего парня (родился 23 ноября 1895 года) из деревни Кирьяниха, что под Кинешмой на Волге, в Ивановской области, мобилизовали в Российскую императорскую армию. Офицеров не хватало. Александра определили в школу прапорщиков. В 1916 году он получил золотые погоны с одним просветом и одной звездочкой. После революции Александр стал красным командиром и теперь воевал с белыми офицерами. Мужал и рос военачальник, накапливал боевой опыт: командовал взводом, ротой, батальоном, был помощником командира полка. После Гражданской войны он основательно взялся изучать военное дело. Окончил высшие курсы при Военной академии Генштаба. Перед началом Великой Отечественной войны он уже командовал дивизией.

Ни шагу назад!

А в июле 1941 года, когда фашисты подходили к Одессе, Александр Иванович командовал 8-м укрепрайоном в южном приморском городе. Укрепрайон достойно встречал врага и удержал позиции до приказа об отходе. А. И. Рыжова назначают командовать 296-й стрелковой дивизией. Она ведет тяжелые бои в районе Запорожья и Донбасса.
Летом 1942 года генерал-майор А. И. Рыжов принял командование 56-й армией. Это было тяжелое время. 24 июля наши войска оставили Ростов. Через четыре дня, 28 июля, противник силами 17-й фашистской армии вышел к реке Кагальник. На следующий день, 29 июля 1942 года, взломав сопротивление наших войск, немцы вступили в пределы Краснодарского края. Война пришла на кубанскую землю.
Всего две сотни километров ровной, гладкой, без естественных препятствий Прикубанской низменности отделяли врага от кубанской столицы. Несколько небольших тихих степных речек: Ея, Сосыка, Челбас, Бейсуг – для фашистских танковых и моторизованных соединений уже не представляли серьезного препятствия. Именно в эти дни был отдан небезызвестный сталинский приказ № 227, получивший в печати название «Ни шагу назад!». В приказе говорилось: «Отступать дальше – значит загубить себя и вместе с тем нашу Родину. Ни шагу назад без приказа высшего командования. Таков приказ Родины!»

Оборонительный обвод
Советское командование считало, что гитлеровцы летом
1942 года, как и в предшествующем году, сосредоточат свои усилия на взятии Москвы. В результате этого на юге находилось незначительное количество советских войск. Фашистские силы здесь во много раз превосходили силы нашей армии.
На Краснодарском направлении советская 18-я армия генерала
Ф. В. Комкова отступала от реки Еи под напором превосходящих фашистских сил. Прикрываясь арьергардными боями, она задерживала на короткое время гитлеровцев у естественных рубежей при пересечении степных речек Сосыка, Челбас, Бейсуг; сдерживала до некоторой степени мощный натиск противника. Это позволило 56-й армии генерала А. И. Рыжова организованно отойти и занять оборону по Краснодарскому обводу.
Краснодарский оборонительный обвод должен прикрыть город от вражеского удара со стороны Ростова. Он, дугой обогнув краевой центр с севера, начинался у кубанского берега ниже города у станицы Елизаветинской, проходил вблизи Новотитаровской, Динской, поселка совхоза «Агроном». И восточным своим крылом снова упирался в правый берег Кубани, но уже выше города между станицами Старокорсунской и Васюринской. Когда 6 августа со стороны Тимашевской и Тихорецкой большие колонны вражеской мотопехоты и танков двигались на Краснодар, на оборонительном рубеже их встретили малочисленные и слабовооруженные соединения 56-й армии А. И. Рыжова в составе трех стрелковых дивизий. В центр обороны –
от Динской до Новотитаровской – генерал Рыжов поставил 30-ю Иркутскую дивизию полковника Б. Н. Аршинцева. Это было самое боеспособное соединение армии, имевшее в своем составе около пяти с половиной тысяч воинов. Правый фланг обороны – от Кубани в районе станицы Васюринской до Динской – заняла переброшенная сюда из Усть-Лабинской еще 2 августа 349-я стрелковая дивизия полковника А. И. Щагина. На левом фланге между Новотитаровской и Елизаветинской действовала 339-я стрелковая дивизия полковника П. И. Морозова. Это был самый слабый участок обороны. Сюда после тяжелых изматывающих боев за Ростов вышли только полторы тысячи бойцов этой дивизии – по сути, полк. Против ослабленных дивизий 56-й армии стояли четыре полностью укомплектованных пехотных и одна танковая дивизии вермахта. Силы были неравны!

8 августа 1942 года

7 августа в полдень фашисты попытались прорвать оборону армии А. И. Рыжова северо-западнее станицы Динской, но были отбиты советскими войсками. На следующий день, 8 августа, гитлеровцы активизировали свои действия по всей линии Краснодарского обвода. Это был самый напряженный день оборонительных боев на территории нашего района. Фашисты попытались проникнуть вглубь нашей обороны северо-восточнее станицы Новотитаровской, в районе действия 30-й Иркутской дивизии. Но они понесли здесь значительные потери и прорвать советскую оборону не смогли. К вечеру этого же дня противник все же нащупал более слабое место на стыке 30-й и 339-й стрелковых дивизий, западнее станицы Новотитаровской. Он сумел прорвать здесь оборону 56-й армии, в образовавшуюся брешь втиснул 20 танков, свыше сотни вооруженных пулеметами мотоциклов, пехоту на 30 автомобилях. Развивая наступление, гитлеровцы через хутора Осечки и Примаки вышли на северо-западные окраины Краснодара. В пять часов утра 9 августа вражеские танки и мотоциклы ворвались в западную часть города.

Бои в Краснодаре

Но ворвавшимся в Краснодар фашистам было еще рано праздновать победу. Командарм 56-й армии генерал А. И. Рыжов дал приказ комдиву 30-й Иркутской дивизии совместно с войсками местного гарнизона, куда входили курсанты двух военных училищ, Краснодарский отряд народного ополчения и армейские курсы младших лейтенантов, выбить противника из города. К исходу 9 августа приказ
А. И. Рыжова был выполнен. Центр города был очищен от противника, гитлеровцы потеряли в уличных боях свыше 600 солдат и офицеров, в том числе одного генерала. После такого решительного
контрудара советской 56-й армии фашисты стали наращивать силы. В бой была введена еще одна пехотная дивизия. Начались самые кровопролитные, самые напряженные бои в городе.
Приказ Буденного

Но исход обороны Краснодара был уже предрешен. В связи с неблагоприятно складывающейся обстановкой Приморской группы войск на Туапсинском направлении командующий фронтом маршал С. М. Буденный приказал вой-
скам командарма А. И. Рыжова оставить город. Теперь перед войсками стояла задача не просто покинуть город, но отойти так, чтобы сохранить боеспособность армии. Дивизия Б. Н. Аршинцева обеспечила отход войск из Краснодара. Полк майора Ковалева из этой дивизии должен был не допустить прорыва фашистов в Краснодар вдоль шоссейной дороги со стороны Динской. В это время другие полки должны были дойти до Пашковской переправы и организовать там оборону. Надо было помешать врагу отрезать часть наших войск на правом берегу Кубани.

У Пашковской переправы

И когда начались упорные бои у Пашковской переправы, которые вели изрядно потрепанные в боях, полуокруженные врагом полки 30-й Иркутской дивизии, генерал А. И. Рыжов принял самое сложное, тяжелое и, наверное, самое ответственное за всю его полководческую жизнь решение. Он вынужден был пополнить ряды защитников Пашковской переправы необстрелянными призывниками. Это были мальчики из восьмых – десятых классов краснодарских школ, студенты техникумов. Их было несколько сотен, совершенно необученных, без обмундирования, некоторые впервые держали в руках винтовку. Судьба их трагична. Погибли почти все. Сегодня известны только несколько человек, оставшихся в живых. Но кто упрекнет за это генерала, который взял на себя ответственность в самую тяжелую годину нашего родного района, нашего любимого города-красавца?
Только когда последний красноармеец перешел на левый берег Кубани, Пашковская переправа была взорвана.

Стояли насмерть

В горах южнее Краснодара фашисты были окончательно остановлены. «Была схватка горяча у Горячего Ключа», – напишет армейский поэт в дивизионной газете. Пятимесячная упорная оборона у станицы Пятигорской, на горе Лысой у села Фанагорийского, где насмерть стояла 30-я Иркутская (позже стала называться 55-я гвардейская) дивизия – лучшее соединение армии А. И. Рыжова, заставила фашистов отказаться от своих планов. Враг яростно пытался прорваться к берегу Черного моря, к Туапсе, но это ему так и не удалось.

Когда погнали фашистов

В январе-феврале 1943 года А. И. Рыжов командует уже 18-й армией, которая участвует в освобождении Краснодара. А после освобождения краевого центра он принял в феврале 1943 года у генерала И. П. Рослого командование 46-й армией и вывел ее в кубанские плавни южнее станицы Троицкой, в район фашистской оборонительной «Голубой линии».
После боев на Кубани Александр Иванович, командуя 28-м корпусом, участвует в освобождении Левобережной и Правобережной Украины. Его соединение отличилось в битве за Днепр, в Корсунь-Шевченковской операции. Затем он участвует, командуя корпусом, в операции «Багратион» в Белоруссии. Его корпус обеспечил прорыв немецкой обороны и освобождение польского города Люблина.
Но особенно отличился генерал А. И. Рыжов в Висло-Одерской наступательной операции. Корпус под командованием Александра Ивановича прорвал глубоко эшелонированную оборону неприятеля на левом берегу Вислы. Затем форсировал реку Варта. С непрерывными боями за три недели корпус прошел 300 километров, освобождая сотни населенных пунктов Польши, уничтожил до 9 тысяч вражеских солдат и офицеров, а 1300 взял в плен. За умелое руководство войсками в этой операции генерал-лейтенант Александр Иванович Рыжов удостоен звания Героя Советского Союза. Это произошло 6 апреля 1945 года. До окончания войны осталось 32 дня.
Закончил войну генерал А. И. Рыжов в Берлине.

На могиле генерала

После войны Александр Иванович еще некоторое время командовал корпусом, был на ответственных постах в войсках. Ушел из жизни он слишком рано – 16 декабря 1950 года. Еще свежи были воспоминания о войне, еще зияли выбитыми окнами и черными пробоинами обгорелые стены-развалины невосстановленных городов, еще не повзрослели дети погибших солдат, еще, в буквальном смысле, кровоточили незажившие раны фронтовиков. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
…Давно это было, уже 26 лет прошло. В ноябре 1996 года я побывал на его могиле. Была промозглая поздняя московская осень. Я положил на холодный гранит две гвоздики, купленные в киоске при входе на кладбище. Помню, что тогда меня резко пронзила мысль: «Как ничтожна наша попытка отблагодарить героев Великой Отечественной войны за их великое подвижничество! Всего две гвоздики… Мы навсегда останемся в долгу перед нашими защитниками».
Вечная ему память, солдату, воину, генералу, взвалившему на свои плечи в далеком августе 1942 года всю ответственность за оборону нашего родного Динского района и города Краснодара.
Юрий БОДЯЕВ.
Станица Динская.