В феврале 1943 года Динской район был освобожден от немецких оккупантов. Наши знаменитые исследователи-краеведы Ю. М. Бодяев, Б. К. Козаченко, Т. А. Чекрыгина в своих книгах и статьях, на страницах газеты «Трибуна» обстоятельно и подробно рассказали о ходе боев на территории нашего района в те дни. Кажется, что вопрос полностью изучен и не требует дальнейших исследований.
Однако военные архивы еще таят в себе малоизвестные или совсем неизвестные эпизоды, которые позволяют дополнить историю освобождения наших станиц новыми данными.
Вот скажите, кто-нибудь слышал о диверсанте из Испании, сражавшемся в окрестностях станицы Васюринской зимой 1943 года? Или о немецком бронепоезде, сдерживающем своим огнем наши войска там же? Или об огромном фугасе весом в полтонны, обезвреженном в этой станице?
Вот об этом я и хочу рассказать. Начну немного издалека. 17 августа 1942 года И. В. Сталин приказал на каждом фронте сформировать отдельные гвардейские батальоны минеров (батальоны авансом, как и подразделения знаменитых «катюш», получили звание гвардейских). Выполняя это указание, командующий Северо-Кавказским фронтом 21 августа приказал создать 15-й отдельный гвардейский батальон минеров, формирование которого закончилось 12 сентября.
Саперы, призванные в эти батальоны, проходили спецподготовку по минному делу, топографии, десантированию, приемам рукопашного боя. Зачем саперам рукопашный бой? Все просто. Эти батальоны предназначались для совместного действия с опытными диверсантами из высшей школы особого назначения в тылу врага.
Высшей оперативной школой особого назначения (ВОШОН) руководил наш самый знаменитый в годы войны диверсант полковник Илья Старинов. В ней готовили специалистов диверсионного дела высшего класса. 11 ноября в ВОШОН был сформирован отряд из 135 человек для действий совместно с гвардейскими минерами в тылу врага на Кавказе. Этот отряд состоял в основном из испанцев – опытных ветеранов-диверсантов, членов Коммунистической партии Испании, которые оказались в нашей стране после поражения в гражданской войне с фашистами у себя на родине. Все испанцы неплохо владели русским языком, и, как правило, их назначали командирами диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) численностью 6-8 человек.
В январе 1943 года советское командование планировало провести грандиозную операцию по окружению и разгрому фашистских войск на Кавказе. Поэтому с целью дезорганизации тылов противника перед нашим наступлением 17 декабря 1942 года командующий войсками Закавказского фронта И. В. Тюленин утвердил план диверсионных операций в тылу врага. План предусматривал с помощью массовых диверсий уничтожение воинских эшелонов, живой силы, штабов противника, разрушение дорог и линий связи. С декабря 1942 года гвардейцы-минеры вместе с испанцами приступили к выполнению боевых задач на Кавказе: в разные точки немецкого тыла забрасывалось много диверсионных групп.
Так вот, среди этих групп была группа, в которой действовал опытный диверсант, испанец лейтенант Эскрибано Дельгадо Фелипе. Она была отправлена для диверсий в немецком тылу перед фронтом наступления 46-й армии и поэтому оказалась в районе станиц Васюринской и Старокорсунской.
Герой нашего рассказа родился в испанской столице Мадриде, стал летчиком в испанской армии. После гражданской войны в Испании, будучи коммунистом, эмигрировал в СССР. Пошел добровольцем в школу диверсантов И. Старинова. В мае-сентябре 1942 года он разрушал коммуникации в тылу врага в полосе Калининского фронта, а в декабре 1942 года возглавлял группу подрывников, действующую в Белоруссии в партизанском отряде «Молот». За месяц нахождения в отряде он подорвал пять эшелонов (включая бронепоезд) и три автомашины, уничтожил 20 рельс и 300 м проводов связи. Вернувшись в Москву, был переброшен на Кавказ.
В «Журнале боевых действий» 15 отд. гв. бригады минеров записано, что 23 января 1943 года группа минеров из 10 человек ушла на выполнение боевого задания в тылу врага перед фронтом 31-й стрелковой дивизии 46-й армии, которая в феврале 1943 года участвовала в освобождении станиц Васюринской, Старокорсунской и города Краснодара.
Командовал группой командир взвода минеров старший лейтенант Виктор Малахов. Инструктором в этой группе и был лейтенант Эскрибано Фелипе.
Непосредственно в районе Васюринской группа действовала с 1 февраля, то есть в дни, когда 31-я дивизия с трудом освободила станицу, а затем уперлась в линию обороны немцев, которая проходила по противотанковому рву южнее станицы, и несколько дней не могла ее прорвать. По приказу командования группа Малахова в ночь на 9 февраля проделала проходы в минных полях и колючей проволоке, а затем просочилась в тыл противника. Задача – выявить систему укреплений противника и заминировать пути его отхода.
Минеры под руководством Эскрибано 9 февраля заминировали дороги у станицы Старокорсунской. Было заложено 20 противопехотных мин ПМД-6, в каждой из которых установили дополнительный заряд взрывчатки по 1,5 кг (опытный испанец знал, как это делать). Одновременно минеры-диверсанты обнаружили кабель немецкой связи и отрезали его кусок длиной 25 м. На следующий день диверсанты установили еще 16 мин с усиленным зарядом на шоссе у Старокорсунской.
Кроме этого, группа решила помешать немецкому бронепоезду, который, подходя со стороны Пашковской по железной дороге, обстреливал наши наступающие войска, не давая им двигаться вперед. Для этого минеры, не доходя 300 м до разъезда 105-й километр (напротив Старокорсунской), под железнодорожное полотно установили две мины замедленного действия с усиленным зарядом взрывчатки (по 5 кг на каждую). Эту портативную и очень эффективную мину придумал сам Илья Старинов, учитель диверсантов-испанцев. Она носила название ПМС – «поездная мина Старинова», и за эту разработку он получил ученую степень кандидата технических наук. Невозможность бронепоезду после этого близко подойти к передовым позициям сыграет свою важную роль при прорыве немецкой линии обороны нашими войсками.
Изучив район, часть бойцов во главе с Эскрибано в ночь на 10 февраля вернулась к своим. Герой-испанец доложил командованию о действиях противника, указал на карте все выявленные огневые точки на переднем крае немцев, а также указал пути их отхода. Затем вернулся в тыл немцев, расчищая проходы для наших войск в минных полях.
Информация испанца Эскрибано имела большое значение. Наши артиллеристы, подошедшие на помощь 31-й дивизии, 11 февраля открыли огонь по этим точкам, а отсутствие бронепоезда сильно ослабило ответный огонь немецкой обороны. В результате наступающая советская пехота прорвала немецкую линию обороны, устремившись на Краснодар.
И вот тут отступающие немцы напоролись на мины, установленные минерами на дороге у Старокорсунской. Были уничтожены две автомашины с военным имуществом и шесть немецких солдат.
Преследуя отступающего противника, группа Малахова – Эскрибано, действуя совместно с разведчиками 284-го стрелкового полка, шла впереди наших войск, осуществляя разминирование путей наступления, вплоть до самого Краснодара. Вместе с разведчиками группа первой ворвалась в столицу Кубани. При этом минеры этой группы разминировали деревянный мост через Кубань для прохода бойцов 40-й мотострелковой бригады, тоже участвующей в освобождении Краснодара.
22 февраля 1943 года группа, выполнив задачу, вернулась в расположение своей части. За подвиги в тылу врага в районе Васюринской и Старокорсунской испанец Эскрибано Фелипе и Виктор Малахов 13 апреля 1943 года были награждены орденами Красной Звезды, а четыре минера – ефрейтор С. Л. Веревкин, сержанты Г. П. Немченко и П. В. Самойлов, старший сержант Н. Я. Сергеев были награждены медалями «За отвагу».
Еще пять минеров этой группы были тоже награждены, но не медалями, а орденами Красной Звезды, но в первую очередь за подвиг, совершенный в районе станицы Елизаветинской 13 февраля. Но это уже немного другая история.
Эскрибано Фелипе закончил службу в марте 1946 года, дальнейшая его судьба мне неизвестна. Виктор Малахов получить орден не успел: 12 апреля 1943 года он погиб при взрыве немецкой выпрыгивающей мины S–mine (у нас ее называли «лягушка»). Вместе с ним погиб еще один участник операции под Васюринской – ефрейтор Семен Добровецкий. Не дожил до Победы и Григорий Немченко: умер от ран в феврале 1944 года.
И еще один интересный факт. После освобождения в станице Васюринской сразу же начались работы по ее разминированию, которым занималась рота гвардейцев-минеров старшего лейтенанта В. М. Жильцова, которая до этого разминировала Белореченскую. Бойцы роты обнаружили и обезвредили огромный фугас весом 500 кг, находившийся в станичном питьевом колодце. После его обезвреживания минеры обнаружили в колодце большое количество средств связи, радиопередатчики и приемники, домашние вещи и ткани. 13 апреля 1943 года Владимир Жильцов был награжден медалью «За отвагу».
Юрий ГАН.
Учитель истории СОШ № 1 имени Героя России Андрея Туркина.
Станица Динская.
Читайте другие материалы рубрики: Общество