Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В дебатах рождается истина
12.05.2017 14:52
Мы ждем перемен
26.05.2017 10:31

Отчет С.И. Орлова, председателя районного Совета депутатов, о деятельности Совета муниципального образования Динской район в 2016 году и задачах на 2017 год

Отчет С.И. Орлова, председателя районного Совета депутатов, о деятельности Совета муниципального образования Динской район в 2016 году и задачах на 2017 год

Руководствуясь положениями Устава муниципального образования Динской район о подотчетности Совета муниципального образования Динской район (далее – Совет) непосредственно населению муниципального образования Динской район, представляю ежегодный отчет о деятельности Совета в 2016 году.

Начну с простого вопроса. Что такое местное самоуправление, о котором мы все постоянно говорим? Давайте внимательно посмотрим на смысл самого термина. Это гарантированное Конституцией РФ право всех нас, жителей района, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, эффективное использование и распоряжение муниципальной собственностью, исходя из интересов населения и в пределах, установленных законодательством.

Таким образом, все мы с вами ответственны за развитие нашего района, за благоустройство и комфортную жизнь в наших поселениях. Законодатель предусмотрел следующие варианты реализации права граждан на местное самоуправление: путем прямого волеизъявления посредством участия в муниципальных выборах, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Это первая возможность, которую все вы имеете для того, чтобы реализовать свое право на местное самоуправление. Именно вы сделали свой выбор, избрав главу и депутатов. Вы сами определили, кто от вашего имени будет управлять районом. Ответственность за сделанный выбор лежит на каждом из вас: и на том, кто был на избирательном участке, и на том, кто посчитал это бесполезной тратой своего личного времени. Я говорю об этом в связи с тем, что в сентябре этого года нас всех ждут важные выборы. Мы будем избирать депутатов Законодательного Собрания края (далее – ЗСК). Поэтому уже сейчас призываю всех жителей района к гражданской ответственности, внимательному изучению общественно-политической ситуации в районе и осознанному выбору в сентябре.

Если определять основное предназначение депутатской деятельности, то это принятие на сессиях Совета решений, в соответствии с которыми функционирует исполнительная власть.

Если же расставлять приоритеты в депутатской деятельности, то, с моей точки зрения, это, безусловно, взаимодействие с избирателями посредством личных приемов, исполнения депутатских наказов, содействия в решении их вопросов (проблем) либо поддержка социально значимых инициатив граждан и активное участие в их реализации.

В этой связи вторая реальная возможность воздействия на власть – это установленная законодателем подотчетность выборных органов населению, их обязанность ежегодно отчитываться о своей деятельности. Вы вправе требовать от своего депутата отчета о его деятельности, а депутату нужно постоянно доказывать, что он оправдывает доверие избирателей. Избиратель должен иметь полное представление о том, чем занимается Совет и его депутаты, какие существуют проблемы, и что необходимо для решения поставленных задач. Законодатель наделил депутата необходимым инструментарием для эффективной деятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и законных интересов своих избирателей. То, как депутат использует предоставленные ему возможности, оценивать вам, нашим избирателям. Поэтому, если вы не знаете своего депутата, значит, либо у вас нет проблем, и это хорошо, либо у вас нет депутата, и это плохо.

Не устаю повторять, что активная жизненная позиция жителей способна оказывать большую помощь в решении многих вопросов. Ведь кто, как ни вы, знаете проблемы изнутри и до мелочей. В этой связи отмечаю ежегодное увеличение количества обращений в органы местного самоуправления. И это не только потому, что увеличилось количество проблем, а потому что выросло доверие к власти. Жители видят, что волнующие их вопросы решаются. Многие сторонятся этого, но я уверен, что нельзя бояться прямого диалога с людьми. Нужно лишь добросовестно работать.

Также хотелось бы получать от вас предложения о том, как лучше ту или иную проблему решить. Ваше мнение, основанное на жизненном опыте, на знании местных особенностей, может являться существенным в поиске нужного варианта решения и для более полного учета общественного мнения в депутатской деятельности.

Как правило, основная часть обращений – это ремонт и реконструкция дорог, благоустройство и наведение санитарного порядка, строительство детских и спортивных площадок, медицинское и транспортное обслуживание, работа предприятий ЖКХ, конфликтные ситуации с соседями и многое другое.

Каждому из нас приходится решать различные социально-бытовые вопросы избирателей.

Однако, обращаясь к депутату, нужно четко понимать, что пределы компетенции любого должностного лица, и депутата в том числе, строго очерчены законом. Это правильно, потому что каждый должен заниматься своим делом и нести за него ответственность.

За каждым из обозначенных вопросов стоит соответствующий орган или должностное лицо, обязанное в силу служебного положения их решать. И в первую очередь вам необходимо обращаться с заявлениями и жалобами по подведомственности. Если вы не знаете к кому обратиться за решением проблемы, приходите на прием к депутату, и он подскажет. Если же ваше обращение не рассматривается, или вы получили отписку, или не принято никаких мер, тогда прямая дорога к депутату.

Если брать сферу ответственности районной власти, то это часть полномочий, которые ранее исполняли сельские поселения: организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма, строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного и земельного контроля, вопросы архитектуры и градостроительной деятельности, организация деятельности аварийно-спасательных служб, а также непосредственно сами полномочия муниципального района.

К наиболее важным для населения в части влияния на качество жизни можно отнести следующие полномочия района: организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми; содержание детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение в пределах своих полномочий организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; создание условий для развития сельскохозяйственного производства; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района.

Контроль за исполнением главой и администрацией района полномочий по решению вопросов местного значения, контроль за соответствием их деятельности Уставу и принятыми в соответствии с ним решениями Совета относится к исключительной компетенции представительного органа.

Отходя от стандартного алгоритма отчета, хочу обозначить в первую очередь те вопросы, которые озвучивались депутатами, находятся у них на контроле, но не нашли пока своего окончательного разрешения.

С 2011 года в соответствии с наказами жителей поселения депутатами ставится вопрос строительства школы в поселке Южном. В настоящее время 198 учащихся из поселка обучаются в школах станицы Новотитаровской, находящихся на расстоянии 15 км. В своем отчете о работе в 2016 году глава района доложил, что на сегодняшний день получено положительное заключение на проектно-сметную документацию на строительство средней школы в поселке Южном на 1100 мест. Стоимость строительства составит около 900 млн рублей. Направлена заявка на софинансирование строительства школы в администрацию Краснодарского края.

Следующий вопрос, который изначально инициировался Советом, – это вопрос размещения Динского районного музея. Совет стоял у истоков реализации инвестиционного проекта, направленного на строительство помещения для размещения районного историко-краеведческого музея в станице Динской по ул. Красной, 86. Музей был торжественно открыт в помещении «Крайинвестбанка».

Решением Совета в сентябре 2012 года администрации района поручалось совершить необходимые юридические действия, направленные на регистрацию права собственности муниципального образования Динской район на помещения музея. До сих пор вопрос не решен, и долгосрочные перспективы размещения музея выглядят неопределенно.

Долгое время депутаты совместно с администрацией района искали возможности для привлечения специалистов социальной сферы в наши учреждения. Пытались устанавливать различные доплаты, покупали служебное жилье, обращались за содействием к органам государственной власти. Ситуация, характерная для большинства муниципалитетов края, была услышана, и ЗСК приняло закон от 23.07.2015 № 3232-K3 «Об установлении специальностей и муниципальных образований, на территориях которых гражданам, работающим по основному месту работы, предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в безвозмездное пользование». Законом определены специальности и муниципальные образования в Краснодарском крае, на территориях которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование на срок не более шести лет для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Обязательное условие: основным местом работы для гражданина является работа в указанном в законе муниципальном образовании по определенной специальности (для каждого муниципалитета оговаривается свой перечень специальностей в сферах здравоохранения и образования). По истечении пяти лет эти граждане могут оформить землю в собственность бесплатно. Закон вступил в силу с 1 сентября 2015 года. Изучением вопроса реализации закона в Динском районе занималась заместитель председателя Совета, председатель районной организации профсоюза работников образования Н. И. Тараскина. В целях информирования заинтересованных работников социальной сферы ею были даны необходимые разъяснения в СМИ. Однако в Динском районе до настоящего времени закон пока не заработал.

Вот те актуальные вопросы, ответственность за решение которых мы на себя приняли и которые совместно с администрацией района будем продолжать решать.

Продолжая тему контрольных функций Совета, хочу заострить внимание на реализации полномочий в сфере здравоохранения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального района создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района.

Что относится к созданию условий? Это обеспечение медицинских организаций коммунальными услугами, услугами связи, включая Интернет, обеспечение транспортной доступности учреждений здравоохранения для всех групп населения, в том числе инвалидов, содействие в благоустройстве территорий учреждений здравоохранения, обеспечение надлежащего санитарного состояния территорий, прилегающих к территориям учреждений здравоохранения, иные действия, способствующие оказанию медицинской помощи населению на территории муниципального образования.

Финансирование расходов районного бюджета по разделу «Здравоохранение» до 2017 года осуществлялось за счет федерального и краевого бюджетов, в том числе и компенсационные выплаты специалистам, работающим (работавшим) в муниципальных учреждениях здравоохранения Динского района и проживающим в населенных пунктах Динского района, на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения. Однако с 2017 года органы государственной власти края отказались от финансирования мер социальной поддержки работников здравоохранения, фактически переложив на муниципалитет данное расходное обязательство. Учитывая, что и пациенты, и врачи являются нашими жителями, Совет и администрация района не могли оставить людей. В целях привлечения новых медицинских кадров и удержания уже работающих специалистов депутатами было принято решение продолжить финансирование мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников за счет средств районного бюджета. На сегодняшний день меры социальной поддержки получают 283 медицинских и фармацевтических работника, а с учетом членов семей их количество увеличивается до 851 человека. Для выплаты компенсации в бюджете предусмотрено 2 млн 300 тыс. рублей. Это те средства, которые мы вынуждены были перераспределить из расходов на свои непосредственные полномочия, за которые несем прямую ответственность.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил, что здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящееся в муниципальной собственности до дня вступления в силу указанного федерального закона, передается в собственность субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следуя требованиям законодательства, район должен был передать имущество учреждений здравоохранения в государственную собственность. Таким образом, учреждения здравоохранения поступали бы в подведомственность органов государственной власти края, которые обязаны были бы осуществлять финансовое обеспечение реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций (проведение капитального ремонта, оснащение оборудованием и прочее). Более того, Закон Краснодарского края от 30 июня 1997 года № 90-КЗ «Об охране здоровья населения Краснодарского края» гарантирует социальную поддержку отдельным категориям медицинских работников, проживающих в сельских населенных пунктах, работающих в государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Краснодарского края, в порядке и на условиях, определяемых администрацией Краснодарского края. Таким образом, передача имущества завершила бы процесс разграничения полномочий и позволила бы муниципалитету не отвлекать часть своих средств на реализацию государственных полномочий.

В январе 2015 года в администрацию района поступило письмо из Министерства здравоохранения Краснодарского края о необходимости в кратчайшие сроки подготовить и направить пакет документов для передачи муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Краснодарского края. В апреле 2015 года Совет утвердил перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из собственности муниципального образования Динской район в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе. Администрации района было поручено произвести все необходимые юридические действия, связанные с безвозмездной передачей имущества в государственную собственность Краснодарского края. По информации должностных лиц администрации района все объекты недвижимого имущества, подлежащие передаче, имели государственную регистрацию права собственности муниципального образования Динской район, а также права оперативного управления бюджетного учреждения здравоохранения муниципального образования Динской район «Центральная районная больница». Земельные участки также имели государственную регистрацию права муниципальной собственности Динского района и были закреплены за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования.

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет администрация муниципального образования Динской район в лице уполномоченного органа по управлению имуществом – управления имущественных отношений. Уполномоченный орган не исполнил поручение Совета, направив в адрес главного врача БУЗ МО Динской район «ЦРБ» Э. А. Асланяна письмо о необходимости передачи имущества в государственную собственность Краснодарского края, и самоустранился от дальнейших действий, направленных на фактическую передачу имущества. В декабре 2016 года Министерство здравоохранения Краснодарского края в очередной раз направило в администрацию района письмо о представлении документов для передачи имущества. Согласно подготовленному заместителем главы администрации А. А. Фисуном ответу в настоящее время администрацией решается вопрос  регистрации права собственности на имущество, находящееся в оперативном подчинении БУЗ МО Динской район «ЦРБ» – передача имущества планируется в июне-июле 2017 года. В данной ситуации возникает вопрос: почему в апреле 2015 года при утверждении Советом перечня передаваемого имущества представлялась информация о том, что имущество и земельные участки имеют государственную регистрацию права муниципальной собственности и закреплены за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования, а в декабре 2016 года потребовалось решение вопроса о регистрации права собственности? Не доработала в этом плане и Контрольно-счетная палата района, в полномочия которой входит контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Еще один вопрос, который также стал предметом пристального изучения депутатов, – это финансирование бюджетного учреждения муниципального образования Динской район «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению Динского района» (далее – МФЦ). Не ставя под сомнение эффективность работы МФЦ, его востребованность у населения, депутаты исследовали вопрос обязательств муниципалитета по его финансированию. Изучение вопроса показало, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета, относится решение вопроса по организации деятельности многофункциональных центров. При отсутствии краевого финансирования на содержание МФЦ депутаты приняли решение об участии в реализации государственных полномочий по организации деятельности многофункциональных центров за счет средств бюджета района. В то же время было установлено, что ни МФЦ, ни администрация района не обращались в администрацию края по вопросу выделения району средств на финансирование государственных расходных обязательств. В связи с этим администрации района поручено направить в администрацию Краснодарского края заявку на предоставление межбюджетных трансфертов в 2017 году и последующие годы на организацию деятельности МФЦ. Для муниципального бюджета осуществление государственных полномочий по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг обойдется в 2017 году в сумму, превышающую 18 млн рублей.

Для сведения: дефицит районного бюджета, предусмотренный решением о бюджете на 2017 год, превышает 80 млн рублей, поэтому необходимо предпринимать все возможные меры для того, чтобы побуждать краевую власть не перекладывать на муниципалитет свои финансовые обязательства, а исполнять закон.

Для чего я так подробно останавливаюсь на этих вопросах? Для того, чтобы на реальных примерах показать, насколько важны контрольные полномочия депутатов для эффективного функционирования механизма местного самоуправления.

Какими контрольными полномочиями обладает депутат?

Депутат вправе участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования Динской район, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей, осуществлять по поручению Совета контроль за исполнением принятых им решений, направлять депутатские запросы, принимать участие в их рассмотрении.

Депутат вправе обращаться на заседании Совета с письменным вопросом к любому должностному лицу местного самоуправления по вопросам его депутатской деятельности, что является основанием для его приглашения на заседание Совета. В отчетном году Совет трижды заслушивал должностных лиц, отвечавших на депутатские вопросы. Это были вопросы о строительстве школы в пос. Южном (депутат Д. В. Родзевич), о соблюдении градостроительного законодательства в Динском районе (депутат Д. В. Родзевич) и об обеспечении потребителей Динского района электрической энергией в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (депутат А. М. Бабанский).

Что касается депутатского запроса, то это обращение депутата, которое признается таковым в случае, если оно затрагивает вопросы, имеющие общественное значение. В отчетном периоде был рассмотрен один депутатский запрос В. Н. Орды, направленный на совершенствование процедуры закупки образовательными учреждениями района продуктов питания посредством прямых договоров. Цель постановки вопроса депутатом – обеспечить широкое участие местных товаропроизводителей в поставках продуктов питания для повышения их качества и сокращения бюджетных расходов в условиях конкурентной среды.

Обозначив основные направления, перейду к более подробному анализу работы Совета в 2016 году.

Согласно Регламенту деятельность Совета осуществляется в соответствии с перспективным планом, который разрабатывается по предложениям депутатов Совета, комитетов Совета, депутатских объединений, главы муниципального образования и утверждается Советом. С учетом сложившейся практики работы представительного органа и требований законодательства в отношении определенных нормативных актов Совета, которые рассматриваются в обязательном порядке в установленные сроки, в 2016 году планом нормотворческой и контрольной деятельности предусматривалось рассмотреть 29 правовых актов. Фактически рассмотрено 158 проектов, из них принято 152 правовых акта, в том числе подготовленных Советом – 41, администрацией района – 109, КСП – 2. Не принято либо направлено на доработку 6 проектов. Также рассмотрено 31 обращение по иным вопросам.

В 2016 году в Совет поступило 4 протеста прокурора Динского района, из которых 3 удовлетворены в полном объеме, и 1 протест удовлетворен частично, а также 2 представления, по результатам рассмотрения которых приняты необходимые меры.

В 2016 году профильные комитеты Совета работали в соответствии с планом нормотворческой и контрольной деятельности Совета.

Структура Совета в отчетном году не изменилась и традиционно представлена 5 профильными комитетами.

– Комитет по вопросам местного самоуправления и законности возглавляет Годовальник Владимир Наумович, заместитель председателя Совета, руководитель фракции КПРФ в Совете. Комитетом проведено 13 заседаний, рассмотрено 174 вопроса.

– Комитет по социальным вопросам, здравоохранению, образованию, культуре, делам молодежи и спорту возглавляет Тараскина Надежда Ивановна, заместитель председателя Совета.  Комитетом проведено 10 заседаний, рассмотрен 51 вопрос.

– Комитет по финансам, бюджету, предпринимательству, инвестиционной политике возглавляет Бабанский Алексей Михайлович. Комитетом проведено 13 заседаний, рассмотрено 55 вопросов.

– Комитет по строительству, ТЭК, транспорту и архитектуре возглавляет Родзевич Дмитрий Владимирович. Комитетом проведено 13 заседаний, рассмотрено 44 вопроса.

– Комитет по собственности, приватизации, землепользованию и землеустройству возглавляет Гриднев Андрей Валерьевич. Комитетом проведено 12 заседаний, рассмотрено 72 вопроса, из которых 26 вопросов по согласованию списания муниципального имущества. Существующая практика согласования дисциплинирует должностных лиц, заставляет должным образом готовить документы на списание и одновременно позволяет депутатам осуществлять непосредственный контроль за рациональным использованием особо ценного и недвижимого муниципального имущества. Для сведения сообщу, что комитетом согласовано списание объектов недвижимости на сумму 383 тыс. рублей, особо ценного движимого имущества на сумму 11 млн 598 тыс. рублей.

Среди наиболее значимых решений, принятых Советом в 2016 году, можно выделить следующие: внесение изменений в Устав района и Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Динской район.

Основным моментом вносимых изменений является отказ от прямых выборов главы района. Изменения в порядок избрания глав муниципальных образований были внесены Законом Краснодарского края от 26 марта 2015 года № 3147-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». Так, в 7 городских округах, 37 муниципальных районах и 37 поселениях, являющихся административными центрами районов в Краснодарском крае, предусмотрено избрание представительными органами глав муниципальных образований по конкурсу из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Состав конкурсной комиссии в Динском районе определен в количестве 8 человек. Половина членов конкурсной комиссии назначается Советом, а другая половина – главой администрации (губернатором) Краснодарского края. Главы сельских поселений (за исключением станицы Динской) продолжают избираться на муниципальных выборах. Новый порядок избрания глав муниципальных образований применяется поэтапно по мере истечения срока их полномочий или в случае досрочного прекращения полномочий. В соответствии с законом срок полномочий главы Динского района истекает 10 сентября 2017 года.

Следующий блок вопросов, который традиционно рассматривается Советом, – это ежеквартальная информация о результатах деятельности главы муниципального образования Динской район и деятельности администрации муниципального образования Динской район, о результатах анализа финансовой устойчивости бюджета района, о выполнении индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования Динской район за предыдущий год.

Ежеквартальное информирование депутатов о работе администрации было инициативой главы района. Это правильный шаг, потому что власть стремится быть открытой и доступной. По результатам мониторинга исполнения бюджета Совет ежеквартально признает устойчивым финансовое состояние районного бюджета. Муниципальное образование Динской район не имеет ни одного случая нарушения кредитных обязательств и соблюдает предусмотренные Бюджетным кодексом РФ предельные величины в части долговых обязательств, а сам бюджет является сбалансированным по доходам и расходам.

Особое внимание к бюджету объясняется тем, что это главный инструмент проведения социально-экономической и инвестиционной политики на территории муниципалитета. В целях обеспечения сбалансированности районного бюджета администрация района проводит мероприятия по оптимизации бюджетных расходов. В частности, в 2016 году были сокращены расходы на содержание органов местного самоуправления муниципального образования Динской район по сравнению с нормативной величиной на 30 млн рублей; сокращена штатная численность муниципальных служащих; проведена оптимизация численности в муниципальных учреждениях, что позволило высвободить в 2016 году более 3 млн рублей. По итогам проведенного анализа расходы на реализацию ряда муниципальных программ были сокращены на 5,6 млн рублей; это закупка продуктов питания. Связь между ценой и качеством товара здесь прямо пропорциональна, и экономить на питании детей за счет его ухудшения мы, естественно, не позволим.

Следующий вопрос, который ежеквартально изучается Советом, – это выполнение индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования Динской район. Данному вопросу уделяется большое внимание Законодательным Собранием края, и именно по его инициативе депутаты ежеквартально анализируют выполнение его показателей, ежегодно утверждают отчет о его выполнении.

Применительно к индикативным планам очень важно оценивать, достигнуты или не достигнуты цели, поставленные в них. Поэтому бюджетный комитет Совета под руководством А. М. Бабанского в непосредственном контакте с управлением экономического развития и инвестиций администрации района следит за динамикой фактически достигнутых показателей в их сравнении с утвержденными индикаторами. При отклонении фактических результатов от намечавшихся проводится анализ причин и при необходимости принимаются меры для корректировки планов.

Простой пример: ежегодная тенденция увеличения численности жителей района за счет повышения рождаемости и миграции населения неизбежно приводит к увеличению детского населения. Как следствие, увеличиваются численность детей в дошкольных образовательных учреждениях и численность учащихся в учреждениях общего образования. Таким образом, мы должны планировать на ближайшую перспективу увеличение количества мест в детских дошкольных учреждениях за счет организации дополнительных мест, альтернативных моделей дошкольного образования, реконструкции и строительства новых помещений. С увеличением количества обучающихся возрастет нагрузка на образовательные учреждения. Следовательно, необходимо планировать посменное обучение за счет оптимизации расписания учебных занятий и существующих помещений в школах, необходимы дополнительные педагогические кадры и т.п. Мы должны предусматривать проведение капитальных ремонтов в зданиях существующих общеобразовательных учреждений на условиях софинансирования с краевым бюджетом. Для этого необходимо заранее готовить документы для вхождения в государственные программы Краснодарского края. Не обойтись нам и без строительства новых школ, первой из которых должна стать средняя школа в поселке Южном на 1100 мест, о чем было уже упомянуто.

Практически по всем показателям индикативного плана на 2017 год и последующие два года планового периода намечена положительная динамика.

Еще один важный блок вопросов, рассмотренных Советом в 2016 году, касался вопросов противодействия коррупции в деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства правовым комитетом Совета под председательством В. Н. Годовальника были разработаны, внесены на рассмотрение и поддержаны Советом правовые акты, определяющие порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, а также лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, устанавливающие срок предоставления указанных сведений и меру ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений.

Определен порядок осуществления проверки по вопросам достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о соблюдении лицами, замещающими муниципальные должности, их супругами и несовершеннолетними детьми установленных для них запретов и ограничений, а также исполнения ими своих обязанностей, требований о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов. В районе создана комиссия, которую возглавляю я, по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о соблюдении требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Динской район.

Утвержден порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, и членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования Динской район и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Регламентирован порядок принятия лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций. Указанные лица вправе получить почетное и специальное звание, награду, иной знак отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных (за исключением научных и спортивных), если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями, только с разрешения Совета.

Утвержден порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район. Установлены меры ответственности, в соответствии с которыми непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим досрочное прекращение полномочий (удаление в отставку) в связи с утратой доверия. Прописан порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия и досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей. Решение об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия принимается Советом по результатам проверки, проведенной комиссией Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности.

Нельзя не сказать и о вопросах, рассматриваемых Советом в течение отчетного периода, связаных с реализацией полномочий в сфере архитектуры и градостроительства.

С 1 января 2016 года за муниципальным образованием Динской район дополнительно был закреплен ряд вопросов местного значения сельских поселений, в том числе в области градостроительной деятельности и жилищных отношений. Для реализации переданных полномочий Совет выделил средства на создание муниципального казенного учреждения муниципального образования Динской район «Архитектурно-строительный центр».

За отчетный период Совет внес изменения в генеральные планы Динского, Пластуновского, Южно-Кубанского, Красносельского сельских поселений, утвердил местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Динской район и Динского сельского поселения, внес изменения в Правила землепользования и застройки всех 10 сельских поселений Динского района. Данное направление деятельности в тесном взаимодействии с управлением архитектуры и градостроительства курирует профильный комитет Совета по вопросам ЖКХ под председательством Д. В. Родзевича.

В рамках бюджетных полномочий Совет утвердил отчет об исполнении бюджета за 2015 год и принял бюджет Динского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Повышению эффективности деятельности органов местного само-управления в бюджетной сфере способствует работа Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район (далее – КСП). На примере работы нашей КСП можно четко проследить процесс повышения эффективности ее деятельности, анализируя суммы выявленных финансовых нарушений по годам: 2012 – 6 млн 711 тыс. руб.; 2013 – 10 млн 896 тыс. руб., 2014 – 12 млн 702 тыс. руб.; 2015 – 12 млн 461 тыс. руб., 2016 – на общую сумму 74 млн 782 тыс. руб., из них по районному бюджету – 43 млн 129 тыс. руб., по бюджетам сельских поселений – 31 млн 652 тыс. руб.

Совместная деятельность представительного органа и органа внешнего муниципального финансового контроля позволяют реализовать в условиях недостатка бюджетных средств принцип эффективности и экономности использования средств местного бюджета. Законность и эффективность бюджетных расходов я ставлю в один ряд, ведь целевое расходование средств еще не гарантирует достижение запланированных результатов. Чтобы решить эту задачу, контрольно-счетные органы должны активно внедрять в практику своей деятельности аудит эффективности расходов местного бюджета. Необходим переход от последующего контроля к предупредительному воздействию. Если ранее контроль за реализацией муниципальных программ проходил в рамках проверок уже исполненных мероприятий, то сейчас опыт показывает, что эффективнее и рациональнее проводить экспертизу программ на стадии проектов. Таким образом, разработчиком программы оперативно будут устранены замечания, а уже принятая программа станет совместным продуктом всех органов местного самоуправления. Это позволит нацелить всех участников бюджетного процесса не только на устранение последствий финансовых нарушений, но и на искоренение предпосылок их возникновения, а это – ключ к решению проблемы повышения эффективности управления бюджетным процессом и расходования общественных средств.

Озвученные задачи Совет ставит перед вновь назначенным в декабре 2016 года на очередной срок полномочий председателем КСП А. И. Левченко.

Основной принцип бюджетной политики – открытость. Каждый совершеннолетний житель района, являясь налогоплательщиком, в меру своих возможностей участвует в пополнении бюджета. И он вправе знать, как и на что планируется расходовать бюджетные средства, какова экономическая и социальная эффективность уже израсходованных средств. С этой целью Совет ежегодно назначает публичные слушания по проекту решения об исполнении бюджета за предшествующий год. Проект решения Совета о бюджете Динского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – проект бюджета) также прошел детальное изучение во всех комитетах Совета и обсуждался на публичных слушаниях. Каждому заинтересованному гражданину была предоставлена возможность получить достоверную и полную информацию, внести свои предложения. Тем не менее, как и в предыдущие годы, ни одного предложения от граждан в ходе публичных слушаний в Совет не поступило.

В то же время в ходе экспертно-аналитических мероприятий КСП при подготовке заключения на проект бюджета было установлено, что при составлении проекта бюджета и планировании поступления доходных источников администрацией района не были использованы все имеющиеся резервы пополнения доходной части. Таким образом, КСП удалось изыскать дополнительные доходные источники в сумме 1 млн 780 тыс. руб. По результатам рассмотрения проекта бюджета во втором чтении профильными комитетами Совета было принято решение направить дополнительные средства на следующие мероприятия:

1) Предусмотреть в районном бюджете на 2017 год бюджетные ассигнования в размере 600 тыс. руб., которые направить на организацию подвоза детей в СОШ № 35 из поселка Южного.

2) Предусмотреть в районном бюджете на 2017 год бюджетные ассигнования в размере 1 млн руб., которые направить на социальную поддержку педагогов (оплата съемного жилья для привлечения необходимых специалистов).

3) Увеличить финансирование БУК МО Динской район «Историко-краеведческий музей» на 180 тыс. руб. для финансирования следующих мероприятий:

подготовка и выпуск районной Книги Памяти (100 тыс. руб.);

установка перегородки на 2-м этаже здания «Крайинвестбанка» для изоляции помещений музея от сторонних организаций (30 тыс. руб.);

установка стеклянных витрин для сохранности экспонатов (50 тыс. руб.).

Данные предложения были поддержаны администрацией района.

В отчетном году Совет рассмотрел и утвердил отчет о выполнении программы приватизации имущества муниципального образования Динской район за 2015 год.

Программа приватизации муниципального имущества на 2015 год по доходам была выполнена лишь на 58,3 %. Из 10 объектов, включенных в программу приватизации муниципального имущества в 2015 году, 2 объекта недвижимости были проданы посредством публичного предложения, третий объект недвижимостибыл продан посредством публичного предложения в феврале 2016 года.

Способ приватизации посредством публичного предложения предполагает возможность снижения начальной цены, равной рыночной стоимости объекта, до цены отсечения (50%). Доходы бюджета района от продажи муниципального имущества в 2016 году при плане 2 млн 100 тыс. рублей составили 1 млн 225 тыс. рублей. Данная ситуация не могла остаться без внимания депутатов. Рассматривая программу приватизации имущества на 2017 год, профильный комитет Совета по собственности под руководством А. В. Гриднева внес предложение, не допускающее приватизацию находящегося в муниципальной собственности недвижимого имущества – земельных участков, зданий, жилых и нежилых помещений – способами приватизации посредством публичного предложения и продажи без объявления цены. Таким образом, перед уполномоченным органом администрации района поставлена задача: оптимизация использования муниципального имущества, пополнение доходной части районного бюджета.

Большое внимание в деятельности Совета традиционно уделяется рассмотрению постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края и выполнению данных в них рекомендаций.

В 2016 году Совет рассмотрел следующие постановления ЗСК:

О реализации закона Краснодарского края «О мировых судьях Краснодарского края» (постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 16.12.2015

№ 2150-П). В постановлении шла речь о неудовлетворительной ситуации с размещением мировых судей и их аппаратов, в том числе и в Динском районе. Перед органами местного самоуправления поставлена задача принятия конкретных мер, направленных на улучшение размещения мировых судей в помещениях, отвечающих инженерно-техническим нормативам и способствующих более эффективной организации отправления правосудия. В ходе выполнения данного поручения, в бюджете района на 2017 год предусмотрели средства на проектно-изыскательские работы по строительству здания мировых судей в сумме 2 млн 700 тыс. рублей;

Об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства на территории муниципального образования Динской район (постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 16.12.2015 № 2139-П). В постановлении отмечена недостаточная работа органов местного самоуправления ряда муниципальных районов, в том числе и Динского, в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства. Решение данной задачи невозможно без участия в государственных программах. В то же время за последние три года в различных программах по строительству инженерных сетей участвовали только Новотитаровское, Васюринское, Нововеличковское и Старомышастовское сельские поселения.

По результатам рассмотрения вопроса депутаты отметили недостаточную работу управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики администрации района по координации деятельности органов местного самоуправления сельских поселений района в целях участия в федеральных и краевых программах, направленных на развитие инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных под жилищное строительство. В течение года Совет еще дважды возвращался к этому вопросу. Еще раз напоминаю, что обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков относится к вопросам местного значения сельских поселений. Главам поселений необходимо активизироваться в этом вопросе, а депутатам поселений на постоянной основе осуществлять мониторинг ситуации. Для информации: на 2016 год по всему краю только 20 земельных участков были переданы в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. То есть именно столько семей смогли построить свой дом. Это свидетельствует не только о невысоком материальном благосостоянии многодетных семей, но и о том, что власть не обеспечила этих людей необходимыми для строительства условиями. Отсутствие коммуникаций делает процесс строительства практически невозможным.

Обсудив информацию начальника управления архитектуры и градостроительства администрации района, главного архитектора Н. И. Шлыковой о мерах по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории Динского района (во исполнение постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 25.02.2016 № 2226-П), депутаты рекомендовали администрации района совместно с органами местного самоуправления сельских поселений принять меры по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории района.

Согласно представленному главой района отчету о работе за 2016 год в рамках деятельности по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории Динского района в отчетном периоде проведено 32 рейдовых мероприятия с целью мониторинга строящихся объектов. Проверено 42 объекта капитального строительства. Выявлено 14 объектов самовольного строительства, из них 7 многоквартирных жилых домов. Материалы по 6 объектам (в том числе по 5 многоквартирным домам) направлены в прокуратуру района, по 13 (в том числе по 4 многоквартирным домам) – в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, по 6 многоквартирным домам – в отдел МВД России по Динскому району для привлечения застройщиков к уголовной ответственности. Администрацией района направлены в судебные органы исковые заявления о сносе 2 многоквартирных жилых домов. Совместно с прокуратурой Динского района проведена проверка 4 объектов капитального строительства. В отношении 7 объектов капстроительства материалы направлены в сельские поселения для проведения муниципального земельного контроля. Отменены ранее выданные разрешения на строительство по 8 объектам капитального строительства, из них 5 – многоквартирные жилые дома. В реестр объектов самовольного строительства на территории муниципального образования Динской район включено 5 объектов, из них 3 многоквартирных жилых дома.

Традиционно в отчетном периоде Совет заслушивал отчет Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район о ее деятельности в 2015 году. Деятельность органа внешнего муниципального финансового контроля не вызвала у депутатов нареканий и была признана удовлетворительной. Мною было внесено в Совет представление о назначении А. И. Левченко на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования Динской район на новый срок полномочий. Данное предложение было поддержано депутатами Совета.

Дважды в течение года депутаты заслушивали начальника отдела МВД России по Динскому району о деятельности отдела. По результатам обсуждения работа отдела признавалась удовлетворительной.

Помимо рабочих вопросов Совет реализовал свои полномочия в части поощрения и награждения заслуженных работников социальной сферы района.

Звание «Почетный работник культуры Динского района» было присвоено Волошиной Любови Степановне, преподавателю отделения фольклорного искусства МБУ ДО ДШИ ст. Васюринской МО Динской район, руководителю детского образцового художественного коллектива «Веснушки», отдавшей работе в сфере культуры 44 года.

Почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Динского района» депутаты присвоили:

Руденко Елене Федоровне, врачу-терапевту терапевтического отделения районной поликлиники БУЗ МО Динской район «Центральная районная больница»;

Мельниковой Наталье Васильевне, врачу-кардиологу поликлиники Новотитаровской районной больницы № 1 БУЗ МО Динской район «Центральная районная больница».

Звание «Почетный педагог Динского района» присвоено:

Горпинченко Татьяне Николаевне, заведующей бюджетным дошкольным образовательным учреждением муниципального образования Динской район «Детский сад общеразвивающего вида № 66»;

Монастырной Наталье Николаевне, учителю биологии бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 38»;

Танаеву Юрию Михайловичу, тренеру муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 2» муниципального образования Динской район.

За выдающиеся заслуги перед жителями Мичуринского сельского поселения, эффективную деятельность по экономическому и социальному развитию, как совхоза «Агроном», так и Динского района, звание «Почетный гражданин Динского района» было присвоено Братчиковой Марии Петровне (посмертно).

Впервые в современной истории района Совет учредил свою Почетную грамоту. Первой за большой вклад в формирование общественного мнения, высокопрофессиональное и всестороннее освещение социально-экономического развития Динского района и в связи с 80-летием со дня основания Почетной грамотой Совета была награждена общественно-политическая газета Динского района «Трибуна».

В структуре Совета в отчетном периоде продолжили свою работу фракции политических партий «Единая Россия» и «КПРФ». На рассмотрение собраний фракций традиционно выносились актуальные вопросы развития экономики муниципального образования, исполнения местного бюджета, организации работы учреждений социальной сферы и другие. Так, на заседаниях фракций в 2016 году были рассмотрены вопросы как закупки качественных продуктов питания для образовательных учреждений у местных товаропроизводителей, так и качества питания детей. В ходе обсуждения вопроса была заслушана начальник управления образования М. А. Ежкова, перед которой поставлена задача разработать схему организации питания детей таким образом, чтобы наши производители могли поставлять свои качественные товары в школы и садики.

Не прошла мимо внимания депутатов реализация на территории района инвестиционных соглашений, заключенных на Международном инвестиционном форуме в г. Сочи за период 2010-2015 годов. Муниципальное образование Динской район принимает участие в данном мероприятии с 2004 года.

За период 2010-2015 годов районом заключено 45 соглашений на сумму 35 млрд рублей. Было создано более 1700 рабочих мест, ежегодно в консолидированный бюджет поступает дополнительно от реализации инвестиционных проектов 80-100 млн руб. налоговых платежей.

Рассматривалось выполнение в муниципальном образовании Динской район партийного проекта «Детские сады – детям». Муниципальная система дошкольного образования – это 28 дошкольных учреждений, которые посещает 7691 ребенок. Из них группы 12 часового пребывания – 6268 детей. В районе успешно функционируют 43 группы семейного воспитания при 15 детских садах, которые посещает 133 ребенка дошкольного возраста. В районе удалось обеспечить 100%-ную доступность услуг детских садов для детей в возрасте от 3 до 7 лет, но в целом большая очередность сохраняется. На учет для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях на 1 января 2017 года поставлено 2445 детей.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, посредством оптимизации имеющихся площадей. Дополнительно открываются группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В настоящее время в районе функционирует 103 группы кратковременного пребывания, которые посещает 1221 ребенок дошкольного возраста. Тем не менее, без строительства новых детских садов проблему не решить, и эта задача будет для власти приоритетной, что подтвердил в своем отчете и глава района С. В. Жиленко.

Обсуждалось выполнение в районе партийного проекта партии «Единая Россия» «Крепкая семья». Члены фракции обеспокоены вопросами профилактики и преодоления социального сиротства, правонарушений и преступлений в подростковой среде. Если по итогам первого полугодия 2016 года на ведомственном учете в управлении по вопросам семьи и детства стояло 34 семьи, находящиеся в социально опасном положении, то по итогам года их было 42.

Одним из приоритетных направлений деятельности депутатов является создание условий для укрепления здоровья детей и подростков. Вопросы финансирования организации отдыха, оздоровления и занятости детей района в рамках муниципальных программ находятся на постоянном контроле депутатов.

В свете послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ была заслушана информация Торгово-промышленной палаты Динского района об условиях ведения бизнеса на территории муниципального образования Динской район. Депутатов интересовали вопросы взаимодействия власти и бизнеса, свобода предпринимательства, административные барьеры, деятельность контрольных и надзорных ведомств в районе. По информации председателя Союза Торгово-промышленной палаты Динского района В. А. Сараева в районе создан и в полной мере реализуется механизм участия предпринимательского сообщества при непосредственной разработке и принятии нормативных актов, влияющих на развитие бизнеса.

В череде значимых вопросов, рассмотренных на фракциях, был вопрос эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в Динском районе. Отрадно, что в районе нет пустующих земель. Однако актуальным остается вопрос взимания арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения на территории района. По состоянию на начало ноября 2016 общая задолженность по арендной плате и пене за земли сельскохозяйственного назначения составляла более 2 млн руб. Озабоченность депутатов вызывает отсутствие положительной динамики по сокращению задолженности. Из года в год задолженность только растет. В этой связи депутатами ставились вопросы о необходимости проведения мониторинга использования земельных участков в целях увеличения дохода от их использования. Нас всегда учили, что земля – это народное достояние и пользование землей для ее владельца должно быть платным, в интересах всех жителей. Те, кто с этим не согласен, должны земли лишаться в пользу более ответственных землепользователей.

Мне хотелось бы выразить благодарность главе района за организацию подготовки вопросов на заседания фракций, предоставление исчерпывающей информации.

Но просто прослушать информацию и принять ее к сведению еще не достаточно. Нужно чтобы каждый депутат рассматривал себя как проводник идей власти в народ, с одной стороны, и источник обратной связи от народа к власти, с другой. Для этого необходимо, чтобы депутат действительно жил проблемами людей. Только зная их изнутри, можно помогать исполнительной власти, координируя ее действия. Главное, чтобы это был совместный поиск верного пути, а не перетягивание каната между двумя ветвями власти – представительной и исполнительной.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» я, как председатель Совета, стараюсь делать деятельность Совета максимально открытой, активно используя информационные технологии. Посредством официального сайта муниципального образования Динской район в сети Интернет (http://www.dinskoi-raion.ru) гражданам предоставляется объективная информация о деятельности Совета.

В целях привлечения молодых граждан, проживающих на территории района, к непосредственному участию в общественно-политической жизни, формированию их правовой и политической культуры, использованию творческого потенциала в разработке общественно значимых нормативных правовых актов, при Совете действует как совещательный и консультативный орган Совет молодых депутатов, объединяющий 61 депутата, которым на момент избрания было не более 35 лет.

Работа с молодежью необходима, ведь наша молодежь – это будущее района. Оттого, насколько молодежи комфортно жить в Динском районе, работать, создавать семьи, зависит благополучие муниципального образования. Главная наша задача – чтобы молодое поколение оставалось рядом с нами.

Стало традицией участие молодых депутатов в мероприятиях с лидерами и активистами молодежных и ветеранских организаций, их активное сотрудничество. При поддержке и участии молодых депутатов в 2016 году в Динском районе проведено 81 мероприятие: открытые уроки, спортивные соревнования, творческие и интеллектуальные конкурсы, викторины, благотворительные акции.

В заключение хочу сказать: все чего мы добились и планируем добиться, имеет главный фундамент – доверие наших жителей, которые дали нам право реализовывать свои наказы, инициативы и предложения. Это доверие мы всеми силами будем стремиться оправдать.

 

С. И. ОРЛОВ. Председатель Совета муниципального образования Динской район.