Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Страус – птица полезная
15.11.2013 14:26
Проблемная отрасль
03.02.2014 13:28

2014-й – в сфере коммунальных услуг

2014-й – в сфере коммунальных услуг

Очередную встречу за «круглым столом» районной власти с общественностью посвятили теме коммунальных услуг.

О социальной норме

2014-й станет началом применения социальной нормы при оплате за электроэнергию (на Кубани она вступит в силу с 1 июля). В этом плане у населения немало вопросов. Есть они и относительно тарифов на газ, тепловую энергию, горячую и холодную воду и водоотведение. Поэтому в администрации Динского района встречу с активом провели именно на эту тему. С общественниками встретились А. А. Фисун и Т. Н. Сташ, заместители главы администрации Динского района, а объемную информацию по обозначенному вопросу дал Д. В. Лукьянов, начальник управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики. Он напомнил, как развивалась «ценовая политика» в отрасли ЖКХ в текущем году, и о мерах по сдерживанию роста размера платы за коммунальные услуги (приказ РЭК-департамента от 28.02.2013 года № 3/2013-НП, который отменил нормативы потребления коммунальных услуг на горячее, холодное водоснабжение и водоотведение). Естественно, что жителей района интересует: что же будет в наступающем году?

В 1 полугодии 2014 года рост цен (тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) не планируется, а во втором полугодии индексация цен на электроэнергию (в пределах социальной нормы потребления) и газ для населения определена Правительством РФ на уровне 4,2%. С 1 июля 2014 го-да ФСТ России для Краснодарского края предварительно согласованы ограничения роста тарифов на тепловую энергию – на 4,6%, на холодную воду и водоотведение – на 4,9%.

Социальная норма потребления электроэнергии населением будет устанавливаться на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электроэнергии в 2012 году. В выборку должны входить не менее 10000 потребителей, зарегистрированных в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных стационарными электроплитами.

Социальная норма рассчитывается в соответствии с утвержденной методикой, с учетом разделения домохозяйств по числу зарегистрированных лиц, в т. ч. с отдельным учетом одиноких пенсионеров, и типа жилого помещения (наличие или отсутствие электроплит, электронагревательных установок, расположение в городской или сельской местности).

Поставщики электрической энергии и исполнители коммунальных услуг проинформируют население и приравненные к нему категории потребителей о величине социальной нормы и применяемых в соответствии с принятым в субъекте РФ решением ценах (тарифах) в пределах и сверх социальной нормы, а также об особенностях применения социальной нормы для одиноко проживающих пенсионеров и семей пенсионеров в сроки и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Учитывая социальную значимость введения социальной нормы, вопрос о ее величине для различных категорий потребителей планируется к обсуждению в отраслевых комитетах Законодательного Собрания Краснодарского края, а также на заседании экспертного совета по ценовой и тарифной политике Краснодарского края, в процессе которых будет дана оценка социально экономических последствий установления социальной нормы и обеспечения баланса интересов поставщиков электрической энергии и потребителей услуг.

Распоряжением Правительства от 10.09.2012 г. № 1650-р утвержден комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в РФ, в соответствии с которым предусматривается установление социальной нормы на водоснабжение с 2015 года; а после реализации пилотных проектов в части электроснабжения и водоснабжения рассмотреть предложения о введении социальной нормы потребления коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению.

Неясные моменты

Предвидя вопросы собравшихся, Д. В. Лукьянов разъяснил моменты, по которым чаще всего возникают вопросы.

Почему садоводческие товарищества за электрическую энергию платят по тарифу для городского населения?

Приказом ФСТ России от 31.10.2010 г. № 655-э приведен исчерпывающий перечень потребителей электрической энергии, приравненных к населению, в который, в том числе, включены и садоводческие товарищества.

Применение понижающих коэффициентов к тарифам для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и проживающего в сельских населенных пунктах (0,7 к тарифу для городского населения), является особенностями ценообразования для указанных категорий потребителей.

ФСТ России письмом от 19.07.2010 г. № ЕП-6084/14 разъяснено, что садоводческими товариществами электрическая энергия должна оплачиваться по тарифу, установленному для потребителей, приравненных к населению без применения понижающего коэффициента 0,7.

Таким образом, члены садоводческих товариществ рассчитываются за потребленную электроэнергию по тарифам для городского населения. Применение тарифа на электрическую энергию, как для населения, проживающего в сельской местности, для них не предусмотрено.

Почему тарифы в Динском районе на природный газ выше, чем в Краснодаре?

Регулирование розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, осуществляется РЭК-департаментом в соответствии с утвержденными Федеральной службой по тарифам методическими указаниями и исключительно при пересмотре на федеральном уровне составляющих розничных цен на газ: оптовых цен на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффинированными лицами, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа.

На территории Краснодарского края существует 3 поставщика газа: ОАО «Краснодаргоргаз» осуществляет поставку газа населению г. Краснодара, ОАО «Славянскгоргаз» – населению Славянского района, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» – осуществляет поставку газа населению 42 муниципальных образований края, кроме вышеназванных.

Уровень розничной цены на газ зависит от размера оптовой цены, которая для населения Краснодарского края утверждается на одном уровне и от размера региональной составляющей:

тарифов на услуги газорас-пределительных организаций по транспортировке газа, которые при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) зависят от объема газа, проходящего через газовые сети (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объеме поставок газа (чем выше удельный вес объема поставки населению, тем выше тариф), а также от протяженности и разветвленности сетей (чем больше протяженность и разветвленность газовых сетей, тем выше цена на газ);

платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа.

Так, удельная загрузка сетей газораспределения (отношение объема транспортированного газа к протяженности обслуживаемой сети) на территории г. Краснодара более чем в 7 раз выше удельной загрузки сетей газораспределения по системе поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар». В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в 2,24 раза выше (1183,54 руб./тыс. м3) по отношению к региональной составляющей на территории г. Краснодара (526,15 руб./тыс. м3).

В связи с этим, при равной оптовой цене 3100 руб./тыс. м3 разница в размере региональной составляющей определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Динского района с 01.07.2013 г., –

5054,58 руб./тыс. м3 против 4278,86 руб./тыс. м3 в г. Краснодаре.

Установление розничных цен на природный газ в единицах измерения – руб./тыс. м3.

В соответствии с положениями Методических указаний по регулированию розничных цен на газ и их составляющих, цены и тарифы на газ должны устанавливаться за 1000 кубических метров газа.

До 1 июля 2013 г. РЭК-департаментом розничные цены на газ утверждались, как за 1000 кубических метров газа, так и за 1 кубический метр.

В связи с замечаниями контрольно-надзорных органов о необходимости соблюдения нормативно-правовых актов по расчету цен за газ, приказом РЭК-департамента утверждена розничная цена на газ, реализуемый населению Динского района, в размере 5054,58 рубля за 1000 кубических метров газа. Указанная розничная цена на газ рассчитана в соответствии с положениями Методических указаний с округлением до целых копеек, согласно общепринятым правилам математического округления.

РЭК-департамент неоднократно обращался в ФСТ России с просьбой о внесении изменений в Методические указания о возможности установления розничных цен на газ, реализуемый населению, по всем направлениям его использования за кубический метр газа. Однако до настоящего времени предлагаемые РЭК-департаментом изменения в Методические указания не внесены.

По вопросам, связанным с ростом тарифов и платежей за жилищно-коммунальные услуги, необходимо обращаться по телефону «горячей линии» 6-26-44.

Реплики из зала

Л. В. Купина, председатель районной общественной организации ВОИ, просила учесть интересы людей с ограниченными возможностями здоровья, которые сейчас пользуются льготами при оплате за услуги ЖКХ. Как будет действовать социальная норма на электроэнергию для них?

Н. П. Гирский, ветеран и бывший работник администрации района, посетовал на некоторую неразбериху в квитанциях за оплату, в том числе и по срокам оплаты. Приходится по нескольку раз в месяц оплачивать в разные сроки «за воду», «за газ», «за свет», а ведь для удобства потребителей можно определить единую дату.

В. Н. Прокопова, председатель районного совета ветеранов, еще раз напомнила о тяжелом бремени, которым ложится оплата за услуги ЖКХ на пенсионеров.

Вновь затронули работу ООО «Динская мусороуборочная компания». Ю. К. Чернышев, глава Динского сельского поселения, сообщил, что депутаты пришли к мнению не продлять с ней договор о сотрудничестве. С нового 2014 года ее обязанности может выполнять имеющийся в поселении МУП.

Изучать и обсуждать

Итоги «круглого стола» подвел А. А. Фисун. Он отметил, что ни одно нововведение, к которым относятся социальные нормы, не принимается, прежде чем не изучат и не учтут все нюансы. Сейчас должно формироваться общественное мнение. Вопрос Л. В. Купиной и другие будут взяты на заметку и предложены для обсуждения депутатам ЗСК и партии «Единая Россия». Однако жителям района нужно владеть ситуацией и ориентироваться на ожидаемые перемены. Это значит, что в перспективе увеличения роста числа квартир, которые перейдут на самостоятельное отопление и установку более эффективных и экономичных приборов, скорее всего, будет изменена система выплат по социальным компенсациям и ужесточен контроль за сведениями о доходах.

Лариса ПРОПИЩИНА.