Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
3 ведущие тренда в дизайне мебели
31.05.2021 14:18
Дачный вопрос: из чего складывается цена дачи
31.05.2021 14:29

Вячеслав Моше Кантор: как память о прошлом защищает будущее

Вячеслав Моше Кантор: как память о прошлом защищает будущее

События прошлого, их интерпретация и, главное, те уроки, что события эти преподают поколениям настоящего и будущего – тема, которая до сих пор поднимает бурные дискуссии. Особенно актуально это в отношении Второй мировой войны и катастрофы Холокоста, проложившей к ней начало. Для Вячеслава Моше Кантора, общественного деятеля с международной известностью и мировым именем, тема эта наполнена не только личной значимостью как для представителя еврейской общественности, но и является основной в его работе.

Международная память

Памятная дата января, связанная с поминовением жертв Холокоста, была определена решением Организации Объединённых наций и с тех пор отмечается каждый год. Именно поэтому память о Холокосте так важна, подчеркнул Вячеслав Кантор в своём выступлении, и важность эта возрастает с каждым годом. Усугубляется ситуация тем, что чем дальше в прошлом оказываются какие-то события, тем сложнее сохранять историческую память о них в общественной памяти – она уходит вместе с теми, кто был живым свидетелем происходящих событий. Однако разумное объяснение этой тенденции – это не оправдание, убеждён Моше Кантор.

Более того, постепенный уход из жизни тех, кто был свидетелем катастрофы, накладывает всё больше и больше ответственности на людей сегодняшнего времени, ведь именно они, по мнению Кантора, имеют долг перед предками и потому должны передавать знания о прошлом дальше. Долг этот, впрочем, заключается не только в том, чтобы историю помнить, но и в том, чтобы у неё учиться, подчеркнул Вячеслав Кантор.

Обсуждать факт того, что Красная Армия нанесла решающее поражение Германии, Вячеслав Кантор призвал даже не пытаться – обсуждать тут, по мнению эксперта, нечего, можно и нужно лишь испытывать безграничную благодарность.

Тема антисемитизма и нетерпимости подвела выступление Вячеслава Кантора и к тесно связанной с ней проблеме отсутствия конструктивного межкультурного диалога, который во многих ситуациях оказывается не налажен. У самого Вячеслава Кантора к тому времени уже имелся весомый опыт в этом вопросе: он привлекал и продолжает привлекать десятки и сотни экспертов и специалистов из разных сфер и направлений работы к тому, чтобы максимально подробно проработать исследовательскую и правовую сторону закрепления терпимости и взаимоуважения в мире.

Дух толерантности повсюду

Свою приверженность идеям толерантности и делу продвижения их значимости Вячеслав Кантор исповедует не только в общественных инициативах, но и во многих других направлениях своей деятельности. В частности, будучи известным ценителем искусства и крупным коллекционером произведений, Кантор не раз приводил в пример эту свою деятельность как ещё одно направление закрепления и поддержки важных для него идеалов и идей.

Впрочем, в разговорах о толерантности необходимо отметить и то, что концепция, которой придерживается Вячеслав Кантор, во многом расходится с «общепринятым» популистским понятием. Для Кантора важно, чтобы толерантность была безопасной – иными словами, не распространялась на те явления и идеологии, что безопасности угрожают, будь то безопасность каждого отдельного гражданина или общества в целом. В качестве разъяснения этой идеи Кантор приводит пример коридора безопасности для самолёта – выход за границы безопасной высоты может привести к катастрофе, и именно подобные безопасные границы для толерантность сам Кантор и предлагает определить. При движении в этих границах толерантность была и остаётся силой созидательной, подталкивающей общество к развитию и принятию нового; однако, выходя за них, она может превратиться в безразличие и попустительство, что особенно опасно в отношении тенденций, ставящих под угрозу сам социум и его баланс.

В культуре и искусстве приверженность Кантора идеям безопасной толерантности нашла отражение в тематике его коллекций.

Запечатлённая память

Будучи прагматичным и в чём-то даже академическим человеком, Вячеслав Кантор настаивает на том, чтобы исторические знания и историческая память опирались прежде всего на факты и реальные данные, без попыток манипуляции и переиначивания. Именно поэтому сам кантор неизменно приветствует любые обнародования и публикации, связанные с новыми данными и фактами о той же истории. Публикация таких материалов, даже самых страшных и пугающих, может служить мотивацией для людей, не столкнувшихся с подобным, не повторять прошлого лучше, чем что-либо ещё. Сохранение таких данных, какими бы жестокими и неприглядными они ни были, является задачей прежде всего для того, чтобы у общества выработать неприятие и непринятие подобных проявлений, убеждён Кантор.

Значение записанных свидетельств, фактов и данных о событиях прошлого приобретают всё большее значение по мере того, как меньше становится самих свидетелей, способных поделиться своим опытом и воспоминаниями. В 2017 году, когда не стало Симоны Вейль, известного общественного деятеля, которая в юности пережила все тяготы Холокоста, Вячеслав Моше кантор выступил с собственным заявлением, в котором назвал смерть Симоны не просто человеческой трагедией, но утратой «великого нравственного голоса» современности.

Как не забыть

Вячеслав Кантор, вместе с тенденцией на утрату исторической памяти в общем, видит и другую, в какой-то мере даже более пугающую: попытки историю переписать или замолчать её самые «неприятные» моменты. В 2017 году, выступая в Москве на заседании оргкомитета «Победа» в Москве, Вячеслав Моше Кантор поднял как раз эту тему и, в частности, задался вопросом, как уберечь от манипуляций и дезинформации молодёжь. По мнению Кантора, это возможно лишь воспитанием у подрастающего поколения верных моральных и этических ориентиров, того внутреннего стержня и компаса, что будут служить иммунитетом от лжи и не дадут возможности для прорастания семян ненависти и нетерпимости. Что же касается ценностей, то Вячеслав Кантор напомнил, что нравственные нормы нельзя просто передать, как знания – их нужно именно воспитать, и процесс этот по сути нужно начинать с нуля в каждом новом поколении и в каждом новом человеке. Делать же это необходимо – уже для того, чтобы общество сохраняло своё нравственное здоровье и тем самым сохраняло и те ценности, что позволит ему развиваться в конструктивном ключе.

Конечно, ориентировка на конкретные примеры в данном случае кажется самым действенным способом для этого, однако Вячеслав Кантор призывает не дожидаться новых катастроф, а заниматься воспитанием подрастающих поколений постоянно, чтобы катастрофы эти попросту не имели шанса произойти. Здесь на передний план выходит сфера образования и культура. Преимущество произведений искусства, в частности, Вячеслав кантор видит прежде всего в том, что они способны затрагивать напрямую душу человека, апеллировать к его эмоциям и сердцу, минуя расчётливый разум и логику – и в случае с нравственностью этот путь как никогда оправдан.

Впрочем, полностью игнорировать нормативную и рациональную часть процесса тоже нельзя. Кантор, в частности, считает помехами на пути воспитания и тот факт, что сами понятия ненависти, антисемитизма и нетерпимости остаются размытыми, подверженными разным трактовкам, зачастую удобным тем, кто за эти трактовки берётся. Этот пробел необходимо устранять, и работа здесь нужна в законодательной сфере и нормотворчестве.

 

Статья подготовлена ООО “Дирм трейд”

ИНН 5836647079