Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Наши победы – любимому краю
13.09.2022 08:48
Уважаемые жители и гости Динского района
13.09.2022 09:16

Степан Мащенко. Помнить и гордиться

Степан Мащенко. Помнить и гордиться

Когда-то, более ста лет назад, имя Степана Мефодьевича Мащенко было известно многим жителям Кубани. Первый в Кубанской области доктор медицинских наук с ученой степенью, начальник Екатеринодарской военно-фельдшерской школы. Достаточно сказать, что именно под его руководством работал известный офтальмолог Станислав Владимирович Очаповский.
А сейчас об этом человеке помнит лишь узкий круг историков, да кто-то из краеведов, может быть, и вспомнит: «Да-да, что-то слышал, вроде бы был такой, но подробности не знаю». А зря, ведь этот человек достоин того, чтобы о нем помнили и гордились.
Рожденный в Динской
Звали этого человека Степан Мефодьевич Мащенко. Родился он 28 ноября 1859 года в станице Динской, в семье есаула Мефодия Лукича Мащенко. Дед Степана Мефодьевича прибыл на Кубань в 1823 году и обосновался в Старонижестеблиевском курене, но уже через год перебрался в хутор Петровский, ставший вскоре станицей, а в 1857 году отец Степана Мефодьевича с семьей переехал в станицу Динскую.
Как впоследствии вспоминал доктор Мащенко, в их семье было шестеро детей: Дмитрий, Анастасия, Николай, Надежда, Степан и Иван. Был еще сын Петр, умерший в младенчестве. Отец дома почти не бывал, постоянно пребывая на службе. Хозяйством и детьми занималась мама. Когда Степе исполнилось 8 лет, его отдали в станичную школу, где он проучился три года. Летом 1870 года пришло извещение о смерти отца. Умер Мефодий Лукич в Александропольском госпитале, сейчас это город Гюмри в Армении.
А вскоре Степана, как сироту, за казенный счет отправляют на учебу в гимназию города Ейска. В 1876 году гимназию переводят в Екатеринодар, и он продолжает обучение там.
Орден за борьбу с холерой
После окончания учебы Степан поступает в Императорский Московский университет, сначала на факультет естествознания, а затем переводится в медицинский. По окончании университета в 1888 году возвращается на Кубань и назначается младшим врачом Первого Кубанского полка, но вскоре его переводят на службу младшим врачом Лабинского отдела. В 1893 году в Кубанской области вспыхнула эпидемия холеры. И доктор Мащенко вместе с другими врачами начинает с ней бороться. В этом же году за успешную борьбу с эпидемией он получает орден Станислава III степени и переводится на работу младшим ординатором Екатеринодарской войсковой больницы.
В феврале 1897 года женился на Ольге Александровне Зубовой. Венчание проходило в Новочеркасском войсковом соборе. В этом же году его, как грамотного специалиста, командировали в Императорскую военно-медицинскую академию. Там он поступил на кафедру психиатрии и учился у академика Владимира Михайловича Бехтерева. В 1889 году, защитив докторскую диссертацию и получив степень доктора медицинских наук, возвратился в Екатеринодар.
Революцию не принял
В 1900 году назначается старшим ординатором психиатрического отделения Екатеринодарской Войсковой больницы и одновременно исполняет должность инспектора классов Екатеринодарской военно-фельдшерской школы, в течение пяти лет исполняя обязанности директора Войскового приюта для девиц.
В 1911 году С. М. Мащенко назначается главным врачом Екатеринодарской Войсковой больницы. В 1917 году занимает пост главного областного врача Кубанского войска.
В 1897 году у него родилась дочь Ксения, а в 1901 году – сын Владимир.
К 1917 году он уже действительный статский советник.
Как настоящий патриот России, он не принял революции и социалистических экспериментов. В период формирования отрядов Кубанской Рады вступает в ряды борцов против большевизма и в январе 1918 года становится начальником лазарета Кубанской армии. В марте 1918 года совершил первый Кубанский поход на соединение с Добровольческой армией генерала Корнилова. После поражения под Екатеринодаром вместе с Добровольческой армией отступил в Донскую область.
Во время Гражданской войны служит как военный врач в Добровольческой армии и Вооруженных силах Юга России, а затем областным врачом Кубанского войска.
В 1920 году, после поражения Белого движения на Юге России, уходит в эмиграцию и живет во Франции. Принимает активное участие в общественной жизни политэмигрантов. Делегат Российского Зарубежного съезда 1926 года в Париже. Является членом Союза ревнителей памяти императора Николая II.
В частной коллекции за семью печатями
В конце жизни Степан Мефодьевич начал писать мемуары. Впервые отрывки из них были опубликованы в 1931 году в журнале «Вольное казачество», а затем, уже после смерти Степана Мефодьевича, в Кубанском историческом и литературном сборнике за 1962-1964 годы, выходившими за границей.
Обладая прекрасной памятью и несомненным литературным дарованием, Мащенко вспоминает детство и юность, проведенные на Кубани, описывает быт и обряды казаков, города и станицы Кубани, в которых ему приходилось бывать. Он мог бы стать в один ряд с Щербиной, Елисеевым, Горбом-Кубанским, Солодухиным и другими кубанцами, волей судьбы оказавшимися на чужбине и оставившими воспоминания. Его воспоминания могли бы войти в золотой фонд Кубанской мемористики и стать прекрасным материалом для преподавателей краеведения для углубленного изучения жизни и быта жителей Кубани 19-20 веков. Но…

После смерти Степана Мефодьевича его мемуары оказались в городе Ховелл, США, у хранителя казачьего зарубежного архива Валерия Ивановича Бабича. В 2007 году он передал их со многими другими документами на Кубань, надеясь на их публикацию. Вскоре после передачи архива Бабич умер, а воспоминания Мащенко, как и многие другие документы, осели в одной из частных коллекций, и так до сих пор полностью не опубликованы. А жаль!

Умер Степан Мефодьевич в 1951 году и упокоился на русском кладбище Сен-Женевьев-Де-Буа в Париже.
Судьбы братьев
Старший брат Дмитрий Мефодьевич – кадровый офицер. В 1874 году окончил Ставропольское юнкерское училище, воевал в Русско-турецкой войне 1877 года за освобождение Болгарии, участник кампании в Туркестане
1880 года. Служил в третьем Кубанском Пластунском батальоне, а затем во втором Ейском полку. С 1902 года – старший адъютант Ейского отдела, а с 1904 года – старший помощник атамана Ейского отдела (с перерывом на Русско-японскую войну, в которой он принял активное участие). В 1916 году за усердную службу и труды, понесенные во время военных действий, получил чин полковника. Награжден орденами Святого Станислава III и II степени, Святой Анны IV и II степени, Святого Владимира IV степени.
Средний брат Николай Мефодьевич – участник Русско-турецкой войны за освобождение Болгарии. Больших чинов не сыскал, дослужился до урядника и всю жизнь оставался честным и порядочным человеком.
Самый младший из братьев, Иван Мефодьевич, служил в войсковой типографии. Как сложились судьбы братьев после революции, мы, к сожалению, не знаем, но на фотографии 20-х годов семьи Мащенко во Франции есть и Иван Мефодьевич.
Владимир и Ксения
Интересна судьба детей Степана Мефодьевича Мащенко. Сын Владимир, будучи семнадцатилетним юношей, с отцом ушел в первый Кубанский поход. Воевал в Добровольческой армии. К 1920 году – уже старший урядник. Затем эмиграция. Заканчивает в Париже русскую гимназию и высшую индустриальную школу католического университета в Лилле. Был рабочим на заводе, матросом парусного судна, слесарем, чертежником, джигитовал в группе наездников Андрея Шкуро и Федора Елисеева. В 1931 году инженер Владимир Степанович Мащенко уезжает в длительную командировку во французское Конго. После Второй мировой войны вернулся во Францию. Умер в Париже 30 октября 1959 года.
Дочь Ксения в качестве сестры милосердия ушла в первый Кубанский поход. Затем – служба сестрой милосердия в Черкесском конном полку добровольческой армии. Награждена Георгиевской медалью и Корниловским венцом первопроходника. В эмиграции вышла замуж за инженера Жана Лели. Во время Второй мировой войны вместе с мужем принимает активное участие во французском подполье, за что была награждена медалью Французского Сопротивления. Умерла Ксения Степановна Лели 12 февраля 1992 года в Париже. Упокоилась на кладбище Маклакофф на Сталинградском бульваре.
В 2013 году наследники четы Лели выставили их награды на продажу на аукционе. Бывает и так.
На сегодняшний день в России нет потомков рода Мащенко. Как нет потомков многих других славных казачьих родов.
У нас в стране принято давать больницам и клиникам имена известных медиков: Очаповского, Федорова, Кащенко, Боткина, Пирогова и многих других. А почему бы не присвоить Динской районной больнице имя земляка, достойнейшего сына станицы Динской и Кубани Степана Мефодьевича Мащенко?
Василий ШКАРУПИЛЫЙ.
Сотрудник музея боевой и трудовой славы имени П. Т. Василенко.
Станица Васюринская.

С. М. Мащенко с сыном Владимиром (рядом), дочерью Ксенией и ее супругом Жаном.